Структура управления организацией,
или организационная структура
управления (ОСУ) - одно из ключевых
понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом
управления, работой менеджеров и распределением
между ними полномочий. Под структурой
управления понимается упорядоченная
совокупность устойчиво взаимосвязанных
элементов, обеспечивающих функционирование
и развитие организации как единого целого.
ОСУ определяется также как форма разделения
и кооперации управленческой деятельности,
в рамках которой осуществляется процесс
управления по соответствующим функциям,
направленным на решение поставленных
задач и достижение намеченных целей.
С этих позиций структура управления представляется
в виде системы оптимального распределения
функциональных обязанностей, прав и ответственности,
порядка и форм взаимодействия между входящими
в ее состав органами управления и работающими
в них людьми.
Ключевыми понятиями структур
управления являются элементы, связи
(отношения), уровни и полномочия.
Элементами ОСУ могут быть
как отдельные работники (руководители,
специалисты, служащие), так и
службы либо органы аппарата
управления, в которых занято то или иное количество
специалистов, выполняющих определенные
функциональные обязанности. Есть два
направления специализации элементов
ОСУ:
а) в зависимости от состава
структурных подразделений организации
вычленяются звенья структуры
управления, осуществляющие маркетинг,
менеджмент производства, научно-технического
прогресса и т. п.;
б) исходя из характера общих
функций, выполняемых в процессе
управления, формируются органы, занимающиеся
планированием, организующие производство,
труд и управление, контролирующие все
процессы в организации.
Отношения между элементами структуры
управления поддерживаются благодаря
связям, которые принято подразделять
на горизонтальные и вертикальные.
Первые носят характер согласования
и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения
подчинения. Необходимость в них возникает
при иерархичности построения системы
управления, то есть при наличии различных
уровней управления, на каждом из которых
преследуются свои цели.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные
связи. Первые суть отношения по поводу
принятия и реализации управленческих
решений и движения информации между так
называемыми линейными руководителями,
то есть лицами, полностью отвечающими
за деятельность организации или ее структурных
подразделений. Функциональные связи
сопрягаются с теми или иными функциями
менеджмента. Соответственно используется
такое понятие, как полномочия: линейного
персонала, штабного персонала и функциональные.
Полномочия линейных руководителей дают
право решать все вопросы развития вверенных
им организаций и подразделений, а также
отдавать распоряжения, обязательные
для выполнения другими членами организации
(подразделений). Полномочия штабного
персонала ограничиваются правом планировать,
рекомендовать, советовать или помогать,
но не приказывать другим членам организации
выполнять их распоряжения. Если тому
или иному работнику управленческого
аппарата предоставляется право принимать
решения и совершать действия, обычно
выполняемые линейными менеджерами, он
получает так называемые функциональные
полномочия.
Традиционные
типы организационных структур
Департаментизация. Двумя основными
направлениями, по которым может
осуществляться департаментизация,
являются группирование работ
вокруг ресурсов и группирование работ
вокруг результата деятельности. В зависимости
от степени ориентации на то или другое
направление осуществляется соответствующий
тип департаментизации.
Линейная организация. Линейная
организация предполагает относительную автономность в работе. Такой
автономностью, например, обладает солдат
на поле боя, учащийся в классе, землекоп
при рытье котлована и заводской рабочий
в бригаде. Данный тип департаментизации
характеризуется в целом простотой, одномерностью
связей (только вертикальные связи) и возможностью
самоуправления (относительная автономность).
Поэтому он широко используется при организации
работ в низовых производственных звеньях
семейного или мелкого бизнеса.
Функциональная организация. В
производстве этот тип департаментизации получил
развитие в период промышленной революции
при создании крупных фабрик и заводов..
Разновидностями функциональной
департаментизации являются группирование
работ по процессу (штучное, массовое
и опытное производство), т. е.
