73 Контрольный орган муниципального
образования. Контрольный орган муниципального образования
(контрольно-счетная палата, ревизионная
комиссия и др.) образуется в целях контроля
за исполнением местного бюджета, соблюдением
установленного порядка подготовки и
рассмотрения проекта местного бюджета,
отчета о его исполнении, а также в целях
контроля за соблюдением установленного
порядка управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности.
Контрольный орган муниципального образования
формируется на муниципальных выборах
или представительным органом муниципального
образования в соответствии с уставом
муниципального образования. В зависимости
от специфики муниципального образования
могут создаваться конкретные направления
контроля. Чаще всего в структуре контрольных
органов представлены следующие направления:
а) контроль за доходами местного бюджета
(иногда его разделяют на контроль за налоговыми
доходами, контроль за неналоговыми доходами,
включая контроль за доходами от управления
и распоряжения муниципальной собственностью);
б) контроль за расходами бюджета (расходы
в социальной сфере, промышленности, строительстве,
сельском хозяйстве, сфере межбюджетных
отношений и др.); в) контроль за бюджетным
процессом.
Практика функционирования контрольных
органов в муниципальных образованиях
еще только складывается. Они имеются
не во всех муниципальных образованиях.
74 Система гарантий
права граждан на осуществление
местного самоуправления. Право населения на местное самоуправление
обеспечивается правом каждого гражданина
РФ на осуществление местного самоуправления.
Это право закреплено в статье 3 Федерального
закона “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации”. Согласно данной статье Закона
граждане имеют равные права на осуществление
местного самоуправления как непосредственно,
так и через своих представителей независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям. Гражданам
гарантируется право избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления, право
равного доступа к муниципальной службе,
право обращаться в органы местного самоуправления
и к должностным лицам местного самоуправления
и др. Право населения на осуществление
местного самоуправления предполагает
также и другие формы его реализации. Это
прежде всего территориальное общественное
самоуправление, под которым закон понимает
самоорганизацию граждан по месту жительства
на части территории муниципального образования
(это может быть и территория поселения,
не являющегося муниципальным образованием,
и территории микрорайонов, кварталов,
улиц, дворов) для самостоятельного и под
свою ответственность осуществления собственных
инициатив в вопросах местного значения.
И наконец, согласно статье 3 Конституции
РФ народ осуществляет свою власть: а)
непосредственно (т.е. путём референдумов,
выборов); б) через органы государственной
власти; в) через органы местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление
¾ это одна из форм реализации народом
принадлежащей ему власти.
75 Организационные
гарантии права граждан на осуществление
местного самоуправления. Организационные гарантии создают условия
для осуществления гражданами местного
самоуправления с использованием форм
непосредственной и представительной
демократии. Граждане получили гарантию
на местный референдум, на выборы органов
и должностных лиц местного самоуправления,
на отзыв депутата и выборного должностного
лица, на правотворческую гражданскую
инициативу, на проведение собраний и
сходов, на обращение в органы местного
самоуправления.
76 Финансово-экономические
гарантии права граждан на
осуществление местного самоуправления. Экономические гарантии заложены в становлении
и развитии экономической и финансовой
основ местного самоуправления, создании
муниципальной собственности, формировании
достаточной налогооблагаемой базы за
счет развития местного производства
и внедрения новых современных технологий.
Такое право закреплено за местным самоуправлением
Конституцией Российской Федерации, законодательством
о местном самоуправлении другими нормативными
правовыми актами. Организационные гарантии
создают условия для осуществления гражданами
местного самоуправления с использованием
форм непосредственной и представительной
демократии.
77 Правовые
гарантии защиты права граждан
на осуществление местного самоуправления. Правовые гарантии местного самоуправления
представляют собой совокупность правовых
норм обеспечивающих деятельность всей
системы местного самоуправления. Они
устанавливаются Конституцией РФ, федеральными
законами и подзаконными актами, законами
и подзаконными актами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований.
Цель этих правовых актов состоит в том,
чтобы обеспечить нормальную, полноценную
деятельность местного самоуправления
и его органов в решении задач местного
значения и выполнении переданных государственных
полномочий, а также защиту прав местного
самоуправления. Местное самоуправление
в РФ гарантируется запретом на ограничение
прав местного самоуправления, установленных
Конституцией РФ и федеральными законами.
В ФЗ № 131 закреплено, что установленные
Конституцией РФ и данным Федеральным
законом права граждан на осуществление
местного самоуправления могут быть ограничены
только федеральным законом в той мере,
в какой это необходимо для защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Данное положение корреспондирует
норме п. 3 ст. 55 Конституции РФ, определяющей
условия ограничения любых прав и свобод
граждан, включая право на местное самоуправление.
Согласно ФЗ № 131 изменение общих принципов
организации местного самоуправления,
установленных этим Законом, допускается
не иначе как путем внесения изменений
и дополнений в данный Закон. Важен блок,
связанный с обязательностью решений,
принятых путем прямого волеизъявления
граждан, решений органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления
для исполнения всеми расположенными
на территории муниципального образования
предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от их организационно-правовых
форм, а также самими органами местного
самоуправления и гражданами.
78 Процедура защиты права граждан РФ
на осуществление местного самоуправления
в рамках Конституционной юстиции.