Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на основные вопросы к экзамену по "Муниципальному праву" для студентов юридических факультетов.
32- 33 Организационно-правовые формы межмуниципального сотру-дничества: понятие и виды.Советы муниципальных образований и иные объединения муниципальных образований. ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» предусматривает: а) образование в каждом субъекте Федерации совета муниципальных образований (органы гос власти субъектов Федерации до 1 июня 2006 г. в соответствии с Федеральным законом обеспечивают проведение съездов муниципальных образований субъектов Федерации в целях создания советов муниципальных образований); б) возможность образования единого общеро-ссийского объединения муницип образований, а также с учетом особенностей терри- торильной и организационной основы муницип образований - иных объединений муниципх образований; в) возможность образования межмуниципальных объединений, учреждения хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения. Указан-ные межмуниципзлыше объединения не могут наделяться полномочиями органов МСУ. Для организации межмуниципального сотрудничества ФЗ 2003 с «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (ст. 8} закрепляет право муницип образований создавать объединения. В целях организации взаимодействия органов МСУ и защиты общих интересов муницип образований в каждом субъекте Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Федерации. Съезд (собрание членов) совета муницип образований субъекта Федерации: - утверждает устав совета муницип образований субъекта Федерации; - определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муницип образований субъекта Федерации и содержание органов управления совета муницип образований; - избирает органы управления совета муницип образований субъекта Федерации; - осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муницип образований субъекта Федерации. Совет муницип образований субъекта Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муницип образований, ограничивать их деятельность. В целях организации взаимодействия муницип образований, советов муницип образований субъектов Федерации, выражения и защиты общих интересов муницип образований РФ, в том числе в целях представления этих интересов в федер органах гос власти и организации сотрудничества муницип образований РФ с международными организациями и иностранными юр лицами, советы муницип образований субъектов Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муницип образований. Единое общероссийское объединение муниципобразований считается созданным, при условии если в его состав входят советы муни- цяп образований не менее 2/3 субъектов Федерации. В состав единого общероссийского объединения муницип образований могут входить иные объединения муницип образований. Единое общероссийское объединение муницип образований не вправе вмешиваться в деятельность муницип образований, советов муницип образований субъектов Федерации иных объединений муницип образований, ограничивать их деятельность.
4. Глава муницип образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муницип образования и решениями представительного органа муницип образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муницип образования в случае, если глава муницип образования исполняет полномочия председателя представительного органа муницип образования, или постановления и распоряжения местной администрации по определенным вопросам, в случае, если глава муниципобразования исполняет полномочия главы местной администрации. Вопросы: Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федер законами, законами субъектов РФ, уставом муницип образования, НПА представительного органа муницип образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных гос полномочий, переданных органам МСУ федер законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Председатель представительного органа муницип образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муницип образования, подписывает решения представительного органа муницип образования, не имеющие нормативного хар-ра. Иные должностные лица МСУиздают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муницип образования. Муниципальные НПА, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных НПА субъекта РФ, организация и ведение к-рого осуществляются органами гос власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Федеральный регистр муниципальных НПА состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ. Ведение федерального регистра муниципальных НПА осуществляется уполномоченным федер органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
|
34. Правовая основа местного самоуправления: понятие и развитие. Европейская хартия МСУ. Под правовой основой МСУ понимается система НПА, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии МСУ, его задачи и функции, а также компетенцию и ответств-тъ органов и должностных лиц МСУ, их взаимоотношения с органами гос власти, гражданами а их объединениями в РФ. правовую основу местного самоуправления составляют: - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; - К РФ, ФКЗ, ФЗ и издаваемые в соответствии с ними иные НПА РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные НПА фед органов исполнительной власти); - конституции (уставы), законы и иные НПА субъектов Федерации; - уставы муницип образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муницип правовые акты. В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу МСУ, на первое место ФЗ 2003г поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ (к к-рым, в частности, относится Европейская хартия МСУ, ратифицированная РФ в 1998 г. и в соответствии со ст. 15 К РФ ставшая частью нашей правовой системы). Согласно Европейской хартии МСУ право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к тем демократическим принципам, к-рые разделяются всеми гос-вами - членами Совета Европы (включая и Россию - члена Совета Европы). РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии
с К РФ (ст. 17). Закрепляемые Конституцией РФ основы конституционного сгроя России как
демократического гос-ва {включая и принцип МСУ) должны соответствовать демок-ратическим принципам, признаваемым
нормами международного права. В развитии правовой основы МСУ в РФ можно выделить 4-е периода: 1) с 1990-1991 гг. по октябрь — декабрь
1993 г.; 2) с октября - декабря 1993 г, по сентябрь 1995 г; 3) с 1 сентября 1995 г. (в этот день
вступил в силу ФЗ 1995 г. «Об общих принципах
организации МСУ в РФ» до принятия и вступления
в силу ФЗ от 6 октября 2003 г., к-рый знаменует новый (четвертый) период развития правовой
основы МСУ, продолжающийся по настоящее время. Вступление данного
Закона в силу в полном объеме было перенесено на 1
января 2009 г., с тем чтобы в период между датой его принятия
и датой вступления в силу в
полном объеме был осу-ществлен ряд переходных
(подготовительных) мероприятий, направленных на создание организационно-
Европейская хартия МСУ , принятая Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов МСУ. Хартия является международным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из гос-в, ее подписавших и ратифицировавших. Европейская хартия МСУбыла открыта для подписания гос-вами-членами Совета Европы 15 октября 1985 г. и вступила в законную силу 1 сентября 1988 г. 44 из 47 стран-участниц Совета Европы подписали и ратифицировали Хартию (все, кроме Андорры, Сан-Марино и Монако). Последней на ноябрь 2009 года является Черногория, ратифицировавшая документ в сентябре 2008 г.
