Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:32, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении особенностей , состояния и тенденций сложившейся в современных условиях практики реализации и развития кадрового потенциала муниципальной службы в городском округе г. Воронеж.
Достижение данной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
– изучить теоретические аспекты кадрового потенциала муниципальной службы;
– провести анализ и тенденции развития кадрового потенциала муниципальной службы в городском округе г. Воронеж.
ВВЕДЕНИЕ…….....……………………………………………...……...…....…...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ...........................................................................6
1.1. Понятие, структура, основные особенности кадрового потенциала в муниципальной службе...........................................................................................6
1.2. Основные подходы к формированию кадрового потенциала муниципальной службы в условиях муниципальной реформы........................19
2. АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Г. ВОРОНЕЖ..32
2.1. Кадровый потенциал муниципальной службы региона в городском округе г. Воронеж: состояние, тенденции и противоречия развития...............32
2.2. Направления совершенствование кадрового потенциала муниципальной службы в городском округе г. Воронеж..............................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……….…………...…...........58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.............61
Глава городского округа город Воронеж имеет право отменять приказы руководителей органов и структурных подразделений городской администрации, правовые акты управ районов города Воронежа, если они противоречат действующему законодательству, а также актам администрации городского округа город Воронеж, принятым в пределах ее компетенции.
Заместители главы городского округа назначаются им по согласованию с Воронежской городской Думой и осуществляют функции управления по направлениям их деятельности и другие полномочия, делегированные им главой города.
Руководитель аппарата администрации города назначается на должность главой городского округа, является организатором деятельности аппарата и контролирует соблюдение единой системы делопроизводства и материально-технического обеспечения его деятельности.
В период временного отсутствия главы городского округа или невозможности выполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет один из заместителей главы города на основании письменного распоряжения.
Организация муниципальной службы в администрации городского округа город Воронеж осуществляется на основе норм действующего федерального, областного законодательства и местных нормативных правовых актов.
Органы местного самоуправления города Воронежа в полной мере укомплектованы составом муниципальных служащих. Проведем анализ обеспеченности администрации городского округа город Воронеж персоналом и проведем его характеристику.
На рисунке 1 представлена количественная характеристика муниципальных служащих администрации городского округа город Воронежа21.
Рисунок 1 - Количественная характеристика муниципальной службы в администрации городского округа город Воронежа
Как видно из рисунка 1 по сравнению с 2012 годом численность муниципальных служащих в городе Воронеже сократилась на 38 человек, что составляет 4,2% от общего количества. На наш взгляд, данное изменение связано с решением текущих кадровых вопросов в администрации города Воронежа и не является характеристикой каких-либо кардинальных изменений.
Стоит отметить, что в соответствии с законодательством муниципальные служащие городского округа город Воронежа имеют профессиональную градацию, характеристика которой представлена на рисунке 222.
Рисунок 2 - Количественная характеристика должностей муниципальных служащих городского округа город Воронеж
Как видно из рисунка 3 наибольшую долю в структуре муниципальных служащих городского округа город Воронеж - около 70% занимают старшие и младшие специалисты, около 26% должностей приходится на ведущих специалистов. Доля высших и главных специалистов составляет около 4%. Данная количественная характеристика структуры должностей муниципальных служащих городского округа город Воронеж закономерна, поскольку основная доля работы в муниципальных органах приходится именно на старших, младших и ведущих специалистов.
Что касается структурных изменений за период 2012-2014 годы, то они не значительны. Основные перемещения муниципальных служащих происходят в штатном режиме, без каких-либо отклонений.
Далее проведем анализ состава персонала муниципальных служащих по стажу работы на 1 января 2013 года. Данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Распределение муниципальных служащих городского округа город Воронеж по стажу муниципальной службы
Как видно из рисунка 3 большая часть работников имеет стаж муниципальной службы от 5 до 10лет - 26%, далее следуют группы муниципальных служащих со стажем муниципальной службы от 1 года до 5лет- 20%, от 10 до 15 лет - 20%, от 15 до 25 лет - 19%, 8% муниципальных служащих имеют стаж муниципальной службы свыше 25 лет и 7% муниципальных служащих не обладают опытом работы в органах муниципального управления.
Таким образом, мы видим, что кадровое обеспечение администрации городского округа город Воронеж достаточно разнообразно23.
2.2. Направления совершенствование кадрового потенциала муниципальной службы в городском округе г. Воронеж
Профессионализм всегда проявляется как следствие компетентности, которую следует рассматривать как конкретную сумму знаний, умений и навыков, благодаря которым работник может успешно выполнять свои должностные обязанности, быть функционально дееспособным . В этой связи вопросы профессиональной подготовки кадров находятся в центре внимания исследователей.
Важнейшим средством профессионального развития персонала органов местного самоуправления в городском округе г. Воронеж является профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков- или знаний сотрудникам организации.
В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов.
Управление процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей развития» персонала организации. Речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персонал органов местного самоуправления для реализации ее целей и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности.
