Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:51, курс лекций
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования. Жертвоприношение как первичная форма налогообложения, церковная десятина.
Универсальные акцизы взимаются с большого количества товаров, работ, услуг, как правило, без подразделения на группы. В развитых странах к ним относятся налог на добавленную стоимость, налог с оборота, налог с продаж.
Фискально-монопольные налоги - косвенные налоги на товары массового потребления, являющиеся объектом государственного производства и торговли. Ставки этого налога не устанавливаются. Государство, монополизируя производство и реализацию (или что-то одно из них) определенного вида товара, продает его по высоким ценам, включающим налог. Данный вид налога возник из исключительного права государства на какой-то вид деятельности. Главная цель налога - дополнительная мобилизация средств в бюджет, причем государство получает предпринимательский доход как собственник средств производства и высокий налог.
Таможенные пошлины являются инструментом государственного регулирования внутреннего рынка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком.
Основные цели таможенных пошлин можно сформулировать следующим образом: рационализация товарной структуры ввоза и защиты отечественного товаропроизводителя, поддержание оптимального соотношения валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров.
Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин (тарифов) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Они являются едиными и служат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В нашей стране применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут применяться по решению правительства сезонные пошлины. Их срок действия не должен превышать шести месяцев в календарном году.
Для защиты экономических интересов страны по отношению к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Специальные пошлины служат защитными средствами, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров.
Они могут также применяться в качестве ответных мер на дискриминационные действия со стороны других государств.
Антидемпинговые пошлины вводятся в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, в случае, если это угрожает материальным ущербом отечественным производителям или может приостановить расширение производства подобных отечественных товаров.
Компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовались субсидии.
Чаще всего таможенные пошлины имеют особенный статус и рассматриваются не как налог, а как инструмент торговой политики. В нашей стране с первого января 2005 года таможенные пошлины выведены из законодательного перечня налогов, но их экономическая природа как косвенного платежа не изменилась.
По субъектам налогообложения
налоги могут взиматься исключительно
с организаций, только с физических
лиц или со всех категорий плательщиков
и в таких случаях они
По срокам уплаты налоги подразделяются
на срочные и периодично-
По назначению налоги делятся на общие (немаркированные) и целевые (маркированные). К целевым налогам относятся налоги, предназначение которых заблаговременно известно и установлено в законодательном порядке, то есть они вводятся с заранее установленной государством целью. Такие налог являются инструментами аккумулирования средств для последующих индивидуальных выплат. Маркированные налоги не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, на которые они введены. Так, в государственных пенсионных фондах накапливаются средства для выплаты пенсий, в фондах медицинского страхования - для покрытия расходов на лечение и т.д. В ряде случаев целевыми налогами бывают налоги, которые предназначены для финансирования не частных благ, таких как пенсии, лечение, а общественных, например, идут на содержание и развитие дорожной сети - акцизы на бензин и налог на автомобили. В результате, те, кто больше использует дороги, несут большую долю расходов по их финансированию.
В отличие от целевых налогов, общие формируют доходную часть бюджета и расходуются в соответствии с бюджетным законодательством. Как правило, целевых налогов в налоговой системе любого государства не очень большое количество, и размер их не очень велик, потому что, хотя они и предполагают некоторую гарантию финансирования государственных расходов, но лишают ее необходимой гибкости, а законодателей - свободы распоряжения собранными средствами. Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговую систему, перераспределять поступающие средства между направлениями расходования. В то же время преобладание общих (стабильных немаркированных налогов) означает, что доходы государства не находятся в непосредственной связи с колебаниями спроса потребителей (налогоплательщиков) на конкретные общественные блага.
Существует возможность
Существование налогов, уплачиваемых из чистой прибыли, является элементом двойного обложения, так как чистой является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, тем не менее, в некоторых случаях законодательством предусматривается такая возможность. Например, местным органам самоуправления могут быть делегированы полномочия вводить дополнительные налоги сверх установленного государством перечня с целью укрепления их финансовой базы.
По способу исчисления налоги делятся
на кумулятивные и некумулятивные Кумулятивные
налоги рассчитываются нарастающим
итогом, и их налоговая база постоянно
увеличивается в течение
По месту взимания налоги можно классифицировать на налоги, взимающиеся при реализации, у источника выплаты дохода и владельца дохода. Косвенные налоги уплачиваются формально в момент покупки, одновременно являющимся и моментом реализации, прямые налоги или удерживаются до момента выплаты дохода, или их уплачивает получатель дохода после его получения. Порядок взимания налогов в момент реализации обусловлен спецификой построения косвенных налогов и их экономической природой. У источника дохода налоги с физических лиц взимаются в тех случаях, когда порядок расчета требует профессиональных навыков и надежного администрирования (например, подоходный налог, удерживаемый из заработной платы). Однако в некоторых случаях физические лица вынуждены самостоятельно подавать декларации и рассчитывать налог, поскольку у работодателя нет возможности произвести удержание налога. Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей чаще всего основано самостоятельной уплате через подачу официальных сведений в контролирующие органы, что требует предварительного получения дохода и последующего составления налоговых деклараций.
По способу обложения налоги подразделяются на:
В основе
данного критерия лежит
Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии - простую и сложную. При простой возросшая ставка налога применяется ко всей налоговой базе, при сложной налоговая база делится на части (ступени, шедулы), каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку она обеспечивает ему более низкое обложение, чем простая, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой. Аналогичный процесс происходит при использовании простой и сложной шкал регрессии. Тенденция изменений остается такой же, но при сложной регрессии к повышенной части налоговой базы применяется не возросшая налоговая ставка, а пониженная. Сложная регрессия более выгодна государству, чем налогоплательщику и применяется в тех случаях, когда необходимо создать стимул для повышения налоговой базы.
Справедливость налогообложения обеспечивается введением прогрессивной ставки налога. Небольшой размер дохода облагается меньшей ставкой налога. С повышением дохода увеличиваются ставки налога. Например, изъятие 12 % из заработной платы, близкой к сумме минимального прожиточного минимума, затрагивает жизненные потребности человека. Одновременно изъятие 12 % из зарплаты размером в 100 минимальных зарплат затронет суммы накопления или предметы роскоши. Поэтому для подоходных налогов введен необлагаемый минимум, после достижения которого применяется прогрессивная ставка налога.
В некоторых случаях, как это случилось в нашей стране, для легализации доходов физических лиц, налог на доходы физических лиц взимается с применением пропорционального налогообложения. Мера эта является вынужденной и временной и направлена на включение побудительных мотивов в отношении легализации доходов лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы.
Проследив эволюцию теорий пропорционального и прогрессивного налогообложения, можно сделать вывод, что прогрессивное налогообложение более соответствует принципу равномерности и справедливости, но не всегда соответствует принципу экономической эффективности. Дело в том, что прогрессивное налогообложение доходов физических лиц и корпораций уменьшают стимулы работать лучше и больше, по сути "наказывая" за повышение эффективности хозяйствования.
Лекция 5. . Принципы налогообложения
Выяснив природу налога, сразу возникает другой вопрос: что облагать налогом, какую часть продукта, доход или капитал? Именно с этого вопроса началось разработка принципов налогообложения.