отдельных гос полномочий уполномоченные гос органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, отменять муниципальные правовые акты в части, регулирующей осуществление отдельных госполномочий (ст. 48). Федеральные органы гос власти контролируют соблюдение федерального законодательства о МСУ. При этом они обеспечивают соответствие законодательства субъектов Федерации о МСУ Конституции РФ и федер законодатель-ству Кроме того, осуществляется прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных МСУ. Осуществление контрольных полномочий федер органами гос власти в отношении муницип образований и органов МСУ допускается только в случаях и порядке, установленных К РФ и федеральными законами. В установленных К РФ и федер законами случаях федер органы гос власти осуществляют в отношении муниципальных образований и органов МСУ исполнительно-распорядительные полномочия. значение федер законодательства о МСУ обусловлено тем, что оно, обеспечивая общие для всех субъектов Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы МСУ, дает определения основ- ных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муницип отношений: «муниципального образования»; «вопросов местного значения»; «органов и должностных лиц МСУ» и др. Важное место в системе нормативных правовых актов федер органов гос власти о МСУ занимают указы Президента РФ по вопросам МСУ, В соответствии с К РФ и федер законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации гос политики по развитию МСУ в РФ. Вопросам МСУ постоянно уделяется внимание в ежегодных посланиях Президента РФ ФедерСобранию о положении в стране и основных направлениях политики РФ. Указами Президента РФ могут быть инициированы эксперименты в МСУ, разработка проектов федер законов, иных НПА по вопросам МСУ. На основании и во исполнение К РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, в том числе по вопросам муниципальной деятельности
|
35.Полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области правового регулирования местного самоуправления. К РФ признает и гарантирует МСУ как особый уровень власти в гос-ве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом МСУ к основам конституционного строя РФ В соответствии ч. 1 ст. 72 К РФ установление общих принципов организации МСУнаходится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организа-ции МСУ для федеральных органов гос власти: установление единых, общих для всех тер-рий России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти. Разграничивая полномочия федеральных органов гос власти и органов гос власти субъектов Федерации в области МСУ, Закон 2003 г, установил жесткие рамки для правового регулирования вопросов МСУ на уровне субъектов Федерации, закрепив, что органы гос власти субъектов Федерации в области МСУ осуществляют правовое регулирование в случаях и порядке, установленных указанным Фед законом. Полномочия федеральных органов гос власти включают: 1. Правовое регулирование общих принципов организации МСУ в РФ: правовых, территориальных, организационных, экономических. 2. Правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов прав, обязанностей и ответств-ти федер органов гос власти и их должностных лицt органов гос власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области МСУ. Соответствующие права и обязанности, ответств-ть органов гос власти и их должностных лиц закрепляются в Федеральном законе 2003 г. в рамках законодательного установления данных принципов. ст. 33 данного Закона обязывает гос органы и их должностных лиц содействовать населению в непосредственном осуществлении МСУ, а ст 34 обязывает органы гос власти субъекта Федерации проводить местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов МСУ в случае, предусмотренном Законом3 ит. д. Кроме того? феде органы гос власти осуществляют регулирование прав, обязанностей и ответств-ти гос органов и их должностных лиц в области МСУ, принимая иные федерзаконы, а также др НПА, в которых затрагиваются данные вопросы. Например: ФЗ 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что в случаях, указанных в Законе, муниципальные выборы, местный референдум назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. J0, 15); ФЗ 2001 г. «О приватизации гос и муницип имущества» закрепляет, что порядок определения нормативной цены подлежащего приватизации муницип имущества устанавливается Правительством РФ БК РФ устанавливает право руководителей тер-риальных органов Федер службы финансово-бюджетного надзора выносить руководителям органов МСУ представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и т. д. 3, Правовое регулирование прав, обязанностей и ответств-ти граждан, органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения. 4. Правовое регулирование нрав, обязанностей и ответств-ти органов МСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных госполномочий, к-рьми органы МСУнаделены федеральными законами. Основываясь на ст. 132 К РФ» Федеральный закон 2003 г «Об общих принципах организации МСУ достаточно подробно определяет порядок наделения органов МСУ отдельными гос полномочиями, закрепляет правовой механизм их финансирования, а также основные формы гос контроля за реализацией данных полномочий. При этом Закон устанавливает соответствующие полномочия органов гос власти. Так, в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами и должностными лицами МСУ
