Понятие и предмет муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 07:32, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.
Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный иместный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 78.66 Кб (Скачать файл)

       образования;

 

     * 2) органы местного  самоуправления (представительные  и исполнительные);

 

     * 3) выборные  должностные лица (депутаты, главы  муниципальных

       образований);

 

     * 4) органы территориального  общественного самоуправления (домовые

       комитеты, советы и т.д.);

 

     * 5) юридические  лица (например, хозяйствующие субъекты, действующие на

       территории  муниципального образования);

 

     * 6) физические  лица или группы лиц (в частности,  обращающиеся в органы

       местного  самоуправления с правотворческой  инициативой);

 

     * 7) государственные  органы Российской Федерации;

 

     * 8) государственные  органы субъектов Российской  Федерации;

 

     * 9) различные  предприятия, организации, учреждения.

 

   Кроме того, необходимо  иметь в виду, что особым субъектом

   муниципально-правовых отношений может быть и муниципальное образование в

   целом. Так, муниципальное образование обладает правами собственника

   муниципального имущества; правом иметь свою символику (гербы, эмблемы и

   др.). От имени муниципального  образования как особого субъекта

   муниципально-правовых отношений выступают: либо население непосредственно,

   либо органы местного  самоуправления.

4. Европейская  Хартия местного самоуправления, ее значение для науки и  практики муниципального строительства в РФ.

 

В преамбуле изложены основные принципы, на которых она строится:

- органы местного самоуправления  составляют одну из основ любого  демократического строя;

- право граждан участвовать в  управлении государственными делами  является общим демократическим  принципом, и это право непосредственно  может быть осуществлено на  местном уровне;

- с целью обеспечения эффективного  и приближенного к гражданину  управления необходимо существование  облеченных реальной властью  органов местного самоуправления;

- местные органы должны быть  созданы демократическим путем,  иметь широкую автономию в  отношении своей компетенции,  порядка ее осуществления и  обладать достаточными для этого  средствами.

Правовые  нормы Хартии, сформулированные в  общей форме, носят рекомендательный характер, но их соблюдение является обязательным условием для присоединения к  ней любого государства Европы.

При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязательства государств, подписавших ее, в том числе  Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции  государства». Российская Федерация  как участник этого договора обязуется  соблюдать установленный ст. 12 минимальный  уровень гарантий организации и  деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская  хартия местного самоуправления устанавливает  обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю  Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и  иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской  хартии местного самоуправления.

В соответствии с Хартией принципы местного самоуправления должны быть призваны альтернативно там, где  это целесообразно, в конституции  государства или в законодательстве страны. Конституция РФ закрепила  ряд основных норм, непосредственно  относящихся к организации и  деятельности местного самоуправления. Эти нормы устанавливают то конституционное  поле, в рамках которого функционирует  муниципальная система.

В Российской Федерации конституционное  законодательство включает также и  конституционно-правовые акты субъектов  Федерации. Устав Архангельской  области воспроизводит основные положения федеральной Конституции, относящиеся к сфере местного самоуправления Устав Архангельской  области. Принят решением Архангельского областного совета депутатов № 36 от 23.05.1995..

Хартия  определяет сущность местного самоуправления как право и способность населения  регламентировать значительную часть  публичных дел и управлять  ею, действуя в рамках закона и под свою ответственность (п. 1 ст. 3 Хартии). Это положение воспроизведено в российском законодательстве в норме Конституции РФ о праве граждан самостоятельно решать вопросы местного значения (п. 1 ст. 130) и детализировано в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.// «Российская газета», №202, 08.10.2003., который закрепляет право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления и перечисляет основные правомочия этого права.

В федеральных и региональных актах  Российской Федерации реализованы  требования Хартии по содержанию местного самоуправления, включая такие положения, как:

- выборность местных органов, сочетание  форм прямой и представительной  демократии (п. 1 ст. 3 Хартии);

- самостоятельное принятие решений,  свободный выбор средств и  способов осуществления собственных  инициатив в пределах установленной  компетенции (п. 2 ст. 4);

- расширение компетенции путем  делегирования дополнительных государственных  полномочий с передачей соответствующих  ресурсов (п. 5 ст. 4).

