Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на основные вопросы к экзамену по "Муниципальному праву" для студентов юридических факультетов.

Файлы: 9 файлов

38-40.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

37.Устав муниципального образования: понятие, порядок принятия, регистрации и вступления в силу, содержание. Иные муниципальные правовые акты.

По вопросам местного значения населением муницип образований непосредственно органами и должностными лицами МСУ принимаются муниципе правовые акты. Муниципправовые акты регулируют многие важные стороны организации и деятельности МСУ (структуру и порядок формирования органов МСУ, их полномочия, формы и порядок участия населения в решении вопросов местного значения и др В соответствии со ст. 43 ФЗ 2003 «Об общих принципах организации МСУв РФ» в систему муниципальных правовых актов входят: устав муницип образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муницип образования; правовые акты главы муницип образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом муницип образования.

Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муницип  образования;

2) перечень вопросов местного  значения;

3) формы, порядок и гарантии  участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов терр-риального общественного самоуправления;

4) структура и порядок  формирования органов МСУ;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов МСУ, должностных лиц МСУ;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муницип правовых актов;

7) срок полномочий представительного  органа муницип образования, депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответств-ти органов МСУ и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответств-ти и порядок решения соответствую-щих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с БК РФ;

10) порядок внесения  изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муницип образования регулируются иные вопросы организации МСУв соответствии с федер законами и законами субъектов РФ. Устав муницип образования принимается представительным органом муниципобразования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек- населением непосредственно на сходе граждан.Проект устава муницип образования, проект муницип правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муницип образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муницип образования, внесении изменений и дополнений в устав муницип образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муницип о образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муницип правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муницип правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муницип образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с К РФ, федер законами. . Устав муницип образования, муницип правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав

 

 

38.Понятие и развитие территориальных основ местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образованияf границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным делением организуется государственная власть.

Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчиненносгь государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления.

В субъектах  Федерации предусмотрено формирование следующих видов муниципальных образований:

1. Городские и сельские поселения, территория которых входит в состав территории другого вида муниципального образования — муниципального района.

Сельское поселение как вид муниципального образования может представлять собой либо один сельский населенный пункт (село, деревня, аул и т. п.), либо несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение, объединяющее несколько сельских населенных пунктов, имеет административный центр — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и п кото ром в соответствии с законом субъекта Федерации находится представительный орган сельского поселения. Городское поселение как вид муниципального образования может представлять собой город или посепоку в которых местное самоуправление осуществляется-населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав территории городского поселения в соответствии с генеральным планом могут входить территории, необходимые для его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями),

2. Муниципальный район. Муниципальные районы создаются, по сути, в границах административных районов, т. с, в границах наиболее крупных административно-территориальных единиц субъектов Федерации, на которые они непосредственно подразделяются. Лишь территория муниципальных образований, имеющих статус городского округа (которые могут находиться в границах административного района), не входит в состав территории муниципального района.

Муниципальный район имеет свой административный центр — населенный пункт, который определяется с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Федерация находится представительный орган муниципального района.

Муниципальный район как вид муниципального образования представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий (т.е. территорий находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления,

 

 

 

 

 

 

Этот принцип обеспечивается правом населения, во-первых, выступить с инициативой преобразования муниципального образования и, во-вторых, выражать свое мнение по вопросу преобразования муниципального образования путем голосования (в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума) либо на сходах граждан;

учет численности  населения при образовании сельского поселения.

В состав территории сельского поселения согласно данному Закону могут входить, как правило, один сельскийнаселенныйпунктили поселок с численностью населения более 1000 человек (для территорий с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территорий с высокой плотностью населения — менее 3000 человек). 6) наделение законами субъектов Федерации соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, внутригородского муниципального образования.

Федеральный закон 2003 г. устанавливаеттребования и критерии, которыми должны руководствоваться субъекты Федерации, решая вопросы образования и преобразования муниципальных образований

 

 

 

 

 

 

 

 

39.Принципы территориальной организации местного самоуправления.

Принципы территориальной  организации местного самоуправления — это законодательно установленные положения и требования, в соответствии с которыми определяются порядок образования и преобразования муниципальных образований, состав территории муниципальных образа* вании3 а также порядок установления и изменения их границ.