Хартия обязывает гос-ва закрепить во внутреннем законодательстве и применять на пра-ктике совокупность юридических норм, гара-нтирующих политическую, административную и финансовую независимость муницип образований. Она также устанавливает необходимость конституционного регулирования автономии МСУ. Кроме того, Хартия является первым юридическим документом, гарантирующим соблюдение принципа субсидиарности гос-вами- членами Совета Европы. Таким образом, местные власти должны осуществлять управление и контролировать значительную часть публичных обязательств в интересах местного населения и под свою ответств-ть. В соответствии с принципом субсидиарности, Хартия закрепляет, что публичные обязательства должны реализовываться на наиболее близком населению уровне, и должны относиться к более высокому административному уровню только в том случае, если решение таких задач силами местных администраций неэффективно или невозможно. Принципы Хартии применимы ко всем видам органов местного самоуправления. Преамбула закрепляет фундаментальные принципы Хартии, к-рыми являются: роль МСУ в обеспечении демократии, эффективного управления и децентрализации власти; роль муниципальных образований в развитии Европы; необходимость для муниципалитетов иметь широкую автономию. Первая часть содержит основополагающие положения относительно местной автономии. В частности, закрепляется необходимость конституционного и законодательного регулирования МСУ (ст. 2), определяется понятие МСУ (ст. 3), устанавливаются принципы организации и деятельности органов МСУ (ст. 4), Другие статьи первой части фиксируют необходимость четкого муниципального деления (ст.5), самостоятельного определения органами местного самоуправления своей структуры, право нанимать муниципальных служащих для обеспечения деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.6,7). Целями еще двух важных статей являются ограничение административного контроля за нормотворчеством органов местного самоуправления (ст.8) и необходимость обеспечения наполняемости местных бюджетов (ст.9). Статья 10 закрепляет право органов местного самоуправления сотрудничать между собой и создавать межмуниципальные ассоциации, а статья 11 — возможность судебной защиты местной автономии. Вторая часть содержит различные положения относительно обязательств государств, подписавших и ратифицировавших Хартию. Исходя из намерения обеспечить баланс между нормами Хартии и институционально-юридическими особенностями государств. Хартия закрепляет, что принципы местного самоуправления обязательные для всех гос-в. Третья часть регулирует процедурные вопросы, содержание к-рых, как правило, стандартно и наличествует во всех конвенциях Совета Европы: подписание, ратификация и вступление в силу (ст. 15), территориальная сфера действия (ст.16), денонсация и нотифицирование(ст.18, 19).
|
36. Система муниципальных правовых актов. В систему МПА входят: 1) устав муницип образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные
и иные правовые акты представи 3) правовые акты главы муницип образования, местной администрации и иных органов МСУ и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом муницип образования. 2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юр силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей тер-рии муницип образования. Иные муницип правовые акты не должны противоречить уставу муницип образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). 3. Представительный
орган муниципального
•Конгресс муницип образований, учрежденный 43 ассоциациями муницип образований России, объединяет ассоциации и союзы муницип образований городских и сельских поселений, районов и других тер-рий. Его основ-ные цели: становление и развитие МСУ как политического института и основы гражданского общества России; создание условий для комплексного социальио-экономического развития муницип образований; координация взаимодействия муницип образований России и их объединений с федер и региональными органами власти в интересах защиты МСУ. С учетом особенностей тер-риальной и организационной основы муницип образований на добровольной основе могут быть образованы и иные объединения муницип образований. К таким объединениям относят,
в частности, специализированные ассоциации
и союзы местных властей РФ, в число
к-рых входят: Ассоциация закрытых административно-терри-ториальн Представительные органы муницип образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Представительные органы муницип образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в фо-рме автономных некоммерческих организаций и фондов. Некоммерческие организации муницип образований осуществляют свою деятельность в соответствии с ГК РФ, федеральным законом о некоммерческих организациях, иными фед законами.
|
|
| ||
|
| ||