Понятие и предмет муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 07:32, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.
Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный иместный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 78.66 Кб (Скачать файл)

Решения органов  местного самоуправления по вопросам местного значения обязательны для  государственных органов и их работников как жителей муниципального образования. К числу таких государственных структур относятся следующие:

1. Силовые, правоохранительные, фискальные органы (воинские части, военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД, ФСБ, исправительнотрудовые учреждения, налоговые, казначейские, таможенные и др.). Эти органы действуют в соответствии с постановленными перед ними задачами. Однако они обязаны согласовывать с органами местного самоуправления акции, которые могут повлиять на жизнедеятельность населения. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий может давать этим органам отдельные поручения (например, провести проверку, представить информацию и т. д.). Силовые органы информируют главу муниципального образования - при соблюдении необходимой служебной тайны - о состоянии безопасности и правопорядка на территории и о своих мероприятиях. Муниципальное образование оказывает содействие в их работе. В ряде случаев законодательство предусматривает прямое участие органов местного самоуправления в решении задач территориальных федеральных органов (например, призыв на военную службу).

2. Инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии (электроэнергетика, газоснабжение, железная дорога, почта, телеграф, средства телекоммуникации и др.). Большинство из них акционировались, но государство сохранило решающее влияние на их функционирование. Деятельность этих структур оказывает огромное воздействие на жизнеобеспечение местных сообществ. Инфраструктурные ведомства могут выполнять отдельные поручения главы муниципального образования, данные в пределах его компетенции. Но в целом органы местного самоуправления практически не могут оказывать существенное влияние на деятельность естественных монополий и их ценовую политику.

3. Органы государственного  надзора, о которых говорилось  выше. Их задача - проверять соблюдение  законодательства и норм в  соответствующих сферах всеми  субъектами деятельности на территории  муниципального образованиях, в  том числе и самими органами  местного самоуправления. Органы  государственного надзора обязаны  информировать органы местного  самоуправления о выявленных  ими нарушениях, выдавать нарушителям  предписания об их устранении. Органы местного самоуправления  содействуют устранению нарушений.  Они обязаны рассматривать адресованные  им, а также муниципальным предприятиям  и учреждениям предписания и  принимать соответствующие меры.

4. Территориальные  подразделения службы занятости.  Федеральные органы занятости  населения во взаимодействии  с органами местного самоуправления  проводят большую работу по  созданию и регулированию рынка  рабочих мест, переподготовке кадров, учету граждан, нуждающихся в  трудоустройстве, выплате пособий  по безработице, снижая тем  самым уровень социальной напряженности.

5. Территориальные  органы Государственного пенсионного  фонда, которые работают в тесном  взаимодействии с муниципальными  органами социальной защиты населения.

6. Органы государственной  статистики. Органы местного самоуправления  обязаны безвозмездно предоставлять  им всю необходимую информацию  в установленном порядке. Со  своей стороны, органы местного  самоуправления заинтересованы  в получении от статистических  органов сводной, обзорной и  аналитической информации и устанавливают  с ними договорные отношения.

По ряду сфер деятельности, где пересекаются интересы государства  и местного самоуправления, имеются  органы двойного подчинения. Типичным примером органа двойного подчинения является милиция. На органы милиции  возложена как борьба с преступностью, которая является государственным делом, так и охрана общественного порядка, которая относится по законодательству к вопросам местного значения. Во многих странах государственные и местные органы правопорядка разделены и имеют свой круг полномочий. По действующему российскому законодательству милиция является государственной, но местное управление (отдел) внутренних дел имеет двойное подчинение. Оно считается подразделением местной администрации, оперативно подчинено ее главе, но финансирует его, назначает и снимает начальника руководитель органа внутренних дел субъекта РФ. Федеральным законом 2003 года предусматривается передача организации охраны общественного прядка на территориях муниципальных районов и городских округов органам муниципальной милиции, которая должна быть создана.

