1.Государственно-политический:
реализация обязательств государства
по обеспечению определенного уровня
жизни, удовлетворению материальных и
духовных потребностей людей.
2.Экономический:
повышение эффективности государственного
регулирования экономики; осуществление
от имени государства управления государственной
собственностью; поддержка предпринимательства;
обеспечение финансирования затрат на
государственную службу; снижение затрат
на содержание государственного аппарата.
3.Социальный:
исполнение и обеспечение полномочий
государства и его органов; решение общегосударственных
задач управления; практическое осуществление
функций государства; создание условий
для связи государственного аппарата
с народом.
4.Правовой:
обеспечение соблюдения законодательства
страны; создание правовых условий для
нормального функционирования государственного
аппарата.
5.Организационный:
организационно-техническое обеспечение
органов государственной власти;
профессионализация государственного
аппарата, организация учебы; совершенствование
норм, стандартов, правил регулирования
состава государственного аппарата, продвижения
по службе; приведение структуры государственного
аппарата в соответствие с задачами государственной
службы.
Функции ГС связаны
с непосредственным исполнением полномочий
власти. Функции организации ГС можно
рассматривать:
1. Как профессиональной
деятельности: -осуществление государственного
управления: планирование, прогнозирование,
принятие решений, исполнение, координация,
информация, контроль, стимулирование;
-организация аппарата на выполнение полномочий
государственных органов; -обеспечение
ответственности, дисциплинированности
аппарата.
2. Как правового
института: -реализация законов государства;
-разработка проектов законов
и других нормативных актов о государственной
службе; -соблюдение законодательства
о государственной службе; -регулирование
правового статуса государственных служащих.
3. Как социального института: -производство
государственных социальных услуг:
образование, воспитание, правовая
защита, безопасность; реализация интересов,
прав и свобод граждан; -эффективное решение
социальных задач государства; регулирование
и разрешение социальных конфликтов; -регулирование
социального статуса государственных
служащих.
4. Как публично-правового отношения
государства и служащего: -правовая
и социальная защита государственных
служащих; -определение правовых
правил прохождения государственной
службы: разработка правовых, нормативных
актов, устанавливающих государственно-служебные отношения; -регулирование
численности и качественного состава
государственной службы; -создание условий
для профессионального роста кадров аппарата.
Государственное управление представляет
собой сознательное, целенаправленное
воздействие на общество как на систему
по осуществлению государственной власти
(целей, задач и функций государства). Это
воздействие осуществляется исполнительной
и распорядительной работой государственных
органов, в основе которых лежит профессиональная
деятельность по осуществлению полномочий
этих органов, то есть государственная
служба.
Государственная
служба выполняет основные задачи государственного
управления
1.выработка стратегии, доктрины,
концепции социального, экономического
и политического развития страны;
2.подбор кадров, способных реализовать
эту стратегию;
3.создание организационных структур
власти;
4.принятие решений по важным
оперативным вопросам жизни страны;
5.осуществление в целях реализации
принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.
Принципы организации и функционирования
государственной службы в Российской
Федерации
К ГС
относится исполнение должностных
полномочий лицами, замещающими
государственные должности категорий
«Б» и «В».
ГС основана на
следующих принципах:
1. Конституционные:
- верховенства
Конституции РФ и федеральных
законов над иными нормативными
правовыми актами, должностными
инструкциями при исполнении
государственными служащими должностных
обязанностей и обеспечение их прав;
- приоритета
прав и свобод человека и
гражданина, их непосредственного
действия (обязанности государственных
служащих признавать, соблюдать
и защищать права и свободы
человека и гражданина);
- единства
системы государственной власти, разграничения
предметов ведения между РФ и субъектами
РФ;
- разделение
законодательной, исполнительной
и судебной власти, возрастание
конкретных функций в лице
государства, общественных организаций;
- равный
доступ граждан к государственной
службе в соответствии со способностями
и профессиональной подготовкой.
2. Организационно-функциональные:
- обязательности
для ГС решений, принятых вышестоящими
государственными органами и
руководителями в пределах их
полномочий и в соответствии с
законодательством РФ;
- единства
основных требований, предъявляемых
к ГС;
- профессионализма
и компетентности ГС;
- гласности
в осуществлении ГС;
- ответственности
ГС за подготавливаемые и принимаемые
решения, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийности
ГС;
- стабильности
кадров ГС в государственных
органах;
- социальной
защищённости ГС (денежное содержание,
оплачиваемый отпуск, пенсионное
обеспечение).
19. Понятие
«орган государственного управления».
Классификация (виды) органов государственного
управления.
Государственный
орган - юридически оформленная, организационно
и хозяйственно обособленная часть государственного
аппарата. Государственный орган характеризуется
определенной экономической и финансовой
самостоятельностью, наличием собственной
компетенции и наличием властных полномочий.
Органы государственного и муниципального
управления классифицируются по
различным признакам: уровням
управления; видам организационно-правовых
форм; объему и характеру компетенции;
территориальной сферы деятельности;
порядку принятия управленческих решений.
По уровням управления органы управления
разделяются на: федеральные, субъектов
федерации, муниципального управления
(местного самоуправления).
