Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на основные вопросы к экзамену по "Муниципальному праву" для студентов юридических факультетов.
1.Понятие и предмет муниципального права как отрасли права. Прежде чем раскрыть понятие муниц права, необходимо дать определение местному самоуправлению: МСУ представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах установленных Кон-цией РФ, фед законами, а в случаях, установленных фед законами -законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответств-ть решение населением и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии со ст. 3 К РФ народ осуществляет свою власть через гос органы (гос власть), а также через органы МСУ (муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и др формы прямого волеизъявления. Своеобразие МСУ как формы осуществления власти народа (публичной власти) обусловлено также тем, что органы МСУ согласно ст. 12 К РФ не входят в систему органов гос власти. Однако они могут согласно сх 132 К РФ наделяться законом отдельными государственными полномочиями.Таким образом, МСУ (муницип власть) и гос власть -формы единой публичной власти (власти народа) в гос-ве. Муниципальное право - отрасль права, для к-рой характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных от- раслей. Оно рождалось на стыке нескольких отраслей: конституционного, административного, хозяйственного, финнансового, земельного , экологического права Многие нормы муниципального права, регулирующие на местном уровне имущественные, финансовые, земельные и другие отношения, являются одновременно нормами гражданского, финансового, земельного и других отраслей права. Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом правового регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Одна правовая отрасль отличается от другой предметом, методом и законодательством. муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; имеется собственное законодательство, к-рое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти. МП закрепляет и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления МСУ. Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципальпо-прававого регулирования. - данные отношения имеют локально-террито-риальный хар р. Они возникают в основном на местном (муниц-ном) тер-риальном уровне. - имеют комплексный хар-р, так как связаны с реализацией задач и функций МСУво всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. предмет муниципального права охватывает различные по содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и т. д. - обязательным субъектом муниципалъно-правовых отношений выступает либо население муниц образования, к-рое непосредственно, т. е. путем референдума, др форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо МСУ, наделенные полномочиями по решению данных вопросов. Таким образом, муниципальное право РФ-это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МСУ и решения населением муниципальных образований непосредствепно} через выборные и другие органы МСУ вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочии, к-рыми могут наделяться органы МСУ.
представительный орган МСУ, другие выборные органы, а также выборных должностных лиц МСУ, определяет структуру органов МСУ. С учетом мнения населения соответствующей тер-рии (а в случаях, предусмотренных законом, - с согласия населения) решаются вопросы о преобразовании муницип образования, установлении или изменении его тер-рии. По инициативе населения проводятся публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов с участием жителей муниципального образования. В целях выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления могут проводиться опросы граждан на всей тер-рии муницип образования или на части его тер-рии.В соответствии с законодательством и уставом муниципального образования население может выступать субъектом и иных муницип отношений. Вопросы местного значения могут решаться, сходом, собранием (конференцией) граждан. Как субъекты МПО граждане реализуют свое право на местное самоуправление путем участия в местных референдумах, выборах, посредством др форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы МСУ. Субъектами МПО, наделенными полномочии-ями на решение вопросов местного значения, являются органы и должностные лица МСУ. К ним относятся: а) представительный орган МСУ, обладающий правом представлять интересы населенней принимать от его имени решения; б) глава муницип образования -высшее должностное лицо, наделенное уставом муницип образования в соответствии с законодательством собственными полномо чиями; в) местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муницип образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и по осуществлению отдельных гос полномочий, переданных органам МСУ законом. Местной администрацией в соответствии с уставом муниципального образования руководит на при-нципах единоначалия либо глава муницип образования, либо лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту. В соответствии с уставом муницип образования может быть образован контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. К третьему виду относятся субъекты, к-рые в той или иной форме содействуют осуществле-нию местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; объединения муниципальных образований; гос органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).
