Понятие и предмет муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 07:32, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.
Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный иместный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 78.66 Кб (Скачать файл)

4. Представители  субъектов Российской Федерации,  уполномоченные органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, вправе принимать участие  с правом совещательного голоса  в работе над проектами федеральных  законов по предметам совместного ведения в комитетах и комиссиях Государственной Думы и создаваемых Государственной Думой и ее комитетами и комиссиями рабочих группах.

Настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

-установление  общих принципов организации  и функционирования бюджетной  системы Российской Федерации,  основ бюджетного процесса и  межбюджетных отношений;

-определение  основ составления и рассмотрения  проектов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации,  утверждения и исполнения бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации, утверждения отчетов  об их исполнении и осуществления  контроля за их исполнением;

-установление  порядка составления и рассмотрения  проектов федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов, утверждения и исполнения  федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

-составление  и рассмотрение проектов федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждение  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

-установление  порядка составления и представления  в федеральные органы исполнительной  власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

-установление  порядка разграничения расходных  обязательств Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований;

-определение  порядка установления и исполнения  расходных обязательств Российской  Федерации, установление и исполнение  расходных обязательств Российской  Федерации;

-определение  порядка установления и исполнения  расходных обязательств субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, подлежащих исполнению  за счет субвенций из федерального  бюджета;

определение основ формирования доходов и  осуществления расходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

-определение  порядка установления нормативов  отчислений от федеральных, региональных  и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами, в бюджеты  бюджетной системы Российской  Федерации;

-установление  нормативов отчислений от федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы  Российской Федерации;

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

-установление  порядка и условий предоставления  межбюджетных трансфертов из  федерального бюджета;

-предоставление  межбюджетных трансфертов из  федерального бюджета;

установление  порядка осуществления заимствований  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, погашения  и обслуживания государственного долга  Российской Федерации;

-осуществление  государственных заимствований  Российской Федерации и предоставление  кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом  Российской Федерации;

установление  бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, утверждение бюджетной  классификации Российской Федерации  и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету;

-установление  единого порядка ведения бюджетного  учета и представления отчетности  для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации и бюджетных  учреждений;

-установление  унифицированных форм бюджетной  документации и отчетности для  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации и бюджетных учреждений;

-установление  оснований и порядка временного  осуществления федеральными органами  государственной власти (органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации) отдельных  бюджетных полномочий органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации (органов  местного самоуправления);

-временное  осуществление отдельных бюджетных  полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

-установление  оснований, видов ответственности  и порядка привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства  Российской Федерации;

-установление  порядка исполнения судебных  актов по обращению взыскания  на средства бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

-иные бюджетные  полномочия, отнесенные настоящим  Кодексом и иными федеральными  законами к бюджетным полномочиям  федеральных органов государственной  власти.

К полномочиям  органов государственной власти Российской Федерации в области  градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка  и утверждение документов территориального  планирования Российской Федерации;

2) утверждение  документации по планировке территории  для размещения объектов капитального  строительства федерального значения  в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом;

3) техническое  регулирование в области градостроительной  деятельности;

4) установление  порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

5) организация  и проведение государственной  экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации;

5.1) организация  и проведение государственной  экспертизы проектной документации  объектов, строительство, реконструкцию,  капитальный ремонт которых предполагается  осуществлять на территориях  двух и более субъектов Российской  Федерации, посольств, консульств  и представительств Российской  Федерации за рубежом, в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации, на континентальном  шельфе Российской Федерации,  во внутренних морских водах,  в территориальном море Российской  Федерации, объектов обороны и  безопасности, иных объектов, сведения  о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов;

6) установление  порядка осуществления государственного  строительного надзора и организация  научно-методического обеспечения  такого надзора;

7) осуществление  государственного строительного  надзора в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом;

7.1) осуществление  контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

8) осуществление  иных полномочий, отнесенных настоящим  Кодексом, другими федеральными  законами к полномочиям органов  государственной власти Российской  Федерации.

Российская  Федерация передает органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  осуществление полномочий в области  контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

 

2. Полномочия местного самоуправления

 

Вопросы местного значения, отнесенные российским законодательством  к предметам ведения местного самоуправления, можно разбить на две большие группы: вопросы, связанные  с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций, и вопросы  хозяйственного плана, связанные с  жизнеобеспечением поселений и  оказанием муниципальных услуг  населению.

К вопросам первой группы можно отнести, например, такие как: формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным  имуществом, экологический контроль и др.

Вопросы второй группы, связанные с оказанием  муниципальных услуг населению, в свою очередь, также можно разбить  на две группы. Для одной группы вопросов закон употребляет термины  «организация», «содержание», «обеспечение», что предполагает полную ответственность  органов местного самоуправления за их решение и частичное или  полное финансирование из средств местных  бюджетов. К таким вопросам относятся, например: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, содержание и строительство местных дорог, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, организация оказания скорой медицинской помощи, организация- библиотечного обслуживания населения и др. Для другой группы вопросов в законе используются термины «создание условий» и «участие», что предполагает осуществление соответствующих функций иными субъектами деятельности, отсутствие обязательного бюджетного финансирования и возложение на органы местного самоуправления лишь части ответственности за решение этих вопросов. К их числу относятся: создание условий для обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, для массового отдыха, для развития массовой физической культуры и спорта и др.

В Федеральном  законе 1995 г. (ст. 6) для всех муниципальных  образований был установлен единый перечень вопросов местного значения из 30 пунктов. Этот перечень не был исчерпывающим. Органы местного самоуправления имели  право принимать к своему рассмотрению и иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов  РФ, а также вопросы, не исключенные  из их ведения и не отнесенные к  ведению других органов. Эта норма  давала органам местного самоуправления право решать вопросы жизнеобеспечения населения в случаях, не отрегулированных законодательством. В Федеральном  законе 2003 г. предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены  исходя из следующих равных положений.

1. Вопросы  местного значения, являющиеся предметами  ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных  образований на вопросы местного  значения поселения, муниципального  района и городского округа. Общими  для всех типов муниципальных  образований являются вопросы  формирования, утверждения и исполнения  соответствующих бюджетов, контроль  их исполнения, установление, изменение  и отмена закрепленных за данным  уровнем местных налогов и  сборов, владение, пользование и  распоряжение муниципальным имуществом. Остальные вопросы местного значения  четко разграничены между поселениями  и муниципальными районами, а  за городскими округами закреплены  все вопросы местного значения  поселений и муниципальных районов.

2. К ведению  поселений отнесен круг вопросов, связанных в основном с повседневным  жизнеобеспечением населения. Это:  обеспечение малоимущих граждан  жилыми помещениями в соответствии  с жилищным законодательством;  организация строительства и  содержания муниципального жилищного  фонда; создание условий для  жилищного строительства; организация  в границах поселения тепло-  и водоснабжения населения, водоотведения,  снабжения населения топливом; обеспечение  первичных мер пожарной безопасности; создание условий для организации  досуга и обеспечения жителей  поселения услугами организаций  культуры, для развития массовой  физической культуры и спорта, массового отдыха; организация благоустройства  и озеленения территории; планирование  застройки поселений; организация  освещения улиц, установки уличных  указателей и т. п.

3. Многие  вопросы местного значения отнесены  к предметам ведения и поселения,  и муниципального района. Разграничение  между ними произведено по  такому принципу, что в границах  поселения за их решение отвечает  поселение, а за межпоселенческие вопросы— муниципальный район. Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района — организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация библиотечного обслуживания населения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, к уровню муниципального района — организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор), содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т. д.

Информация о работе Понятие и предмет муниципального права