28. Сущность
и основные направления государственного
управления социальной сферой в Российской
Федерации.
Социальная
политика государства: цели, модели, практика
Государственная социальная политика
- действия государственных органов
власти, направленные на достижение
определённых целевых установок в области повышения уровня
жизни, роста благосостояния отдельных
групп населения, установления границ
дифференциации населения по доходным
группам.
Основными целями социальной
политики являются: обеспечение
формирование достойного жизненного
уровня населения; обеспечение
воспроизводства человеческого капитала;
оказание социальных услуг населению;
развитие социальной инфраструктуры.
Основное направление социальной
политики - социальная справедливость
и социальное равенство населения.
Инструментами реализации
социальной политики служат программы,
нормы и нормативы финансирования, стандарты,
законы, гаранты.
Конкретными средствами проведения
социальной политики государства
являются: установление минимальной
заработной платы, уровня пенсий, стипендий.
Уровень жизни народа - обеспеченность
населения необходимыми материальными
благами и услугами, достигнутый
уровень их потребления и степень
удовлетворения разумных потребностей.
Качество жизни - степень и
качество удовлетворения материальных и
духовных потребностей людей. Выражается
через такие показатели, как качество
питания, качество и модность одежды, комфорт
жилья, качество услуг здравоохранения,
образования, сферы бытового обслуживания,
структура досуга населения, уровень и
число стрессовых ситуаций.
Потребительский бюджет - баланс
денежных доходов расходов
населения, характеризующий сложившейся
уровень жизни народа. Показывает
все доходы по источникам поступления
и расходы по назначению. Для
обоснования социальной политики государства
разрабатывается нормативный, минимальный
и средний потребительский бюджет.
Нормативный потребительский бюджет
- уровень доходов населения, который
позволяет обеспечить общественно
нормальный в конкретных условиях
уровень жизни. Он даёт возможность
определить средний уровень дохода, который
в данных условиях необходим для нормальной
жизнедеятельности человека.
Минимальный потребительский бюджет
- наименьший уровень доходов
населения, который позволяет
обеспечить человека насущно необходимыми
потребительскими благами.
Суть капиталистической этики:
государство считает возможным
не вмешиваться в жизнь граждан,
оно заботится об уровне занятости,
о законодательстве которое определяет
права и обязанности работодателя и работника, оплату труда
и предоставление отпусков.
В рыночных условиях сложилось
несколько моделей социальной
политики государства:
Суть шведской модели (социалистическая):
государство берет на себя
социальные гарантии всех граждан;
все граждане равны; активная
роль государства в жизни общества и граждан.
Бесплатное образование, здравоохранение,
социальная обеспеченность сильная. Разрешает
все проблемы человека, которые возникают.
В Швеции предприниматель предоставляет
работу и оплату за нее. Все остальное
берет на себя государство. Предприниматель
отдает налоги, а государство само обеспечивают
нуждающихся в социальной защите.
В Японии сложилась специфическая,
японская традиция: фирма - семья
(нет опозданий, проблем с дисциплиной - значит фирма заботится о
своих работниках). Фирмы имеют свою развитую
инфраструктуру: сады, дома отдыхов, больницы.
Существует система пожизненного найма.
При потере работы фирма сама подыщет
работу людям.
Россия традиционно относится
к типу стран с сильной ролью государства
в социальной сфере. Однако на практике
государственная социальная политика
развивается по остаточной модели. Она
сводится, как правило, к реагированию
на сиюминутную ситуацию. Происходит стремительный
уход государства из социальной сферы,
разрушение сложившейся системы социальных
гарантий. В результате население утрачивает
поддержку со стороны ранее действовавших
социальных институтов. Фактически только
в последние два года можно говорить о
начале разработки активной государственной
социальной политики в условиях рыночной
экономики.
Социальная защита в Российской
Федерации: понятие, формы
В КРФ социальное государство
характеризуется как государство,
политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7): охраны
труда и здоровья людей; установление
гарантированного минимального размера
оплаты труда; обеспечение государственной
поддержки семьи и материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан;
развитие системы социальных служб; установление
государственной пенсии, пособий и иные
гарантии социальной защиты.
Социальная защита - государственная
гарантия компенсации рисков, в
т, ч. рисков потери или снижения
доходов. Социальная защита делится
на социальное обеспечение (прямая форма) и социальную
поддержку (косвенная форма). Социальное
обеспечение: Страхование (ПФР ФОМС,
ФСС, ЦЗН, страховые взносы, коммерческие
страховые компании); Помощь (денежное
обеспечение – социальное пособие по
бедности, пособие на оплату жилища и коммунальных
услуг, дотации на диетическое питание
и лечение, натуральное обеспечение - предметы
первой необходимости, лекарственные
препараты, бесплатное питание). Социальная
поддержка: Гарантии (пособия по временной
нетрудоспособности, пособие по беременности
и родам, по уходу за ребенком до достижения
им 1,5 лет, пособие по безработице и др.);
Льготы (малоимущие ветераны труда.)
Социальные права регламентируют
статус человека как объект
заботы со стороны государства.
К основным социальным правам в РФ КРФ относит: право
на социальное обеспечение; защиту материнства
и семьи; право на жилище; право на охрану
здоровья и медицинской помощи; право
на благоприятную окружающую среду.
Социальное обеспечение - предоставление
государством достаточных средств к существованию
граждан, полностью или частично лишённым
возможности трудиться и получать доход
от труда, а также помощи семье в связи
с рождением ребёнка и воспитанием детей.