|
о местных налогах к др,); БК РФ (содержит положения о бюджетном процессе в муницип образованиях и др.); ЗК РФ (определяет полномочия органов МСУ в области земельных отношений и др.), а также федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации гос и муниципимущества», «О гос и муницип унитарных предприятиях» и др. Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципальио-правовые нормы Нормы муницип права
могут содержаться в НПА Особым видом источников муницип права являются решения Констит Суда РФ Вторую группу источников составляют НПА, принимаемые органами гос власти субъектов Федерации; конституции республик, уставы др субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных) органов гос власти субъектов, акты правительств, других органов исголнительной власти субъектов Федерации, в к-рых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муницип права. В третью группу источников входят НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муницип образований, органами МСУ и должностными лицами МСУ: уставы муницип образований; общеобязательные правила по предметам ведения муницип образования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муницип собственностью, и др НПА муницип образований. Особое место среди источников муницип права занимают договоры, к-рые могут заключать между собой муницип образования, а также муницип образования и другие субъекты права. ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» расширил практику договорных отношений в системе МСУ. Так, договоры и соглашения могут заключаться органами МСУ в целях развития межмунидипальиого сотрудничества, а также международных и внешнеэкономических связей. Органы МСУ отдельных поселений, входящих в состав муницип района, могут заключать соглашения с органами МСУ муницип района о передаче им осуществления части своих полномочий. Муницип право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятельность МСУ осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев. Признание обычая как традиционно сложившегося и широко применяемого правила поведения содержит Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», к-рый предусматривает, что общины и иные формы общестаенного самоуправления создаются в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и что органы МСУ обеспечивают права малочисленных народов на защиту исконной среды их обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.
|
4.Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины. источники муницип права -это исходящие от гос-ва или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муницип права, придания им общеобязательного хар-ра. Источникам муницип права присуще те же признаки, что и источникам права вообще (нормативный хар-р содержащихся в них предписаний и обязательность для исполнения, к-рая обеспечивается средствами гос воздействия) Своеобразие источников муницип права проявляется прежде всего в том, что они связаны с организацией и функционированием МСУ как формы осуществления народом своей власти на местном уровне, посредством к-рой население самостоятельно и под свою ответств-ть решает вопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций. Источники .-муницип права устанавливают гос и международные гарантии осуществления МСУ, а также отвстств-ть органов и должностных лиц МСУ перед населением и гос-вом. Ими определяется правотворческая деятельность органов и должностных лиц МСУ, а также населения, от к-рых исходят муницип правовые акты.Источники муницип права характеризуются множественностью, к-рой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в частности, тем, что нормы муницип права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в гос-ве, обладающих разной юридич силой. три группы источников муницип права с учетом различных уровней правового регулирования муницип отношений. К первой группе относятся НПА, принимаемые на федеральном уровне. Это прежде всего Констит РФ -главный источник муницип права. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ. К источникам муниципального права относятся федер законы. Важнейший из них- ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Закон содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются не только полномочия органов гос власти РФ и ее субъектов в области МСУ и перечень вопросов местного значения, к-рые находятся в ведении муницип образований, но и основы деятельности МСУ, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления МСУ, гос гарантии МСУ и ответств-ть органов МСУ и должностных лиц МСУ. К источникам муницип права относится Европейская хартия МСУ, к-рая действует в рамках Совета Европы, членом к-рого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации МСУ, а также гарантии прав МСУ. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. м в соответствии с ч. 4 ст. 15 Кон РФ стала составной частью правовой системы РФ. Нормы муниципального права содержатся в ФЗ «"О муниципальной службе в РФ" и"Об обеспечении конституционных. прав граждан РФ. избирать и быть избранными в органы. МСУ" и др. Кроме того, к источникам муницип права относятся и другие федеральные акты, затрагивающие вопросы МСУ, К ним относятся: ГК РФ (содержит положения о муницип собственности и др.); НК РФ (содержит положения
|
