29 Формы
ответственности местного представительного
органа.
30 Правовые
акты местного представительного
органа. Пунктом 3 статьи 43 закрепляются
предметы ведения представительного органа
муниципального образования. Представительный
орган принимает муниципальные правовые
акты по вопросам: отнесенным к его компетенции
федеральными законами, законами субъекта
Российской Федерации, т.е. вопросы местного
значения, касающиеся непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения
муниципального образования; отнесенным
к его компетенции уставом муниципального
образования; организации деятельности
представительного органа муниципального
образования, т.е. принимают регламент
представительного органа и иные акты,
касающиеся его работы. Председатель представительного
органа муниципального образования издает
постановления и распоряжения по вопросам
организации деятельности представительного
органа муниципального образования. Представительный
орган муниципального образования, как
правило, выносит решения (о проведении
местного референдума и т.п.), принимает
постановления (об утверждении Положения
о бюджетном устройстве и бюджетном процессе
на территории муниципального образования
и т.п.). Комиссии и комитеты представительного
органа муниципального образования, как
правило, принимают решения и издают приказы.
Статьей 35 установлено, что представительный
орган местного самоуправления издает
правовые акты в форме решений.
Названы два вида решений: устанавливающие
правила, обязательные для исполнения
на территории муниципального образования,
и решения по вопросам организации деятельности
представительного органа муниципального
образования. К первым относятся многочисленные
нормативные правовые акты, регламентирующие
наиболее важные общественные отношения
на местном уровне: порядок управления
муниципальной собственностью, организацию
территориального общественного самоуправления
и др. Что касается второй группы, то здесь
необходимо выделить регламент представительного
органа муниципального образования. Регламент
является нормативным правовым актом,
устанавливающим порядок, основные правила
и процедуры работы представительного
органа муниципального образования. Как
правило, регламент представительного
органа муниципального образования содержит
следующие разделы: 1) порядок выдвижения
и избрания должностных лиц представительного
органа муниципального образования, формирования
его органов; 2) порядок работы представительного
органа муниципального образования: подготовка
и проведение его заседаний; подготовка
проектов решений представительного органа
муниципального образования; полномочия
председательствующего на заседании представительного
органа муниципального образования; порядок
проведения заседаний представительного
органа муниципального образования; порядок
проведения голосования и подсчета голосов;
подготовка и содержание плана работы
представительного органа муниципального
образования; 3) порядок работы постоянных
комиссий и других рабочих органов представительного
органа муниципального образования: порядок
проведения заседаний постоянных комиссий
представительного органа муниципального
образования; содержание и структура плана
работы постоянной комиссии; порядок создания
и задачи временных комиссий; 4) порядок
внесения, рассмотрения проектов правовых
актов и принятия решений представительного
органа муниципального образования; 5)
порядок осуществления контроля: объекты
контроля представительного органа муниципального
образования; формы контроля.
31 Депутат:
понятие и признаки. Депутат - это лицо, избранное
в представительный орган местного самоуправления
на основе всеобщего, равного, прямого
избирательного права при тайном голосовании,
уполномоченное представлять в нем интересы
избирателей, населения муниципального
образования. Член выборного органа местного
самоуправления - выборное должностное
лицо органа местного самоуправления,
сформированного на муниципальных выборах.
Правовой статус депутата обладает следующими
особенностями: 1) это выборное лицо, избранное
непосредственно населением; 2) он представляет
интересы всего населения соответствующей
территории, т.е. не только тех, кто голосовал
за него на выборах, но тех, кто голосовал
против или вообще не участвовал в выборах;
3) он представляет соответствующий орган
перед населением, объясняет его позицию
по тому или иному вопросу, и т.д.
32 Процедура
приобретения и прекращения полномочий
депутата. Полномочие депутата представительного
органа местного самоуправления начинается
со дня его избрания и прекращается с момента
начала работы представительного органа
местного самоуправления нового состава.
33 Работа
депутата с избирателями в
избирательном округе. Депутат в пределах предоставленных
ему полномочий: принимает меры по обеспечению
и защите прав, свобод и законных интересов
своих избирателей; рассматривает поступившие
от избирателей предложения, заявления
и жалобы, при необходимости направляет
их в соответствующие органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
организации независимо от организационно-правовых
форм, осуществляет контроль за их своевременным
рассмотрением; участвует в рассмотрении
в органах государственной власти, органах
местного самоуправления, организациях
независимо от организационно-правовых
форм вопросов, затрагивающих интересы
избирателей; ведет прием граждан; изучает
общественное мнение, при необходимости
вносит предложения в соответствующие
органы государственной власти и местного
самоуправления, учитывает их при разработке
нормативных правовых актов представительного
органа местного самоуправления; проводит
собрания избирателей округа, встречи
с трудовыми коллективами и населением;
участвует в работе органов территориального
общественного самоуправления, в собраниях
избирателей, в том числе по месту их жительства,
работы, службы, учебы; использует иные
формы работы с избирателями и населением.
