Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на основные вопросы к экзамену по "Муниципальному праву" для студентов юридических факультетов.

Файлы: 9 файлов

19-23.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

19.Организационные формы осуществления местного самоуправления.

Закон закрепляет несколько групп организационных форм, посредством к-рых осуществляется МСУ в РФ.К первой группе относятся формы непосредственного осуществления населением МСУ. Вторую группу составляют органы и должностные лица МСУ, на к-рые возлагается основная повседневная работа по осуществлению МСУ на тер-рии соответствующих муницип образований. В третью группу входят формы участия населения в МСУ, центральное место в к-рой занимает территориальное общественное самоуправление.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -

1. А. Местный референдум -форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан место жительства к-рых расположено в границах муницип образования и обладающих правом на участие в местном референдуме. Б. Муниципальные выборы - это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конст РФ, законами субъектов Федерации и уставами муницип образовании в целях формирования выборных органов МСУ и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц МСУ,

В. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ, голосование по вопросам изменения границ муницип образования, преобразования муницип образования. Г. Сход граждан. Д. Правотворческая инициатива граждан, Е. Территориальное общественное самоуправление Ж. Публичные слушания. З. Собрание граждан. И . Конференция граждан (собрание делегатов). К. Опрос граждан. Л. Обращения граждан в органы МСУ и другие формы непосредственного осуществления населением МСУ и участия в его осуществлении

2. КРФ (статья 130) предусматривает осуществление МСУ в различных организационных формах, населению предоставлено право самостоятельно определять структуру органов МСУ. Для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций, население образует выборные и др органы МСУи наделяет их в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения. Выборными  органами МСУ в городах, районах и др поселениях могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы) представителей. Собрание представителей муницип образования (дума, му-ницип комитет и т.п.) обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на тер-рии муницип образова-ния. Представительный МСУ состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование, численный состав и полномочия представите-льного органа  МСУ устанавливаются уставом муниципо образования в соответствии с законами субъектов РФ. Постоянно действующим исполнительным органом МСУ является, как правило, администрация муницип образования. На нее, прежде всего, возлагается текущее, оперативное управление муницип хозяйством. Местная администрация является юр лицом, поэтому: - имеет обособленное имущест-во, собственные источники финансирования из местного бюджета; - может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;  - может быть истцом и ответчиком в суде;- имеет гербо-вые и иные печати, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласие населения при изменении границ муницип образования необходимо, если изменяются в установленных законом случаях границы муницип районов, а также границы поселений. Согласие населения требуется и в установленных законом случаях при преобразовании муницип образований.

ФЗ  «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (ст. 12) устанавливает» что изменение границ муницип районов, включающее отнесение тер-рий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к тер-рии других муниципальных районов, осу-ществляется с согласия населения этих поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов. Аналогичным образом осуществляется изменение границ поселений, влекущее отнесение тер-рий отдельных входящих в их сос-тав населенных пунктов к тер-риям других поселений, а также объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ иных муницип образований, разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, и изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его такого статуса. В целях получения согласия населения при изменении границ муницип образования, преобразовании муницип образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в порядке, установленном ст. 24 Федерального закона.

Голосование по вопросам изменения траниц муницип образования, преобразования муницип образования назначается представительным органом муницип образования и проводится в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами МСУ, лицами, замещающими гос или муницип должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принимаемого на референдуме, не применяются. Голосование по вопросам изменения границ муницип образования, преобразования муницип образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муницип образования или части муницип образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муницип образования, преобразование муниципобразования считается полученным, если за такое изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участке в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Итоги голосования по вопросам изменения границ муницип образования, преобразования муницип образования и принятые реше-ния подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Голосование по вопросам изменения границ муницип образования, преобразования муницип образования хотя и про-водится в порядке, установленном для проведения местного референдума (с учетом указа-нных особенностей), однако, не является видом местного референдума: это самостоятель-ный институт непосредственной демократии, используемый для выявления мнения населения по вопросу, к-рый решается субъектом Федерации ибо изменение границ муницип образования, преобразование муницип образований осуществляются законами субъектов Федерации, а не населением путем голосования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Местный референдум: понятие, правовое регулирование, порядок назначения и проведения.

Местный референдум -форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан место жительства к-рых расположено в границах муницип образования и обладающих правом на участие в местном референдуме.

Процедура включает следующие стадии: инициирование проведения голосования; назначение голосования; подготовка к проведению голосования; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования

Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих б его проведении граждан.

Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме (наряду с уставом муниципального образования, решением, принятым на сходе граждан) является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для муниципальных образований вопросов.

На местный референдум может быть вынесен вопрос (вопросы) местного значения, проект нормативного правового акта по вопросам местного значения. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. на местный референдум не могуг быть вынесены следующие вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образования или  судом.Решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосовании. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных муниципальных выборов указанные сроки, а также сроки осуществле- кия иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные муниципальные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, надень, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Избирательная комиссия муниципального образования, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве 5-11 членов с правом решающего голоса.

Итоги муниципальных  выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Муниципальные выборы: понятие, виды, правовое регулирование, порядок назначения и проведения.