Многолетняя практика местного самоуправления как отечественная, так и зарубежная, убедительно  доказала, что местное самоуправление не может рассматриваться иначе, как в совокупности с общим  организмом всего государственного управления, в состав которого оно  фактически входит как часть единого  целого. Это подтверждается многими  обстоятельствами. В частности, все  полномочия в области местного самоуправления даны государством, имеют источником государственную власть. Органы местного самоуправления осуществляют функции, носящие не только частноправовой, но и публично-правовой характер, свойственный органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, установление и сбор местных налогов и т. п.). К тому же невозможно дать точного  разграничения местных дел и  дел государственных, решаемых в  интересах населения. Те вопросы, решение  которых осуществляется органами местного самоуправления, не могут считаться  чисто вопросами местного значения и противопоставляться государственным  вопросам, так как они по своему содержанию (здравоохранение, образование, культура, социальная защита населения, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство  и другие) не отличаются от государственных  вопросов. Более того, данные вопросы  являются заботой не только местного населения, но и государства.

Нацеленность местного самоуправления лишь на обеспечение  интересов местных сообществ  в отрыве от региональных и федеральных  интересов может привести в развитию центробежных процессов в стране, развалу единого политического, экономического, социального и природноресурсного пространства.

Все вышесказанное  и особенно то обстоятельство, что  вопросы местного значения в основном имеют ту же природу, что и государственные  вопросы, что смысл и содержание всей деятельности как органов государственной власти, так и местного самоуправления, определяет единый предмет - права и свободы человека и гражданина, является объективной основой, побуждающей органы местного самоуправления без административного принуждения к всестороннему сотрудничеству и взаимодействию с государственными органами. Это обуславливает участие органов местного самоуправления в осуществлении решений государственных органов, оказании им содействия в выполнении их задач и функций на местном уровне. По этим же мотивам государственные органы оказывают всестороннюю поддержку местному самоуправлению, создают необходимые правовые, организационные, материально

финансовые условия  для его функционирования и развития.

Разграничение предметов ведения местного самоуправления и органов государственной власти.

1. Полномочия государственной власти  в современной России

 

Современное понимание сущности государственной  службы сформировалось в России, как  и сами соответствующие институты, лишь в 90-х гг. XX в.

Полномочия  органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются  Конституцией Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом (N 95- ФЗ от 04.07.2003), другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих  поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих  изменений и (или) дополнений в настоящий  Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения  и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов  ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и принятия федеральных законов устанавливаются  настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части  своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной  политики, по оказанию государственных  услуг, управлению государственным  имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального  хозяйства:

1) согласовывает  структуру органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в области государственной  экспертизы проектов документов  территориального планирования, государственной  экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов  инженерных изысканий и в области  контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

2) осуществляет  надзор за исполнением нормативных  правовых актов, принимаемых органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации по вопросам  переданных полномочий, с правом  направления обязательных для  исполнения предписаний об отмене  указанных нормативных правовых  актов или о внесении в них  изменений;

3) осуществляет  контроль и надзор за полнотой  и качеством осуществления органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации переданных  полномочий с правом направления  предписаний об устранении выявленных  нарушений, а также о привлечении  к ответственности должностных  лиц, исполняющих обязанности  по осуществлению переданных  полномочий;

4) в случае  неисполнения или ненадлежащего  исполнения органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации переданных в соответствии  с настоящей статьей полномочий  готовит и вносит в Правительство  Российской Федерации для принятия  решения предложения о временном  изъятии соответствующих полномочий  у органов государственной власти  субъектов Российской Федерации;

5) устанавливает  содержание и формы представления  отчетности об осуществлении  переданных полномочий, в случае  необходимости устанавливает целевые  прогнозные показатели.

Полномочия, переданные в соответствии с настоящей  статьей органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, могут быть временно изъяты Правительством Российской Федерации по представлению  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере  строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального  хозяйства, в случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов  Российской Федерации соответствующих полномочий.

Формы реализации полномочий по предметам ведения  Российской Федерации:

Правовое  регулирование по предметам ведения  Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Полномочия  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации по предметам  совместного ведения:

1. По вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

2. До принятия  федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Участие субъектов  Российской Федерации в федеральном  законодательном процессе:

1. Проекты  федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы, а также после их принятия Государственной Думой в первом чтении направляются в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Регламент Государственной Думы) в органы государственной власти субъектов Российской Федерации для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. До истечения указанного срока рассмотрение законопроекта во втором чтении не допускается.

3. Представленные в установленный срок органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложения и замечания, касающиеся проектов федеральных законов по предметам совместного ведения, подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в установленном Регламентом Государственной Думы порядке. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов Российской Федерации выскажутся против указанного проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и предмет муниципального права