Данные требования основываются на конституционных положениях, нормах Европейской хартии местного самоуправления и закреплены в Федеральном законе. Необходимо отметить, что Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнес в свое время установление порядка образования и преобразования муниципальных образований, установления и изменения их границ в основном к компетенции субъектов Федерации. Сегодня принципы территориальной организации местного самоуправления, по сути, в полном объеме определяются иа федеральном уровне.

К ним относятся принципы, определяющие: во-первых, порядок образования и преобразования муниципальных образований; во-вторых, порядок установления и изменения границ муниципальных образований; в-третьих, состав территории муниципальных образований.

1. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований:

местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских7 сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

сочетание поселенческого и территориального принципов при формировании муниципальных образований.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, а также на других территориях. Закон 2003 г. определяет содержание поселенческого принципа, устанаалитаая требования к городским (включая и городской округ) и сельским поселениям как муниципальным образованиям, а также конкретизирует конституционное положение о «других территориях», в границах которых осуществляется местное самоуправление, относя кним прежде всего территории муниципальных районов. В

 

особую категорию муниципальных образований Закон

 

выделяет внутригородские муниципальные образования, создаваемые в городах федерального значения. Особенности территориальной основы имеют также закрытые административно-территориальные образования, обладающие статусом городского округа;

двухуровневая территориальная организация местного самоуправления в границах муниципального района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществление местного самоуправления в границах муниципального района имеет свои особенности; а) местное самоуправление в муниципальном районе осуществляется в целях решения: вопросов местного значения межпоселенческого характера; б) в состав его территории входят территории других муниципальных образований городских и сельских поселений, расположенных в границах муниципального района; в) органы местного самоуправления муниципального района могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Федерации. 3. Городской округ как вид муниципального образования представляет собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, которые Закон установил и для поселения, и ддя муниципального района. Кроме того, органы местного самоуправления городского округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В состав территории городского округа может-входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом — территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решенкя его органами вопросов местного значения, отнесенных к ведению городского округа. Вместе с тем надо учитывать, что Закон 2003 г. наделяет статусом городского округа закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и наукограды 4. Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами данных субъектов Федерации местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская территория — часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление■ Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляется законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Под муниципальным  образованием следует понимать населенную тер- риторию, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органыместно- го самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Обязательными признаками каждого муниципального образования являются:

а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона 2003 г.;

б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления;

и) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований;

г) наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления (их струкгура обязательно включает представительный орган местного самоуправления, главу муниципального образования, местную администрацию);

д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования (они принимаются населением непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления);

с) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

40. Муниципальное образование: понятие, виды, порядок преобразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муницип образования принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муницип образования. Устав муницип образования, муницип правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципобразования подлежат гос регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федер законом. Основаниями для отказа в гос регистрации устава муницип образования, муницип правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава К РФ, федер законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ;

2) нарушение  установленного Федер законом порядка принятия устава, муницип правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

. Отказ в гос регистрации устава муницип образования, муницип правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муницип образования, а также нарушение установленных сроков гос регистрации устава муницип образования, муницип правового акта о внесении в устав муницип образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами МСУ в судебном порядке. Устав муницип образования, муницип правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципобразования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их гос регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).Изменения и дополнения, внесенные в устав муницип образования и изменяющие структуру органов МСУ, полномочия органов МСУ (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц МСУ), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муницип образования, принявшего муницип правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления. К ним относятся прежде всего акты, определяющие порядок работы органов местного самоуправления, в частности регламент представительного органа местного самоуправления, устанавливающий порядок созыва его заседаний, их подготовки и проведения; порядок формирования постоянных и временных комиссий представительного органа, образования депутатских объединений, избрания должностных лиц представительного органа. Кроме того, в регламенте регулируется также порядок голосования и принятия решений представительного органа, осуществления контрольных полномочий проведения депутатских слушаний и расследований, назначения и освобождения от должности должностных лиц аппарата представительного органа и другие вопросы организации и деятельности представительного органа местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

   

 

 

   

 

       
       
       
       
       
       


Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"