Отмечается, что вся образовательная система кадрового обеспечения государственного и муниципального управления должна выполнять следующие функции:
В целом муниципальные служащие в городском округа г. Воронеж проходят обучение и получают новые знания из нескольких источников:
Профессиональная подготовка (переподготовка) - процесс получения профессиональных знаний, мастерства и опыта, которые дают возможность служащим надлежащим образом выполнять свои трудовые обязанности.
Профессиональная подготовка в городском округе г. Воронеж представляет собой:
Переподготовка (переобучение) специалистов в городском округе г. Воронеж, проводится, в целях обучения служащих новым профессиям (специальностям), если имеющаяся у них профессия (специальность) не соответствует поручаемой им работе либо ими утрачена способность к выполнению работы по этой профессии (специальности).
Целью профессиональной переподготовки работников в образовательных учреждениях является получение ими дополнительных знаний, умений, навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для профессионального выполнения нового вида профессиональной деятельности в условиях административной реформы и реформы государственного и муниципального управления.
При подготовке муниципальных служащих первоочередное внимание должно уделяться повышению квалификации и переподготовке тех, кто уже работает в органах и организациях местного самоуправления; молодых специалистов и выпускников вузов, академий, получивших квалификацию менеджер по специальности «государственное и муниципальное управление», но не имеющих практического опыта работы в местном самоуправлении; вновь избранных членов представительных и других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Такой подход позволит эффективно использовать имеющиеся временные, организационные, материальные и финансовые ресурсы и обеспечит преемственность в эволюции местного самоуправления с учетом современных требований.
Потребность в обучении может быть выяснена в процессе отбора кандидатов, при введении в должность, во время аттестации, из текущих бесед. Основными направлениями профессионального обучения и повышения квалификации считаются первичное обучение в соответствии с задачами органа и спецификой работы ,обучение по ликвидации разрыва между требованиями должности и личными качествами, обучение для повышения квалификации, обучение для работы по новым направлениям развития органа, обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения служебных операций.
Наиболее распространена такая форма профессионального развития, как повышение квалификации муниципальных служащих. В российской практике преобладает форма повышения квалификации, которая носит обязательный характер и осуществляется централизовано за счет государства или муниципального образования. Повышение квалификации муниципальных служащих представляет собой обновление и пополнение знаний, необходимых для успешного исполнения своих функций в органах муниципального управления. Повышение квалификации организуется в течение года: при поступлении новых сотрудников на муниципальную службу; в связи с зачислением в резерв; при назначении на новую должность; подготовке к сдаче квалификационных экзаменов и т.д.
Повышение квалификации, переподготовка и подготовка муниципальных служащих могут использоваться в комплексе как стадии, этапы системы непрерывного образования, овладения инновационными знаниями и навыками в соответствии с потребностями формирующейся системы местного самоуправления.
Наиболее эффективны дистанционные технологии обучения при их применении как элемента образовательной программы или дальнейшее совершенствование принципов образовательного процесса. Также дистанционные формы обучения эффективны в регионах с незначительной плотностью населения, где такие технологии позволяют переносить образовательный процесс на отдаленные территории.
По нашему мнению в городского округа г. Воронеж, сегодня дистанционные формы подготовки муниципальных служащих не всегда себя оправдывают. Опыт показывает, что даже при очном общении преподавателя и слушателя в рамках отведенных часов для изучения того или иного курса, материал усваивается»очень сложно. Особенно сложно проходит подготовка работников» сельских поселений. Уровень их работы отстал от реальной практики на многие годы. Что же касается подготовки в дистанционных формах, то слушатели, не имеющие опыта работы с компьютерной техникой; без личного общения в, диалоговой форме с преподавателем теряют свои шансы усвоить предлагаемый им материал.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.
Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту.
Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для- организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им практической деятельности.
Важнейшей особенностью профессиональной деятельности муниципальных служащих является ее управленческий характер, вытекающий из задач местного самоуправления. Как управленческий институт муниципальная служба представляет совокупность социальных норм, правил, стандартов, традиций, которые регулируют управленческую, деятельность муниципальных служащих.
Профессиональное обучение муниципальных служащих осложняется также непредсказуемыми перспективами развития местного самоуправления, ограниченностью системы предоставления информационных и консультационных услуг, узко прагматической нацеленностью учебы, сокращением образовательной мобильности служащих, снижением мотивации к учебе в связи с отсутствием четких правил вертикальной мобильности кадров муниципальной службы. Служебные формы учебы занимают подавляющие позиции перед добровольными (карьерными), сковывая профессиональное саморазвитие и самообразование служащих.
Рассмотрев в первом разделе настоящей главы состояние кадрового корпуса муниципальной службы в городском округа г. Воронеж, можно констатировать, что муниципальные служащие остро нуждаются в развитии имеющегося в них потенциала, в связи с этим рассмотрим насколько эффективного развивается муниципальная служба городского округа г. Воронеж в настоящее время.
Информация о работе Развитие кадрового потенциала муниципальной службы в городском округе г. Воронеж