Регламентирование территориальных основ местного самоуправления включает следующие  основополагающие положения:

- установленные Хартией принципы  распространяются на все существующие на территории государства категории местного самоуправления;

- сами территориальные разграничения  должны проводиться на основе  предварительных консультаций с  соответствующими общинами;

- ограничения в отношении отдельных  категорий местного самоуправления  допустимы, о чем должны быть  сделаны соответствующие оговорки  при подписании Хартии.

Хартия  затрагивает три группы вопросов, относящихся к организационным  основам местного самоуправления: самостоятельное  определение внутренних административных структур и их соответствие решаемым задачам, свободное осуществление  полномочий на местном уровне, ограничение  законом административного контроля и вмешательства в деятельность органов местного самоуправления. Отмеченные принципы нашли свое закрепление  и развитие в правовой системе  Российской Федерации. Эти нормы  развиваются и в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Административный  контроль, о котором идет речь в  Хартии, осуществляется в соответствии с действующими законами. Его цель - обеспечить соблюдение Конституции  РФ, федеральных и региональных законодательных  актов в сфере местного самоуправления.

Финансовые  основы отражены в ст. 9 Хартии, устанавливающей  право местных органов власти на получение и свободное распоряжение достаточными собственными финансовыми  средствами, часть которых должна поступать за счет местных налогов  и сборов и быть соразмерной представленным полномочиям Законодательство Российской Федерации отражает и развивает  эти требования Хартии. Конституция  РФ гарантирует право каждого  муниципального образования утверждать и исполнять собственный бюджет, устанавливать местные налоги и  сборы.

Основой правовых гарантий местного самоуправления в соответствии со ст. 11 Хартии является судебная защита, поскольку судебная власть в силу своего особого положения  способна наиболее эффективно обеспечивать свободное осуществление полномочий и закрепленных в законе принципов  организации и деятельности местного самоуправления.

 

5. Местный  бюджет. Доходная часть бюджета.

Статья 52. Местные бюджеты 
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). 
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. 
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. 
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. 
Доходы местных бюджетов 
1. К собственным доходам местных бюджетов относятся: 
1) средства самообложения граждан (под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения) 
2) доходы от местных налогов и сборов  
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии  
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии  
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней( путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов) 
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; 
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; 
9) добровольные пожертвования; 
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Учет операций по распределению  доходов от налогов и сборов в  соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57-61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным  кодексом Российской Федерации.

 

6. Местное  самоуправление и государственная  власть. Разграничение предметов  ведения местного самоуправления  и органов государственной власти.

 

Взаимоотношения государства  и гражданского общества являются серьезным  фактором развития народовластия как  на федеральном и региональном уровнях, так и на местном. Гражданское общество представляет собой огромную самоорганизующуюся суперсистему и состоит из множества институтов и ассоциаций граждан. При этом не только в целом гражданское общество, но и его сообщества на местах тоже представлены значительным количеством самоуправляющихся скооперированных общин и объединений граждан, каждое со своими особыми интересами.

Рассмотреть их в  совокупности, во взаимодействии, выявить  значение и роль каждого и характер взаимосвязи и означает исследовать  основные теоретические и конституционно-правовые аспекты процесса осуществления  и развития народовластия в системе  местного самоуправления.

Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства  по отношению к нему, системой взаимоотношений  между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Государство определяет общие направления своей политики по отношению к местному самоуправлению, обязательные как для федеральных органов, так и для субъектов РФ.

Рассматривая систему  государственного регулирования деятельности местного самоуправления, следует учитывать, что органы местного самоуправления выступают в этой системе в  качестве не только пассивной, но и  активной стороны. Взаимодействие с  органами государственной власти является одной из важных составных частей муниципальной политики. Через свои союзы и ассоциации они оказывают  активное воздействие на формирование государственное политики в области  местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, т. е. они имеют право вносить в эти органы проекты законодательных актов субъектов РФ или изменений в действующие законодательные акты, подлежащие обязательному рассмотрению.

В зарубежных странах, особенно в федеративных государствах, выработаны эффективная система  взаимодействия между уровнями власти и методы преодоления неизбежно возникающих разногласий, в т. ч. в финансовой сфере. Так, в США создан специальный орган - Комиссия по межправительственным отношениям, куда входит равное число представителей от федеральной власти, от властей штатов и от местных властей. Без достижения согласия в этой комиссии серьезные решения по распределению финансовых средств по уровням власти не принимаются.

Информация о работе Понятие и предмет муниципального права