Социальное обеспечение предусмотрено
в случаях: болезни; старости; инвалидности; потери
кормильца; воспитании детей.
Наиболее распространённый вид
социального обеспечения – пенсионное
обеспечение: регулярная выплата
гражданам части заработной платы
по достижению определённого
возраста.
Пенсионный возраст в России установлен
с 60 лет у мужчин и 55 для женщин.
Помимо указанных форм социальной
поддержки, в России предусмотрена
помощь пострадавшим в результате
стихийных бедствий.
Принципы социальной защиты отражены
в Основном законе РФ - КРФ (ст.39, ст. 40), в которой закрепляется,
прежде всего, государственный характер
социальной защиты всех граждан. Тем самым
государство берет на себя функцию основного
гаранта прав нетрудоспособной личности.
Материальные: пенсия по возрасту,
инвалидности, социальные, компенсация,
пособия социальные и по бедности, дотации,
материальная помощь, натуральная помощь.
Организационные: социальные услуги,
обслуживание на дому, помещения
в дома интернаты, создание
управления социальной защиты, ночлежки, приюты, центры реабилитации.
Правовые: принятие правовых актов
по данному вопросу.
Функции социальной защиты:
- компенсационно-распределительные
(льготы, денежное натуральное обеспечение);
-социальное реабилитационное - оформление инвалидности, восстановление
здоровья
-гуманитарная, охранительная - защита
прав и интересов престарелых,
инвалидов и детей.
29. Понятие
технологии управления. Основные
требования к современным технологиям
административного управления.
Технология управления - приемы, порядок, регламент
выполнения процесса управления. Технология
управления состоит из информационных,
вычислительных, организационных и логических
операций, выполняемых руководителями
и специалистами различного профиля по
определенному алгоритму вручную или
с использованием технических средств.
Различают: линейную технологию
управления, управление по отклонениям,
управление по результатам, управление
по целям, управление по ситуации,
поисковое управление.
Линейная технология управления
- технология управления, характеризующаяся
строгой последовательностью отдельных
управленческих фаз, вытекающих
друг из друга и сменяющихся
в соответствии с заранее намеченным
планом.
Управление по отклонениям - технология управления, исходящая
из того, что:
- незначительные отклонения не
требуют корректировки управленческого
процесса; и
- преодоление незначительных отклонений
возможно силами самих исполнителей.
Вмешательство руководителя происходит лишь при значительной
величине отклонений.
Управление по результатам - технология
управления, заключающаяся в том,
что в зависимости от степени
достижения запланированных результатов
на предыдущей фазе, происходит
уточнение последующих управленческих действий.
Целевое управление - метод управленческой
деятельности, предусматривающий предвидение
возможных результатов деятельности
и планирование путей их достижения.
Различают:
- простое целевое управление;
- программно-целевое управление;
- регламентное управление.
Ситуационное управление - оперативное
управление, заключающееся в принятии
управленческих решений по мере
возникновения проблем в соответствии
со складывающейся ситуацией.
Требования к технологии административного
управления вытекают из решаемых им задач:
1.Организация работы с программными
документами Президента Российской
Федерации, Правительства Российской
Федерации, нормативными правовыми
актами Министерства финансов
Российской Федерации по реализации
поставленных в них задач, осуществляемых
ФНС России.
2.Осуществление организационного
и документационного обеспечения
деятельности руководителя ФНС
России.
3.Осуществление текущего контроля
исполнения структурными подразделениями ФНС России
поручений руководителя, приказов и распоряжений,
планов работы и иных документов.
4.Обеспечение в налоговых органах
единого порядка документирования,
организации работы с документами
в бумажном и электронном виде.
5.Обеспечение приема, первичной
обработки, систематизации, распределения
входящей корреспонденции, обработки
и отправки исходящей корреспонденции.
6.Организация работы ФНС России
с обращениями граждан.
7.Ведение Интернет-сайта ФНС России. Организационное и методологическое
обеспечение ведения Интернет-сайтов
управлений ФНС России по субъектам Российской
Федерации.
8.Организационное и методологическое
обеспечение прохождения гражданской
службы и организации кадровой
работы в налоговых органах.
9.Разработка типовых положений,
основных направлений деятельности
и функций структурных подразделений
территориальных налоговых органов.
10.Организация и координация деятельности
структурных подразделений и
территориальных органов ФНС России по реализации системы
мер, направленных на успешное выполнение
их основных функций.
11.Обеспечение в ФНС России
защиты сведений, отнесенных к
государственной тайне, и сведений,
содержащих налоговую и служебную
тайны. Реализация государственной политики по указанным
направлениям деятельности.
12.Организация, выполнение и контроль
исполнения мероприятий, связанных
с функционированием системы
обеспечения безопасности налоговых
органов и их работников, предупреждения
и профилактики правонарушений с их стороны.
30. Принципы,
цели и задачи муниципального
управления в Российской Федерации.
Взаимосвязь государственного и
муниципального управления
Муниципальное
управление в РФ строится на основе
Конституции РФ и нормативно правовых
актов, регламентирующих построение
структуры муниципальных органов и их
компетенции, а также распределение государственных
финансовых фондов и иных ресурсов между
органами государственной власти и муниципального
управления.
К вопросам местного
значения относятся:
1) принятие и изменение
уставов муниципальных образований,
контроль за их соблюдением;