по типу производства, и по технологии
(механизация, автоматизация и роботизация),
т. е. по типу оборудования. В обоих случаях
работы группируются по принципу их. Широкое
использование функциональной департаментизации
и ее разновидностей в проектировании
организаций связано с некоторыми явными
преимуществами, которые имеют данный
подход. Основным из них является возможность
осуществления той или иной работы наиболее
эффективным способом.
Дивизиональная организация. Новый
тип группирования работ в
организации получил название дивизиональной
организации. При этом выделяется департаментизация
по продукту, по потребителю и по рынку.
Принцип схожести как и в предыдущем функциональном
варианте остался, но теперь он стал относиться
не к работе с ресурсом, а к работе над
получением результата. Переход к продуктовому
варианту в проектировании организации
обычно начинается после того, как высшему
руководству становится очевидной невозможность
осуществления одновременно роста и адекватного
реагирования на изменения внешней среды
в рамках функциональной департаментизации.
Матричная организация. Если проблема
адаптации к внешней среде
эффективно не разрешается в
рамках отдельных направлений,
то естественным выходом из
положения становится одновременное
усиление в группировании работ как ресурсного
подхода, так и подхода, ориентированного
на результат. Наиболее наглядным конкретным
типом решения такого рода является матричный
подход. Матричная департаментизация
явилась отражением попыток одновременно
максимизировать преимущества и минимизировать
слабые стороны как функционального, так
и продуктового подходов. Она представляет
собой сбалансированный компромисс между
делением и группированием работ вокруг
ресурсов и вокруг результата. Департаментизация
на основе матричного подхода из всех
имеющихся в практике является наиболее
сложной для практической реализации.
Матричная департаментизация привлекает
руководителей рядом своих явных
преимуществ, которые могут проявиться
только, если для этого имеются
необходимые предпосылки. Основным преимуществом
матричной департаментизации является
заключенный в ней высокий потенциал адаптации
к изменениям внешней среды путем простого
изменения баланса между ресурсами и результатами,
функциями и продуктом, техническими и
административными целями.
16. Основные
модели местного самоуправления
в развитых демократиях.
Англосаксонская
модель. Сложилась в Великобритании. Действует
в англо-говорящих государствах (США, Канада,
Австралия) с так называемой англосаксонской
правовой системой.
Для нее характерно отсутствие
конституционного статуса, полномочных
представителей правительства, опекающих
выборные органы на местах. Права МСУ укрепляются
в законодательстве, МСУ движется к меньшей
самостоятельности. Муниципалитеты - автономно
действующие образования в пределах предоставленных
им полномочий. Значительные
полномочия имеют постоянные и временные
комитеты местных представительных органов.
Они могут быть отраслевыми - по конкретным
направлениям муниципальной деятельности,
функциональными - по наиболее общим, комплексным
вопросам (комитет кадров, юстиции и т.д.)
и территориальными по вопросам комплексного
развития определенных районов.
В странах с англосаксонской
моделью утвердился принцип «позитивного
регулирования» деятельности органов МС, согласно которому
они вправе совершать только действия
предписанные законом.
Источником компетенции
местных органов (Великобритания) являются
судебные прецеденты, во многом регулирующие и конкретизирующие компетенцию
местных органов, устанавливаемую актами
парламентов.
Общий государственный
контроль за деятельностью местных
органов осуществляется при помощи
инспектирования. В США функционирование
муниципалитетов регулируется штатами.
Правовой статус учреждений, занимающихся
вопросами МС, различен от структурного
подразделения в одних штатах до департамента
в других. Они регулируют финансово-экономическую
и правовую деятельность муниципалитетов,
обеспечивают их необходимой информацией,
рекомендациями. Наряду с этим, губернаторы
многих штатов могут контролировать функционирование
органов МС путем издания исполнительных
приказов, а также накладывать вето на
их решения.
Континентальная
модель. Основывается на сочетании «прямого
ГУ на местах» и местного самоуправления.
Родиной данной модели является Франция,
поэтому часто ее называют французской
(наполеоновской). Для нее характерно прямое
ГУ на местах во всех адм.-террит. единицах.
