Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на основные вопросы к экзамену по "Муниципальному праву" для студентов юридических факультетов.

Файлы: 9 файлов

14-17.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

14.Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.

Европ хартия МСУ  определяет МСУ как «пра-во и реальную способность органов МСУ регламентировать значительную часть публич-ных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответств-ть и в интересах местного населения». Таким образом, связывая местное самоуправление с правом органов МСУ на самостоятельную и под свою ответств-ть деятельность, Хартия указывает пре-жде всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Но вместе с тем в ней установлено, что это право осущест-вляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого учас-тия граждан в реализации функций МСУ.

МСУ в РФ- форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конс РФ, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами, -законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответств-ть решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»

МСУ согласно Европейской  хартии МСУ составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип МСУ - должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в конституции гос-ва».

К РФ, определяя  Росс гос-во как демократиче-ское, закрепляет важнейшие устои его демок-ратизма, выраженные прежде всего в народовластии, разделении властей на зак, испол и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Она признает и гарантирует МСУ. Согла-сно ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей тер-рии РФ». МСУ как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и гос-е, к-рый наряду с другими конституционными принципами

 

 

определяет систему  демократического управления в нашей стране. Признание МСУ в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных основ взаимоотношений федер органов гос власти, органов гос власти субъектов Федерации и органов МСУ. К РФ, закрепляя МСУ в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленно-сть МСУ, его органов в системе управления обществом и гос-вом. В соответствии со ст. 12 органы МСУ не входят в систему органов гос власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение госсистемы управления. В силу этого гос органы уже не выступают, как раньше, в качестве вы-шестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушива-ющей отчеты и имеющей право отмены их решений. Признавая и гарантируя МСУ, К РФ устанавливает, что МСУ в пределах своих по-лномочий самостоятельно. Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации МСУ определяет предметы ведения МСУ, а также разграничивает полномочия органов гос власти РФ и органов гос власти ее субъектов в области МСУ.

Принцип местного самоуправления должен быть закреплен  в конституциях (уставах) субъектов Федерации, к-рые, признавая МСУ в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Право граждан на осуществление местного самоуправления.

Статья 3 Европ  хартии МСУ определяет МСУ как «право и реальную способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответств-ть и в интересах местного населения». Таким образом, связывая МСУ с правом органов МСУ на самостоятельную и под свою ответств-ть деятельность, Хартия указывает прежде всего на роль местных органов в реализации МСУ. Но вместе с тем в ней установлено, что это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций МСУ. Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население муниципальных образований (городских и сельских поселений и др.). Согласно ст. 130 К РФ МСУ обеспечивает самосто-ятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муницип собственностью. Вместе с тем Конституция исходит из того, что право МСУ осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы МСУ. Население не может отказаться от своего права на осуществление МСУ, ибо местное самоуправление, его осуществление населением- необходимый элемент конституционной организации власти народа: наличие его в системе публичной власти субъекта Федерации является конституционным требованием. Право на осуществление МСУ реализуется населением в муниципальных образованиях, создаваемых в соответствии с требованиями, установленными КРФ и ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Население осуществляет МСУ посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы МСУ.

К формам участия населения в МСУ относится территориальное общественное самоуправление, под к-рым Закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муницип образования (это может быть и тер-тория сельского населенного пункта, не являющегося муницип образованием, и тер-рии микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответств-ть осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Право населения на МСУ обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление МСУ. Оно закреплено в ст. 3 ФЗ об общих принципах организации МСУ, согласно к-рой граждане имеют равные права на осуществление МСУ как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы МСУ, право равного доступа к муницип службе, право обращаться в органы МСУ

 

должностным лицам МСУ.

Признавая право на местное самоуправление, гос-во признает самостоятельность МСУ в пределах его полномочий и берет на себя обязано-сть создавать необходимые условия для осуществления данного права.Гос-во признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муницип собственность- экономическую основу реализации права населения на МСУ, а также право населения на самостоятельное определение структуры органов МСУ. Изменение границ тер-рий, в к-рых осуществляется МСУ, допускается с учетом мнения населения соответствующих тер-рий. Согласно К РФ- МСУ гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав МСУ, установленных К РФ и ФЗ. Фед органы гос власти, органы гос власти субьектов Федерации в соответствии с законодательством о МСУ обеспечивают иные гос гарантии прав населения на осуществление МСУ, создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития МСУ и оказывают содействие населению в осуществлении права на МСУ. Установленные К РФ и Фед законом права граждан на осуществление МСУ могут быть ограничены фед законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Общие принципы местного самоуправления: понятие, содержание и правовое регулирование.

Общие принципы организации МСУ- это зак-репляемые КРФ, фед законами, обусловленные природой МСУ коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами, и обязательные для федеральных органов гос власти, органов госй власти субъектов Федерации и муниципальных образований. В общих принципах организации МСУ находят отражение требования объекти-вных закономерностей и тенденции развития местной власти.

К общим принципам организации МСУможно отнести прежде всего следующие: а) самостоятельность решения населением воп-росов местного значения; 6) организационное обособление МСУ, его органов в системе управления гос-вом и взаимодействие с органами гос власти в осуществлении общих задач и функций; в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; г) соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям; д) ответств-ть органов и должностных лиц МСУ перед населением; е) многообразие организационных форм осуществления МСУ; ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; з) законность в организации и деятельности МСУ; и) гласность деятельности местного самоуправления; к) коллегиальность и

единоначалие в деятельности МСУ; л) гос гарантия местного самоуправления

К общим правовым принципам организации МСУ можно отнести следующие:

- приоритет общепризнанных принципов и норм междунар права, междунар договоров  в области МСУ по отношению к законодательству о МСУ;

- допустимость изменения общих принципов организации МСУ, установленных Законом, не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него;

0осуществление правового регулирования вопросов организации МСУ органами гос власти субъектов Федерации в случаях и порядке, установленных Законом;

- обязательность муницип правовых актов на всей тер-рии муниципального образования;

- высшая юридическая сила устава муницип образования и решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан), в системе муниципальных правовых актов;

- судебная защита прав МСУ. Федеральный закон закрепляет и иные общие правовые принципы. К общим территориальным принципам организации МСУотносятся:

- осуществление МСУ на всей тер-рии РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских тер-риях городов федерального значения с учетом местных и иных традиций;

установление  и изменение границ тер-рий муниципальных образований законами субъектов Федерации с учетом требований Закона;

- преобразование муниципальных образований законами субъектов Федерации в соответствии с Законом;

- разграничение тер-рии субъекта, за исключением тер-рий с низкой плотностью населения, между поселениями, а также закрепляемые Законом иные принципы тер-риальной организации МСУ.

Общие организационные принципы организации МСУ состоят в следующем:

- органы МСУ не входят в систему органов гос власти;

- органы МСУ избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муницип образования; участие органов гос власти и их должностных лиц в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ допускается только в случаях и порядке, установленных Законом;

- структура органов  МСУ определяется муницип образованиями самостоятельно с учетом требований Закона об обязательном наличии в ней представительного органа муницип образования, главы муницип образования и местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

-структура местной администрации утверждается представительным органом муниципо образования по представлению главы местной администрации; в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и тер-риальные органы местной администрации; органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и могут наделяться отдельными государственными полномочиями в порядке, установленном Законом.

Общими  экономическими принципами организации МСУ являются:

-признание и защита муницип собственности наравне с другими формами собственности;

- самостоятельность управления МСУ муницип собственностью, установления и исполнения местного бюджета;

- наличие у каждого муниципального образования собственного бюджета (местного бюджета);

- нахождение в собственности муницип образований имущества, предназначенного лишь для решения вопросов, установленных Законом;

- недопустимость определения фед законами и законами субъектов Федерации объемов расходов за счет средств местных бюджетов, а также иные общие экономические принципы, устанавливаемые Законом.

 

и к 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Функции местного самоуправления: понятие, содержание и правовое регулирование.

Под функциями МСУ понимаются основные направления муниципальной деятельности.

Функции МСУ обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению к-рых направлена муниципальная деятельность.

С учетом роли МСУ в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий МСУ можно выделить следующие основные его функции:

1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

2. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами МСУ

3. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

4. охрана общественного порядка;

5. представительство и защита интересов и прав МСУ, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами;

6. обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

- - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Граждане имеют равные права на осуществление МСУ как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Демократические свободные и периодические муниципальные выборы, посредством к-рых избираются представите-льные и иные органы МСУ. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в к-ром имеют право участвовать все граждане, проживающие на тер-рии муницип образования. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по важнейшим вопросам местного значения (устава муницип образования, местного бюджета и др.) с участием жителей муницип образования могут проводиться публичные слушания. Инициативная группа граждан может выступить с правотворческой инициативой путем внесения проекта муницип правового акта на рассмотрение соответствующего органа или должностного лица МСУ, к-рые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения.

Право на участие в осуществлении МСУ граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы и к должностным лицам МСУ.

2. Органы МСУ осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муницип собственности.Особую роль в реализации этих прав играют представительные органы МСУ, к-рые: 1. устанавливают порядок управления и распоряжения муницип собственностью, порядок и условия ее приватизации; 2. утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении; 3. устанавливают местные налоги и сборы; 4., разрабатывают планы и программы развития муницип образования и утверждают отчеты об их исполнении; 5. принимают

общеобязательные правила по предметам ведения муницип образования; 6. осуществляют контроль за деятельностью иных органов МСУ и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом муницип образования. Иные органы МСУ (местная администрация), их должностные лица (глава муницип образования и др.) осуществляют оперативное, текущее управление муницип собственностью и местными финансами.

3. Закон обязывает органы МСУсоответствующих муниципальных образований заниматься вопросами организации, содержания и развития муницип учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; муниципальных энерго-, газо-г тепло- и водоснабжения и канализации и др. и возлагает на органы МСУ решение вопросов, связанных с организацией снабжения населения топливом, утилизации и переработки бытовых отходов, транспортного обслуживания населения и т. п. Органы МСУ обязаны создавать условия для жилищного строительства; для обе-спечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и т. д.

Органы МСУ обеспечивают условия для развития массовой физической культуры и спорта, участвуют в охране окружающей среды, осуществлении экологического контроля, обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в муниципальном образовании. Они осуществляют опеку и попечительство, а также решают др вопросы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, созданием условий для обслуживания населения в различных сферах местной жизни.

4. В обеспечении охраны общественного порядка на тер-рии муницип образования кроме милиции принимают участие соответствующие депутаские комиссии, комиссии по делам несовершенно-летних и защите их прав и др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самоде-ятельности граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

   

 

 

   

 

       
       
       
       
       
       


Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"