Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право".
20 Вопросы местного значения: понятие, признаки. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным ФЗ, законами субъектов РФ. Вопросы местного значения регулируются на уровне федерального законодательства (Конституция РФ), законодательства субъектов РФ, устава муниципального образования и иных нормативных актов органов местного самоуправления, конкретизирующих отдельные вопросы местного значения. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к числу вопросов местного значения относятся: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3)местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; 5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования; 7)организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
21 Муниципальное
образование: понятие и
22 Местный представительный орган: понятие и признаки. Согласно ФЗ №131 представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Законодатель подразумевает обязательное наличие выборного органа местного самоуправления на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с ФЗ 131 численный состав представительного органа местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования. Численность представительного органа местного самоуправления зависит от исторических, региональных, национальных и иных традиций и составляет от 5 до 60 членов. Орган местного самоуправления имеет определенные признаки. 1.Создается и действует от имени соответствующего муниципального образования. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 2. Создается и действует на основе законов или других нормативно-правовых актов - в установленных ими формах и методами. 3. Реализует полномочия по решению вопросов местного значения, совокупность которых составляет его компетенцию. 4. Характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью в структуре местного самоуправления. Каждый орган местного самоуправления в определенных рамках относительно самостоятелен и организационно обособлен. Некоторые органы местного самоуправления являются юридическими лицами. 5. Наделен властными полномочиями. Это означает, что его решения принимаются от имени муниципального образования, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой (в том числе государства).
23 Порядок формирования и прекращения деятельности местного представительного органа. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района: 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом; 2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ФЗ 131. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены: 1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования; 2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 — 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;
24 Компетенция
и функции местного представите
25 Структура местного представительного
органа. В уставе муниципального образования
важно четко закрепить внутреннюю организацию
представительного органа, включающую
его структурные подразделения: а) руководителей
- главу муниципального образования или
председателя представительного органа,
заместителя (заместителей) руководителя
представительного органа; б) комитеты
и комиссии; в) территориальные депутатские
группы; г) аппарат представительного
органа. Комитеты (комиссии) представительного
органа. Важное место в деятельности представительных
органов местного самоуправления принадлежит
их комитетам (комиссиям). Именно в комитетах
и комиссиях осуществляется повседневная
деятельность по подготовке решений представительного
органа, выражаемых в конкретных нормативных
правовых актах. Статус комитетов (комиссий)
регулируется уставами муниципальных
образований, положениями о них и регламентами,
утверждаемыми представительными органами
местного самоуправления.
Комитеты и комиссии могут быть постоянными
и временными. Постоянные комитеты, комиссии
образуются, как правило, на период полномочий
представительного органа. Временные
комитеты, комиссии образуются для решения
конкретных вопросов (разовая подготовка
решений, проверки и т.п.).
26 Комиссии
местного представительного орг
27 Аппарат местного представительного органа. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 41) предусматривает наделение представительного органа правами юридического лица. Это требует создания механизма освоения новых полномочий представительного органа муниципального образования. Поэтому нередко вопросы обеспечения деятельности представительного органа возлагаются на его аппарат. Аппарат представительного органа создается для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности представительного органа, оказания помощи комиссиям (комитетам) и депутатам. Представительный орган муниципального образования самостоятельно решает вопросы о его структуре и численности его сотрудников в пределах утвержденных в местном бюджете средств на содержание представительного органа.
28 Организационно-правовые формы деятельности местного представительного органа. В настоящее время формы работы представительных органов местного самоуправления законодательно не определены. Организационно-правовые формы работы предусматриваются в уставах муниципальных образований или регламентах. В этих актах довольно редко используется слово “сессия”, а говорится, как правило, о заседаниях. Главной формой деятельности выборного представительного органа местного самоуправления является его работа в пленарном составе. Содержание и эффективность пленарной, сессионной деятельности во многом предопределяет результативность других организационно-правовых форм деятельности депутатов (муниципальных советников, членов городских дум и собраний). Пленарная, сессионная деятельность является главной, основной формой их функционирования, поскольку только на сессии муниципального совета (думы, собрания и т.д.) решаются вопросы исключительного ведения представительного органа муниципального образования. Это прямо закреплено в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с п. 4 ст. 15 которого представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Только здесь решается вопрос об избрании руководителя представительного органа, который в соответствии с уставом муниципального образования может быть главой муниципального образования. Уставы некоторых муниципальных образований предусматривают порядок утверждения структуры муниципального представительного органа, образования и упразднения постоянных комиссий и депутатских групп, принятия решений о досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления и его депутатов. По отдельным направлениям своей деятельности представительный орган местного самоуправления образует постоянные комиссии -- основные рабочие службы. В комиссиях проходит вся подготовительная часть по выработке решений представительного органа. В уставе муниципального образования или в регламенте работы представительного органа указывается периодичность проведения заседаний (сессий) представительного органа.