5.Муниципально-правовые отношения и их субъекты. Мупиципально-правовые отношения (МПО) - это регулируемые нормами муницип права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МСУв городских, сельских поселениях и на др тер-риях с учетом исторических и иных местных традиций. МПО с учетом их содержания можно подразделить на отношения: а) связанные с организацией МСУ; б) характеризующие муницип деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в) в к-рых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных гос полномочий. В первую группу входят отношения, связанные с образованием, преобразованием муницип образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муницип образований, а также с определением структуры органов МСУ, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов МСУ,их ответств-ти. Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муницип образования непосредственно, через выборные и др органы МСУ вопросов обеспечения социально-экономического развития муницип образования, жизнедеятельности его населения. Это, например, отношения, связанные с управлением муницип собственнос-тью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, регулированием планировки и застройки территорий муницип образований, содержанием дорог местного значения, организацией и развитием муницип учревдсний здравоохранения, образования, культуры. Третью группу составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам МСУ отдельных гос полномочий. Гос-во, наделяя органы МСУотдельными гос полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осуществлением. Субъектами МПО являются: муниципальные образования; население муниципальных образований; сход граждан; собрание или конференция граждан; органы МСУ; граждане; депутаты представительных органов МСУ; члены других выборных органов МСУ; должностные лица МСУ; органы территориального общественного самоуправления; объединения муниципальных образований; гос органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации. Субъекты МПО можно условно подразделить на три вида. К первому виду относится особый субъект -муниципальное образование,представляющее собой населенную тер-рию (ее границы устанавливаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законодательством) в пределах к-рой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения и имеются находящееся в муницип собственности имущество, средства местного бюджета, выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальное образование принимает также свой устав, крый подлежит гос регистрации в порядке, установленном фед законом. Виды муницип образований: а) муницип район; б) входящие в состав муницип района городские и сельские поселения; в) городской округ; г) внутригородские муницип образования, создаваемые в городах федерального значения (Москва и Питер) Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. Это прежде всего население муницип образования. Население избирает
3.Муниципально-правовые нормы и институты. Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципалъно-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципала но-правовые нормы имеют и свои особенности. Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов. Значительную часть норм муницип права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов МСУ, к-рые не входят в систему органов гос власти. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации МСУ устанавливает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно (т. е. на референдуме и т. п.), а также органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Своеобразие норм, составляющих в совокупности муницип право, определяется также и тем, что муницип право - это комплексная отрасль. многие нормы муницип права выступают одновременна и нормами основных отраслей права, таких как конституционное право, гражданское право, финансовое право и др. классифиция норм муницип права По объекту
правового регулирования муници -МСУ в системе
народовластия (понятие, - основы деятельности МСУ (тер-риальная, организационная, экономическая основы); - предметы ведения
и полномочия МСУ (муниципальны - гарантии МСУ; -ответств-ть органов МСУ и должностных лиц МСУ. По
характеру предписаний они - управомочивающие, обязывающие, запрещающие По степени определенности предписаний делятся на императивные и диснозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу НПА органов МСУ и их должностных лиц, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование- обнародование), Примером диспозитивиых могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муницип образований. По тер-рии действия федеральными (действуют на всей тер-рии России), такими, действие к-рых ограничивается тер-рией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муницип образования. По источникам, т. е. по характеру актов, в к-рых содержатся нормы муницип права, выделяют нормы» устанавливаемые на Федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований. Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов МСУ и должностных лиц МСУ, права и обязанности граждан, др субъектов муницип права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов МСУ, порядок принятия решений непосредственно населением муницип образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т. д. Правовой институт в муницип праве представляет собой совокупность муниципально-право-вых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, к-рые образуют в рамках предмета муницип права самостоятельную, обособленную группу, К числу муниципально-правовых институтов относятся: территориальные основы МСУ; муницип органы и должностные лица; вопросы местного значения и полномочия муницип власти; муницип выборы и местные референдумы; муниципальная служба и т. д. |
|
| ||
|
| ||