Муниципалитеты - коммуны, не могут оказывать
услуги населению, поэтому тесно взаимодействуют
с государственными структурами на местном
уровне. Во Франции комиссар Республики
– «хранитель» власти государства в департаменте.
С целью обеспечения национальных интересов
ему вверено наблюдение за исполнением
законов, регламентов и правительственных
решений. Под руководством министров он
управляет государственными службами
в департаменте, аналогичное положение
занимает комиссар Республики в регионе.
В странах с КМ утвердился
принцип негативного регулирования
деятельности органов МС, в соответствии
с которыми они вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные
законом. КМ напоминает иерархическую
пирамиду, по которой происходит передача
различных директив и информации и в рамках
которой на центральные органы власти
активно работает цепкая сеть агентов
на местах.
Смешанная модель. В некоторых странах (Германия, Япония)
функционирует смешанная модель МС, которая
имеет сходство с вышеперечисленными
моделями, обладая при этом специфическими
чертами. Так, в некоторых звеньях МС выборный
орган является одновременно и звеном
МУ, и представителем государственной
администрации.
В Германии имеются административные единицы - правительственные
округа, в которых ведущее положение в
управлении занимают правительственные
президенты, назначаемые правительствами
земель.
Правительственный президент обладает широкими полномочиями
в области контрольной и надзорной деятельности
за органами коммунального управления.
Правительственные президенты и их аппарат
представляют собой систему местного
управления, построенную на принципах
административного подчинения. Ее низовое
звено - главы администраций районов (ландраты
или районные директора) - являются одновременно
и госчиновниками, и главами исполнительных
органов коммунального самоуправления.
Не всегда можно провести четкое различие
между прямым ГУ на местах и исполнительными
органами МС (местной администрацией),
поскольку последние часто наделяются
общегосударственными монополиями.
- Процесс формирования и контроль реализации федеральных целевых программ.
Федеральная
целевая программа (ФЦП) в России — это увязанный по ресурсам,
исполнителям и срокам осуществления
комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
производственных, социально-экономических,
организационно-хозяйственных и других
мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение целевых задач и требующих государственной
поддержки.
Переход к работе с
федеральными целевыми программами, ориентированной
на конечный результат, предусматривает
усиление механизмов контроля за реализацией
программ и должен включать два основных
элемента:
- внешний контроль, осуществляемый
Правительством Российской Федерации,
Минэкономразвития России, Минфином
России, Минпромнауки России, а также
государственными контролирующими
органами;
- внутренний контроль,
осуществляемый самими федеральными
органами исполнительной власти - государственными
заказчиками федеральных целевых программ.
При этом возрастает роль
отчетности, мониторинга и оценки
результатов, что предполагает разработку
системы показателей, позволяющих
отслеживать соответствие фактически достигнутых результатов целям программ.
Процесс отслеживания хода реализации
программ должен осуществляться практически
непрерывно.
С этой целью от государственных
заказчиков необходимо потребовать
для каждой действующей федеральной
целевой программы определения обязательных количественных
показателей их результативности - одного
из важнейших критериев, одобренных Правительством
Российской Федерации.
Решение указанных
задач возможно при условиях:
- обеспечения еще большей
открытости процедур формирования
и реализации мероприятий федеральных
целевых программ;
- осуществления действенного
контроля за их реализацией,
повышения ответственности государственных
заказчиков за достижение целей
программ и своевременного представления
качественной отчетности по использованию финансовых средств по всем
источникам финансирования;
- мобилизации из всех
источников финансовых средств,
направляемых на реализацию программ.
18. Государственная
служба как институт, его цели,
принципы организации и функционирования
Под государственной службой
(ГС) понимается профессиональная
деятельность по обеспечению
исполнения полномочий государственных
органов. Она осуществляется на
государственных должностях в
аппарате органов законодательной
(представительной), исполнительной и судебной
властей.
Общая цель ГС
– управление государственными делами,
связанное с разделением государственной
власти на: законодательную, исполнительную,
судебную. Цели ГС можно рассматривать
в следующих аспектах: