Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право".
1 Понятие муниципального права. Среди множества отраслей российского права муниципальное право является сравнительно молодой отраслью права. В последние годы муниципальное право является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права. В мировой юридической науке и практике государственного устройства вопросам местного значения отводится значительная роль. Термин «муниципальное право» может быть рассмотрен в различных значениях: 1) как отрасль права - находится в настоящий момент в разработке российских правоведов, теоретиков и практиков; 2) как учебная дисциплина (учебный предмет); 3) как наука. Муниципальное право - комплексная отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов общих и специальных отраслей российского права. В рамках муниципального права на- ходят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, экологическое право. Муниципальное право как отрасль права отличается от иных отраслей собственным предметом и методом регулирования. В силу того, что муниципальное право - комплексная отрасль права, она имеет некоторые особенности в предмете правового регулирования. Предмет правового регулирования выполняет роль первичного звена в построении целостной и самостоятельной отрасли муниципального права.
2 Предмет и метод муниципального права. Критерий для выделения самостоятельной отрасли права - наличие особой группы однородных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права. Предмет МП как отрасли пpава - группа отличительных общественных отношений, регулируемых нормами муниципального права. В рамках предмета муниципального права выделяют следующие группы правовых отношений: 1) возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления; 2) связанные с разделением полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления; 3) связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов; 4) связанные с осуществлением органами местного самоуправления конкретных полномочий: а)в сфере нормотворчества; б)в финансово-кредитной сфере (формирование, исполнение местного бюджета); в )по поводу управления муниципальной собственностью, взимания местных налогов и сборов; г) в социально-культурной области, физической культуры и спорта; д)в области здравоохранения; е)в области социальной защиты населения; ж)в области жилищно-коммунального хозяйства; з) в области строительства; и)в области землепользования; к) в области транспорта и связи и т. д. Это традиционный подход при определении предмета муниципального права. Метод муниципального права - критерий разграничения его с другими отраслями российской правовой системы. В муниципальном праве используются стандартные методы, выработанные теорией государства и права. Для муниципального права характерно сочетание публично-правового и частноправового методов правового регулирования.
3 Система
муниципального права. Муниципа
2) территориальные основы
местного самоуправления. При характеристике
данных институтов муниципального права
особое внимание уделяется вопросам административно-
4 Муниципально-правовые нормы и институты. Правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления принято называть муниципально-правовыми нормами, которые в своей совокупности и образуют муниципальное право как отрасль российского права. Особенность норм муниципального права определяется тем, что оно является комплексной отраслью права, поэтому муниципально-правовые нормы как бы раздваиваются, являются одновременно нормами гражданского, административного, финансового и других отраслей права. Муниципально-правовые нормы можно классифицировать по следующим видам: по объекту правового регулирования они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как форму народовластия, основы местного самоуправления, полномочия местного самоуправления, его гарантии и ответственность; по характеру предписаний - на нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные; по степени предписаний - на императивные и диспозитивные; по источникам, в которых они содержатся; по времени и территории действия, - на материальные и процессуальные нормы. Совокупность близких по характеру регулируемых общественных отношений муниципально-правовых норм представляет собой институт муниципального права. К институтам муниципального права относятся: конституционно-правовые основы местного самоуправления; территориальные основы; финансовые и экономические основы; формы осуществления местного самоуправления; органы и должностные лица местного самоуправления Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам. Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др
5 Предпосылки
становления муниципального
6 Место муниципального права в правовой системе РФ. При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права. Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление. Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы. Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д.
7 Муниципальные
системы зарубежных стран. Сист
8 Местное самоуправление в 14-18 вв. В истории развития местного самоуправления России особое место занимает XVI век, когда происходит замена кормления, системы местного управления через наместников и волостелей, губными и земскими учреждениями. В 30-е годы XVI века в уездах параллельно с наместниками появляются и действуют губные учреждения. Выборные губные учреждения создавались для преследования разбойников и суда над ними. Выбор губных учреждений были всесословными: участвовали помещики, служилые люди и крестьяне – все население уезда. На всеуездном съезде из дворян и детей боярских избирали губного дьяка, старосту или голову, который являлся в Москву для утверждения и получения наказа. Все избираемые лица составляли одно учреждение – губную избу. В 1555 г. Иван IV упраздняет систему кормления и вводит земские учреждения, которые уже не имели всесословного характера и в их участии не принимали служилые люди. Земские учреждения обладали экономической, финансовой, полицейской и судебной властью. В XVII веке устанавливается система приказного воеводского управления на местах, местное управление бюрократизируется. Одновременно существуют губные и земские учреждения. Позднее воевода по отношению к губным учреждениям становится начальником. Земские учреждения в финансовом и экономической деятельности сохранили свою самостоятельность. Начала земской системы местного самоуправления наряду с бюрократической и сословной существовали и при Петре I. Существовали бурмистрские палаты, земские избы под председательством бурмистра. В 20-е годы XVIII века эти органы заменяются на магистраты и суд отделяется от администрации. Губернаторы и воеводы не могли вмешиваться в деятельность суда, хотя могли приостановить исполнение судебных решений. В последствии магистраты были упразднены преемниками Петра I, оставались губернаторы и воеводы.
9 Основные
теории местного