По видам организационно-правовой формы
деятельности органы управления разделяются
на: правительства, советы министров, имеющие
статус правительства; министерства; государственные
комитеты; комитеты; комиссии; службы;
агентства; надзоры; администрации; главные
управления; управления; отделы.
По объему и характеру
компетенции различаются органы управления:
-общей компетенции - выполняют
основные функции социального
управления (планирование, организация, контроль и учет,
регулирование и координирование) и на
основе их реализации осуществляют руководство
органами отраслевой и межотраслевой
компетенции, а также непосредственно
руководят экономическим и социально-культурным
развитием соответствующего территориального
образования. Такими органами являются
правительства и администрации;
-отраслевой компетенции - выполняют
частные функции государственного
и муниципального управления
и на основе их реализации
осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности.
К ним относятся министерства, главные
управления, управления, отделы;
-межотраслевой компетенции - выполняют
общие функции государственного
и муниципального управления
и на их основе их реализации
осуществляют межотраслевую координацию по вопросам,
отнесенным к их ведению, а также функциональное
регулирование в определенных сферах
деятельности. К таким органам относятся
правительства, администрации, комитеты;
-специальной компетенции - осуществляют
исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие и другие функции в установленных
сферах ведения. К этим органам относятся
комиссии, федеральные службы, российские
агентства, инспекции, федеральные надзоры
России.
В зависимости от территориальной
сферы деятельности:
1. Федеральные органы госуправления
(федеральные органы исполнительной
власти), включающие:
-высший орган госуправления общей
компетенции - Правительство РФ;
-центральные органы госуправления
отраслевой компетенции - министерства РФ;
-центральные органы госуправления
межотрасл. компетенции - государственные
комитеты РФ;
-центральные органы госуправления
по осуществлению специальных
исполнительных, контрольных, разрешительных
или надзорных функций - федеральные
комиссии и службы, российские агентства,
федеральные надзоры.
2. Органы госуправления субъектов
РФ (органы исполнительной власти
субъектов РФ), включающие:
- высший орган госуправления
субъекта РФ - орган общей компетенции.
- органы госуправления субъекта РФ отраслевой
компетенции - управления, отделы.
- органы госуправления субъекта
РФ межотраслевой компетенции
- комитеты.
3. Органы муниципального управления
(исполнительные органы местного
самоуправления) городских, сельских
поселений и других территорий, включающие:
-органы МУ общей компетенции
- администрации городов, поселков,
районов (уездов), сельских округов
(волостей, сельсоветов), других МО;
-органы МУ отраслевой компетенции
- управления, отделы городов, районов (уездов);
-органы МУ межотраслевой компетенции
- комитеты городов, районов (уездов).
В зависимости от порядка принятия
управленческих решений:
-органы управления, деятельность
которых основывается на принципе
коллегиальности управления. Орган управления, действующий
на принципе коллегиальности управления,
состоит из группы должностных лиц — членов
коллегиального органа, которые принимают
решения большинством голосов. Коллегиальные
органы управления либо возглавляют систему
органов отраслевого и межотраслевого
управления, обеспечивая их согласованную
деятельность (правительство), либо осуществляют
межотраслевое регулирование и координирование
(комитеты). Члены коллегиального органа
управления несут совместную ответственность
за результаты принимаемых решений.
-органы управления, деятельность
которых основывается на принципе
единоначалия управления. Орган
управления, осуществляющий свою
деятельность на принципах единоначалия,
возглавляется одним лицом —
руководителем органа, который принимает в пределах его компетенции
управленческие решения и несет личную
ответственность за деятельность руководимого
им органа управления. К органам управления
единоначального управления относятся
министерства, администрации территориальных
образований, управления, отделы.
20. Административные
реформы: цели, задачи и основные
направления реализации.
Административную реформу можно
определить как комплекс мероприятий
государственной власти по совершенствованию организации исполнительного
аппарата государства - государственной
администрации, ее функций, форм и методов
деятельности.
Ключевыми областями административных
реформ являются: роль государства
в обществе; структура и функции
органов государственного управления; повышение эффективности
и результативности деятельности государственного
аппарата; управление государственной
службой; реформа финансового управления;
подотчетность и прозрачность государственного
аппарата.
В соответствии с протоколом
заседания Правительства РФ
от 21.10.2004 Минэкономразвития России была
подготовлена и представлена в Правительство
РФ Концепция административной реформы
в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах
и план мероприятий по проведению административной
реформы в Российской Федерации в 2006 -
2008 годах. Распоряжением Правительства
РФ от 25.10.2005 N 1789-р указанные документы
одобрены.
Концепция административной реформы
предусматривает:
-реализацию комплекса мер в
области внедрения в деятельность
органов исполнительной власти принципов
и процедур управления по результатам;
-внедрение стандартов государственных
и муниципальных услуг;
-разработку и внедрение административных
и электронных административных
регламентов;
-повышение эффективности системы закупок для государственных
и муниципальных нужд;
-создание и реализацию особых
механизмов регулирования в коррупционно
опасных сферах;