Избиратели могут давать наказы депутату.
Порядок организации работы с наказами
избирателей определяется уставами муниципальных
образований или представительным органом
местного самоуправления. Депутат должен
информировать избирателей о своей деятельности
во время встреч с ними, а также через средства
массовой информации, использует другие
формы информации населения.
Депутат обязан: соблюдать правила служебной
этики, установленные представительным
органом местного самоупр-я. Ответственность
за нарушение правил служебной этики устанавливается
регламентом представительного органа
местного самоуправления в пределах его
компетенции; отчитываться перед избирателями
в срок, установленный уставом муниципального
образования, нормативными правовыми
актами представительного органа местного
самоуправления, как правило, не реже двух
раз в год. Депутату обеспечиваются необходимые
условия для проведения встреч с избирателями
округа. Для обеспечения отчетов, встреч
с избирателями, по просьбе депутата органы
местного самоуправления, муниципальные
унитарные предприятия, муниципальные
учреждения безвозмездно выделяют помещения,
извещают граждан о времени и месте проведения
отчетов, встреч, направляют для участия
в них своих представителей, а также представляют
необходимые справочные и информационные
материалы, оказывают другую помощь.
34 Работа
депутата в представительном
органе и его структурных подразделениях. Депутат пользуется правом решающего
голоса по всем вопросам, рассматриваемым
представительным органом, а также комитетом,
комиссией, членом которых он является.
Кроме этого, депутат имеет право: избирать
и быть избранным в комитеты, комиссии
и на соответствующие должности в представительном
органе местного самоуправления; высказывать
мнение по персональному составу создаваемых
представительным органом местного самоуправления
органов и кандидатурам должностных лиц,
избираемых, назначаемых или утверждаемых
представительным органом местного самоуправления;
предлагать вопросы для рассмотрения
представительным органом местного самоуправления;
вносить проекты правовых актов, а также
поправок к ним для рассмотрения на сессии
представительного органа местного самоуправления;
вносить предложения и замечания по повестке
дня, по порядку рассмотрения и существу
обсуждаемых вопросов на сессии (заседании)
представительного органа местного самоуправления;
вносить предложения о заслушивании на
сессии (заседании) представительного
органа местного самоуправления внеочередного
отчета или информации органа или должностного
лица местного самоуправления, подотчетного
или подконтрольного в соответствии с
уставом муниципального образования представительному
органу местного самоуправления; ставить
вопрос о недоверии составу образованных
или избранных представительным органом
местного самоуправления органов или
избранным, назначенным или утвержденным
им должностным лицам в случаях, установленных
уставом муниципального образования;
вносить в представительный орган местного
самоуправления предложения о необходимости
проведения проверки исполнения органами
местного самоуправления, организациями
независимо от организационно-правовых
форм, расположенных на территории муниципального
образования, устава муниципального образования
и нормативных правовых актов представительного
органа местного самоуправления; участвовать
в прениях, задавать вопросы докладчикам
и председательствующему на сессии представительного
органа местного самоуправления, требовать
ответа, выступать с обоснованием своих
предложений и по мотивам голосования,
давать справки; оглашать на сессиях (заседаниях)
представительного органа местного самоуправления
обращения граждан, имеющие, по его мнению,
общественное значение;
обращаться с депутатским запросом; на
включение в протокол сессии (заседания)
представительного органа местного самоуправления
переданного председательствующему текста
выступления, не оглашенного в связи с
прекращением прений; осуществлять иные
полномочия в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов РФ, уставом
муниципального образования, нормативными
правовыми актами представительного органа
местного самоуправления. Депутат принимает
участие в работе комитетов, комиссий,
членом которых он является, вносит предложения,
участвует в обсуждении рассматриваемых
вопросов и принятии решений. Депутат
может принимать участие в работе комитетов,
комиссий представительного органа местного
самоуправления, членом которых он не
является, участвовать в обсуждении рассматриваемых
вопросов и принятии решений с правом
совещательного голоса.
35 Организационные
гарантии деятельности депутата. Организационные гарантии состоят
в том, что государство и его органы, органы
местного самоуправления, общественные
объединения, предприятия, учреждения
и организации обязаны создавать все условия
для успешного выполнения депутатами
своих задач и полномочий. К числу организационных
гарантий относится также право депутатов
иметь помощников. Право на служебное
помещение, средства связи, технические
средства.
36 Материальные
гарантии депутатской деятельности. К числу материальных гарантий
относятся: возмещение расходов депутата,
осуществляющего свои полномочия на неосвобожденной
основе; оклад и надбавки для депутата,
работающего на постоянной профессиональной
основе; страхование жизни, здоровья и
имущества за счет средств местного бюджета;
компенсационные выплаты.