Муниципальные выборы - это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конст РФ, законами субъектов Федерации и уставами муницип образовании в целях формирования выборных органов МСУ и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц МСУ, Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки} обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Вьщеляют следующие виды муниципальных выборов: а) основные выборы* которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы; б) повторные выборы; в) дополнительные выборы.

Очередные муниципальные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет,

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Повторные муниципальные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица> а также в других установленных законом случаях.

Дополнительные муниципальные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу, а в определенных случаях — и в многомандатном округе. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Местный референдум проводится на основе демократических принци- пов, закрепляемых Конституцией РФ3 федеральными законами и призванных обеспечить выявление свободно выраженной воли участников референдума. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это участие является свободным и добровольным: никто не вправе оказывать воздействие на участника местного референдума с целыо принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе:

а) выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме;

б) выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом; в) представительного органа и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно,

Для выдвижения инициативы проведения референдума и сборапод- писей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать такую группу в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

 

 

 

 

 

 

 

22-23 Формы взаимоотношений выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов и избирателей (отзыв, отчеты и др.).

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Действующее законодательство о МСУ предполагает использование в системе МСУ форм прямой демократии, как отчеты депутатов, выборных должностных лиц МСУ, а также их отзыв. Необходимость использования отчетов, института отзыва депутата, выборного должностного лица в системе МСУ обусловлена природой МСУ как самостоятельной и под свою ответств-ть деятельности населения (непосредственной и через органы МСУ) по решению вопросов местного значения.

Депутаты, выборные должностные липа МСУ используют в своей деятельности такие формы взаимодействия с населением, как:

а) всгречи с избирателями;

б) работа с обращениями граждан;

в) информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления;

 г) участие в организации и проведении собраний (сходов), конференций граждан;

д) участие в организации территориального общественного самоуправления.

Уставами муницип образований в соответствии с фед законами, законами субъектов Федерации устанавливаются обязанности депугатов, выборных должностных лиц МСУ вести прием избирателей и отчитываться перед ними о своей работе, Под отчетом депутата, выборного должностного лица следует понимать его официальное выступление перед избирателями с сообщением о работе, к-рую проделал он лично и в целом представительный орган (орган, к-рый возглавляет выборное должностное лицо) за определенный период. Цель этого выступления состоит не то-лько в том, чтобы информировать избирателей о проделанной работе, но и в том, чтобы они могли обсудить и оценить работу депутата, выборного должностного лица, высказать свои предложения и замечания. Поэтому отчет непременно должен носить хар-р личной встречи депутата, выборного должностного лица с избирателями. Уставы муницип образований могут предусматривать проведение отчетов депутатов, выборных должностных лиц не только по их инициативе, но и по требованию избирателей (проведение внеочередных отчетов).

Отзыв депутата, члена выборного органа МСУ выборного должностного лица МСУ как институт непосредственной демократии представляет собой форму ответств-ти депутата, выборного должностного лица перед населением, содержанием к-рой является возможно-сть досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица по воле избирателей.

Процедура отзыва включает следующие стадии: инициирование проведения голосования по отзыву; назначение голосования по отзыву; подготовка к проведению голосования по отзыву; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования по отзыву основания для отзыва выборных лиц МСУ и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муницип образования. При этом основаниями для отзыва выборного лица МСУ могут быть только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверж-дения в судебном порядке.

Выборное лицо МСУ считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Итоги голосования по отзыву выборного лица местного самоуправления подлежат официальному опубликованию (обнародованию)

 

Конституция РФ устанавливает, что изменение границ, в к-рых осуществляется МСУ, допускается с учетом мнения населения соответствующих тер-рий. ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУв РФ» устанавливает единые требования к решению указанных вопросов. ФЗ закрепляет, что в одних случаях изменение границ муницип образования должно осуществляться с согласия насе-ления выраженного путем голосования, а в других случаях - с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муницип образований-

 

 

 

Возглавляет администрацию  муниципального образования глава администрации. Глава администрации (глава местного самоуправления) является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава местной администрации на принципах единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к его компетенции. Глава администрации подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления Исполнительно-распорядительные функции глава местной администрации осуществляет путем издания постановлений и распоряжений.

Глава местной администрации (глава местного самоуправления) – выборное должностное лицо..

3. Под территориальным общественным самоуправлением ТСУ понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части тер-рии муницип образования для самостоятельного и под свою ответств-ть осуществления собственных интересов в вопросах местного значения через создаваемые ими органы тер-риального общественного самоуправле-ния. Оно является одной из важнейших форм участия населения в осуществлении МСУ.

 ТСУ включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан и иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы ТСУ - советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и др тер-рий. ТСУ способствует выявлению общественного мнения, поз-воляет соответствующим органам принимать решения с учетом мнения и интересов большинства населения. Органы ТСУ действуют исключительно в пределах части тер-рии муницип образования, населенного пункта. Они объединяют население на основе совместной работы по обслуживанию общественных потребностей граждан, удовлетворению их культурно-бытовых и иных запросов, охране их прав и интересов. Порядок организации и осуществления ТСУопределяется уставом муницип образования в соответствии с законами субъектов РФ и нормативными правовы-ми актами органов МСУ.Формирование органов ТСУ происходит путем выборов на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительного органа МСУ.

 

 

 

 

       

 

 

   

 

 

   

 

       
       
       
       
       
       


Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"