Лекции по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:51, курс лекций

Описание работы

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования. Жертвоприношение как первичная форма налогообложения, церковная десятина.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций лекция Сущность налога и его основные характ.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

Взимание налога "у источника" осуществляется в основном при обложении  налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной  степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в нашей стране характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. В таком же порядке удерживаются в ряде стран доходы, полученные юридическими лицами от совместной деятельности. Взимание налога "у источника" является по всей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.

В отличие от данного порядка, взимание налога "по декларации" представляет собой изъятие части дохода после  его получения. Как видно из названия, указанный порядок предусматривает  подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации - официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы).

Кадастровый метод, как видно из его названия, предполагает использование  кадастра. Кадастр представляет собой  реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

 

Лекция 4. Классификация налогов

В процессе развития государственности, разные страны формируются с учетом особенностей, определяющихся историческими  традициями, политической обстановкой, классовыми взаимоотношениями. Соответственно и налоговые системы разных стран с неизбежностью приобретают различные характерные черты и индивидуальные признаки. Этим объясняется множественность налогов и сборов и возможность их классификации в зависимости от различных критериев.

Классификация налогов - их группировка, обусловленная методом взимания, характером применяемых ставок, налоговых льгот, бюджетами поступления и другими признаками.

За свою историю теория налогов  прошла через различные подходы  к проблеме классификации. Например, выделялись налоги на приобретение, налоги на владение, налоги на расходование средств, налоги на доход и имущество, налоги на потребление. Делались попытки налоговую классификацию построить на таком принципе, из которого можно вывести все основные виды налогов. В качестве такого принципа выделялась степень приближения к определению имущественного положения плательщика. Исходя из этого все налоги разбивались на следующие группы: налоги, более или менее связанные с личностью плательщика; налоги, совершенно не связанные с личностью какого-либо определенного плательщика. Налоги первой группы назывались персонально-окладными, второй - объективными или неокладными.

Но, тем не менее, общепринятой считается  следующая система признаков,  позволяющая построить классификационные группы.

По административному признаку налоги делятся на федеральные, региональные и местные налог. В странах с федеративным устройством, как правило, административный признак предполагает три уровня деления, в унитарных странах отсутствует региональный уровень. Названия типовых признаков в разных странах могут отличаться друг от друга, но  экономическое содержание от этого не меняется.

Федеральные налоги устанавливаются  федеральным законодательством, им же вводятся в действие и действуют на всей территории той или иной страны на условиях, определяемых федеральным законодательством, то есть размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных налогов, порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней являются едиными на всей территории. Региональные налоги устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие законами региональных органов власти и обязательны для применения на территории соответствующих регионов. Местные налоги устанавливаются федеральным законодательством, вводятся в действие нормативными актами органов местного самоопределения и действуют на территории местных органов власти. Как правило, федеральное законодательство делегирует на более низкие уровни власти определенные полномочия в области законотворчества. В нашей стране к ним относятся определение установление:

- конкретной ставки в пределах, установленных федеральным законодательством:

- дополнительных льгот;

- порядка и сроков уплаты налога.

Основными видами федеральных налогов  в большинстве стран являются:

  • индивидуальный подоходный налог;
  • налог на добавленную стоимость;
  • социальные взносы;
  • налог на доходы корпораций.

Этот критерий классификации закреплен  в налоговом законодательстве Российской Федерации и в соответствии с Налоговым кодексом к федеральным налогам в нашей стране относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

9) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц.

В развитых странах с экономикой рыночной ориентации муниципальные  местные налоги можно классифицировать следующим образом.

1) Собственные налоги, которые устанавливаются местными органами и взимаются лишь на данной территории. Основное место среди них, как правило, занимает налог на имущество. Из остальных можно отметить поземельные налоги, промысловые налоги, налоги на сделки, акцизы, налог с продаж.

2) Надбавки к федеральным налогам в пользу местных бюджетов.

3) Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставляемые на данной территории. Сюда относятся налоги на проживание в гостинице, на пользование электроэнергией, газом, водопроводом, канализацией, услугами связи, автомобильными стоянками и т. д.

4) Налоги, определяющие политику местных органов управления. Прежде всего, это - экологические налоги, не преследующие фискальных целей, а ориентирующие предпринимателей на выбор определенных способов ведения хозяйства. Невыгодно производить автомобили, не имеющие экологически чистых двигателей. Они не будут пользоваться спросом, ибо их владельцам предстоит платить очень высокий налог. Невыгодно применять технологии, ведущие к загрязнению природной среды, и т.д. Пока именно эта группа местных налогов не получила должного  развития в налоговом законодательстве нашей страны.

По уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж, налоги можно разделить на закрепленные, целиком поступающие в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд и  регулирующие, поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорциях в соответствии  с бюджетным законодательством. Закрепление налогов за уровнями бюджетов динамично и зависит от целого комплекса политических и экономических причин, в том числе и от степени централизации власти на данном отрезке времени.

По способу введения налоги делятся  на общеобязательные, вводимые  на территории страны в обязательном порядке и  факультативные налоги, вводимые по усмотрению законодательных властей регионального или местного уровня. В соответствии с мировой практикой региональные и местные налоги являются факультативными, а федеральные -  общеобязательными. В нашей стране факультативными обозначены только региональные налоги.

По способу взимания налоги можно  разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход, капитал, имущество, а косвенные включаются в цену товара и уплачиваются конечным потребителем.

Критерием этого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как  окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Но на практике может происходить и другое: прямые налоги при определенных обстоятельствах могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен, а косвенные не всегда в полном объеме могут быть переложены на потребителя, так как рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.

Простейший тип прямого налога - недифференцированная подушная подать, известная в истории многих народов. Однако, издавна предпринимались попытки учесть различия в платежеспособности тех, кто вносит прямые налоги. Так, размер подушной подати мог различаться в зависимости от  имущественного положения плательщика. Сейчас прямые налоги почти всегда увязываются с доходом плательщика, будь то заработная плата, гонорар, прибыль.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Объектом налогообложения прямых реальных налогов являются отдельные  виды имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность. Разновидности реальных налогов зависят от того, какой вид имущества облагается налогом: земля, дом, промысел, торговля, ценные бумаги. Ставки реальных налогов обычно пропорциональные. При расчете реальных налогов не учитывается платежеспособность налогоплательщика, именно поэтому к ним можно отнести все имущественные налоги. В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе местного налогообложения или в рамках специальных налоговых режимов. Более распространены личные прямые налоги - налоги на доход физических и юридических лиц, взимаемые или у источника дохода, или по декларации.

Они отличаются от реальных налогов  тем, что при взимании налогов учитываются личные,  или, точнее сказать,  индивидуальные особенности каждого налогоплательщика в том числе и его платежеспособность. Во внимание принимается и состав семьи, и финансовое положение, и родственные связи, и особенности предприятия, если это касается юридического лица, что позволяет точнее определить сумму налога применительно к каждому индивиду или предприятию.

Косвенные   налоги - это налоги на  товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу. В отличие от прямых налогов, которые по своей сути являются налогами на доходы или имущество, и их уплачивают те, кто имеет доходы или имущество,  косвенные налоги - это налоги на расходы и платит их больше тот, кто больше расходует, то есть это налоги на потребление. Плательщиком таких налогов всегда является конечный потребитель продукции, работ или услуг, покупая их по цене, в которую уже входит налог. Особенность этих налогов заключается в том, что перечисляет их в бюджет не тот, кто платит, а тот, кто собирает налоги с покупателей при продаже им товаров, производстве работ, оказании услуг, поэтому они и называются косвенными.

Говоря до сих пор о косвенных  налогах, мы представляли их в общем  виде. А между тем, они  существуют в конкретных формах: акцизах, фискально-монопольных налогах, таможенных пошлинах. Рассмотрим, что представляют собой эти классические формы косвенных налогов.

Акцизы - это косвенные налоги на предметы внутреннего потребления (в этом их отличие от таможенных пошлин, которыми облагаются импортные  или экспортные товары). Это налоги, взимаемые собственно с потреблением, и оплачивает их конечный потребитель. Объектом обложения выступают, как  правило, товары массового внутреннего производства, а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. Слово «акциз» происходит от французского accise (ср. лат. accidere - обрезать), что означает «отсекать», так как благодаря этому налогу часть товара как бы отсекается и взимается в виде налога.

По виду облагаемой продукции акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные.

Индивидуальные    акцизы  взимаются с отдельных товаров  по твердым или адвалорным ставкам. Объектами обложения выступают  определенные товары: в Великобритании это вино, табак, бензин; в Германии - сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. Количество таких налогов различно. В Японии их насчитывается около 600. Ставки акциза устанавливаются: единые - для товаров, сорта которых мало отличаются друг от друга по качеству и ценам  (соль, спички, сахар); дифференцированные - для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, крепости (вино, масло, ткани); средние - для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).

Информация о работе Лекции по "Налоговому праву"