37 Трудовые
гарантии депутатской деятельности.
38 Правовые
гарантии депутатской деятельности. Депутатская неприкосновенность
- одна из важнейших гарантий статуса
депутата, означающая невозможность его
ареста, привлечения к уголовной ответственности
и наиболее строгим мерам административной
ответственности, налагаемым судом, без
согласия представительного органа, в
который избран депутат. Д.н. - это не освобождение
депутата от юридической ответственности,
а особый порядок ее применения с целью
оградить депутата. от необоснованного
преследования, ограничения или ущемления
его прав. Депутатская неответственность
- Как элемент неприкосновенности неответственность
означает, что он не может быть привлечен,
в том числе и по истечении срока его полномочий,
к административной и уголовной ответственности
за высказанное мнение, за позицию при
голосовании и другие действия, соответствующие
статусу депутата.
39 Ограничения,
связанные с деятельностью депутата. Во-первых, предусматривается запрет
депутатам, работающим на постоянной основе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом управления коммерческой
организации, если иное не предусмотрено
федеральными законами или если в порядке,
установленном муниципальным правовым
актом в соответствии с федеральными законами
и законами субъекта Российской Федерации,
ему не поручено участвовать в управлении
этой организацией; 3) заниматься иной
оплачиваемой деятельностью, за исключением
преподавательской, научной и иной творческой
деятельности. При этом преподавательская,
научная и иная творческая деятельность
не может финансироваться исключительно
за счет средств иностранных государств,
международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства,
если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации или законодательством
Российской Федерации; 4) входить в состав
органов управления, попечительских или
наблюдательных советов, иных органов
иностранных некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на территории
Российской Федерации их структурных
подразделений, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации
или законодательством Российской Федерации;
5) участвовать в качестве защитника или
представителя (кроме случаев законного
представительства) по гражданскому или
уголовному делу либо делу об административном
правонарушении. Во-вторых, предусматриваются
запреты и для депутатов представительных
органов муниципальных образований, осуществляющих
свои полномочия на непостоянной (неосвобожденной)
основе: 1) они не могут замещать муниципальные
должности муниципальной службы; 2) они
не могут быть депутатами законодательных
(представительных) органов государственной
власти.
40 Ответственность депутата местного
представительного органа. Депутат наряду с гражданско-правовой,
уголовно-правовой и адм. правовой видами
ответственности несет муниципально -
правовую ответственность. За неисполнение
своей деятельности, депутат представительного
органа местного самоуправления несет
ответственность. Депутат представительного
органа местного самоуправления несёт
ответственность за систематическое неучастие
в его работе. Систематическим неучастием
в работе представительного органа местного
самоуправления признаётся регулярное
(более чем в половине заседаний в течение
полугода) неучастие в заседаниях, как
представительного органа местного самоуправления,
так и его рабочих органов, членом которых
является депутат, регулярное и без уважительных
причин неисполнение поручений представительного
органа местного самоуправления и его
рабочих органов, членом которых является
депутат. В случае недобросовестного отношения
депутата к исполнению своих обязанностей
или злоупотребления ими сведения об этом
доводятся до избирателей, его избравшим
41 Глава муниципального образования:
понятие и признаки. Глава муниципального образования —
высшее должностное лицо муниципального
образования, наделенное Уставом муниципального
образования и ФЗ №131-ФЗ собственными
полномочиями по решению вопросов местного
значения. Признаки: должность ГМО является
обязательной в системе местного самоуправления;
должность ГМО предполагает специфическую
процедуру ее занятия и освобождения;
ГМО наделяется собственной компетенцией
по решению вопросов местного значения;
ГМО имеет ограничения связанные с его
профессиональной деятельностью; ГМО
обладает специфическими правовыми, организационными,
социальными гарантиями деятельности.
49 Глава администрации муниципального
образования: понятие и признаки. Главой местной
администрации является ГМО или лицо,
назначаемое на должность главы местной
администрации по контракту, заключаемому
по результатам конкурса на замещение
указанной должности на срок полномочий,
определяемый уставом муниципального
образования. Контракт с главой адм-ции
заключается на срок полномочий представительного
органа, принявшего решение о назначении
лица на должность главы местной администрации,
но не менее чем на 2 года. Контракт
с главой местной администрации заключается
ГМО.
48 Правовые
акты ГМО. Глава муниципального образования
в пределах своих полномочий, установленных
уставом муниципального образования и
решениями представительного органа муниципального
образования, издает постановления и распоряжения
по вопросам организации деятельности
представительного органа муниципального
образования в случае, если глава муниципального
образования исполняет полномочия председателя
представительного органа муниципального
образования, или постановления и распоряжения
местной администрации по вопросам, указанным
в ФЗ 131 в случае, если глава муниципального
образования исполняет полномочия главы
местной администрации.