Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:51, курс лекций
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования. Жертвоприношение как первичная форма налогообложения, церковная десятина.
Все вышеперечисленные принципы относятся к экономическим принципам налогообложения. Между тем при построении налоговой системы следует обращать внимание на то, насколько она соответствует организационным принципам, определяющим условия ее построения и взаимодействие структурных элементов.
Среди организационных принципов выделяют принципы единства, подвижности, стабильности, множественности налогов и исчерпывающего перечня налогов.
Принцип единства заключается в наличии единого экономического пространства, единой системы налоговых органов, единого налогового законодательства. Как правило, налоговое законодательство устанавливает запрет на введение налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство страны, поскольку в таких случаях будет нарушено свободное перемещение товаров, работ, услуг, финансовых средств и отдельные территориальные образования будут поставлены в неравные экономические условия по сравнению с другими. Следствием нарушения единого экономического пространства может быть создание препятствий для экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Единая система налоговых
Кроме вертикальной подчиненности
в структуре могут
Единство налогового законодательства осуществляются через унификацию и кодификацию налоговой базы, действующей в той или иной стране. Правомерным считается подход, когда налоговые законы являются законами прямого действия и подзаконные нормативные акты более низкого уровня не расширяют и не дополняют положений федеральных законов, а контролирующие органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам уплаты налоговых платежей.
Среди организационных принципов, характеризующих основы построения налоговой системы, выделяют принципы стабильности и подвижности. На первый взгляд кажется, что эти принципы не совместимы и противоречат друг другу.
Содержание принципа стабильности трактуется в том смысле, что налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. Если представить этот принцип под другим углом зрения, то его тоже следует расширить за счет включения в него неизменности основных принципов налогообложения, процедур и основных видов налогов.
Но налогам как экономической категории присуща внутренняя противоположность, выражающаяся в том, что налогоплательщиками являются сопряженные стороны производственного процесса - и производитель, и покупатель, а также в том, что основополагающим признаком налога является его безвозмездность в системе эквивалентных отношений. В силу сложности налогу как экономической категории и самой налоговой системе присущи одновременно признаки стабильности и подвижности. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но этот риск становится неизмеримо больше, когда к неустойчивости рыночной конъюнктуры добавляется неустойчивость налоговой системы, выражающаяся в бесконечном изменении ставок, условий налогообложения, отмене или введении льгот, не выполнении принципов.
Принцип подвижности исходит из того, что стабильность налоговой системы не означает запрета на внесение изменений, «застывших» систем нет и быть не может, но вносимые изменения должны быть экономически обоснованы и адекватны экономической конъюнктуре. Любая налоговая система является частью экономики, которая не стоит на месте, она развивается, трансформируется, вместе с ней должна изменяться и изменяется налоговая система, отражая характер общественного строя, устойчивость социально- политической ситуации, степень доверия населения к правительству. С течением времени меняются условия, налоговая система перестает отвечать предъявляемым требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями хозяйствования, в связи с этим в налоговую систему в целом или в отдельные ее элементы приходится вносить те или иные изменения. Периодичность этих изменений должна быть ограничена в законодательном порядке.
Например, в соответствии с налоговым законодательством РФ, федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Изменения в уже принятые и действующие налоги вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Но при этом необходимо добиваться
сочетания стабильности и подвижности.
Систему налогообложения можно
считать стабильной и благоприятной
для предпринимательской
Периодичность изменений частного характера, обусловленных необходимостью причин развития экономики должна быть ограничена на законодательном уровне. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования и не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности. То есть стабильность налоговой системы означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов налогообложения, наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и государства, то есть основных налогов.
Принцип множественности налогов означает, что количество налогов, формирующих ту или иную налоговую систему должно быть оптимальным. Излишне большое количество налогов усложняет порядок их взимания и нарушает принцип экономии, недостаточное количество налогов снижает гибкость налоговой системы и, как следствие, ее эффективность. Назвать конкретную цифру, ориентированную на какое-то определенное количество налогов, наверное, невозможно. Здесь вполне уместен принцип сравнения с предыдущими периодами, с другими странами. Например, в РФ в середине 90-х годов общее количество налогов приближалось к 60. Даже самому неискушенному исследователю ясно, что такое количество налогов является чрезмерным.
Принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в соблюдении ограничения перечня региональных и местных налогов, а также в установлении для региональных и местных органов власти предельных ограничений их полномочий в области законотворчества, касающихся определения ставок налогов и существенных условий налогообложения.
Все юридические принципы налогообложения (иначе – принципы налогового права) можно разделить на две группы – общие и специфические. Отличие одной группы от другой определяется масштабом применения. Общие принципы охватывают все виды права, а специфические характерны исключительно для сферы налоговых правоотношений.
Нормативность как общий принцип исходит из определения права как совокупности установленных государством правовых норм, определяющих правоотношения в какой-либо сфере. Например, налоговое право представляет собой совокупность официально принятых, законодательно закрепленных юридических норм, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания, а также отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.
Принцип общеобязательности заключается в том, что норма права как обязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, действует в отношении всех случаев и всех лиц, когда присутствуют обязательства, предусмотренные этой нормой.
Принцип государственной обеспеченности основывается на том, что установленные государством нормы поддерживаются и гарантируются всей силой государственной власти. В области налогообложения следует отметить, что в Российской Федерации за налоговые правонарушения предусмотрена не только финансовая и административная ответственность, но и уголовная. Налоговые органы могут обращаться в суд по делам, связанным с налоговыми правонарушениями, имеют право бесспорного взыскания недоимки, штрафных санкций и пени.
Принцип формальной определенности означает, что правовые нормы имеют внешнюю форму, официально закрепленную в государственных документах, и предполагает ясность и точность юридических норм с тем, чтобы не допускалась возможности их неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения. К основным формам, существующих в виде нормативных правовых актов, относятся законы различных уровней, подзаконные нормативные акты, международные и внутригосударственные договоры. К ненормативным правовым актам можно отнести правоприменительные акты, содержащие обязательные для определенного круга лиц предписания по конкретным вопросам и акты официального толкования, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права и действующие в единстве с самой этой нормой.
Специфические (специальные) принципы налогообложения должны находить свое отражение в налоговых законах общего характера и определять структуру налогового права. Регламентация данных принципов в налоговом законодательстве является гарантом наличия четкой системы институтов налогового законодательства, правовой базы, позволяющей эффективно осуществлять сбор налогов, не ущемляя интересов налогоплательщика и государства.
Принцип равного налогового бремени предполагает закрепление в налоговом законодательстве правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени. Реализуется он в разных направлениях. Например, налоги не должны иметь дискриминационный характер и изменяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Должно быть закреплено положение, в соответствии с которым запрещается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Учитывая данный принцип, в налоговом законодательстве не допустимы льготы, носящие индивидуальный характер, поскольку их наличие может разрушить единство экономического пространства и целостность налоговой системы, повлечь за собой неоправданное повышение конкурентоспособности одних предприятий по сравнению с другими.
Принцип установления налогов
законами предполагает, что налоговые
платежи должны устанавливаться только
в законодательном порядке теми органами
власти, на которых возложена такая обязанность.
Данный принцип, как правило, находит отражение
в определении налога и должне неукоснительно
соблюдаться в налоговой системе. Налоги
устанавливаются на федеральном уровне,
то есть законодательными органами страны,
но вводиться могут и на региональном,
и на местном уровнях в зависимости от
территориально-
Принцип наличия обязательных элементов в законе направлен на унификацию налогового законодательства и его единообразное применение. Обязательные элементы налога должны быть четко прописаны в каждом законе, регламентирующем порядок расчета конкретного налога, а их закрытый перечень - устанавливаться в законе общего характера. Установление всех обязательных элементов может являться одним из критериев исполнения налоговых законов налогоплательщиками.
Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков исходит из предположения, что во взаимодействии со властными структурами, налогоплательщик является более слабой стороной, чем налоговые органы. Поэтому законодатель должен наделить налоговые органы ясными полномочиями, регламентировать их обязанности и предусмотреть такую процедуру их реализации, которая обеспечивала бы эффективную защиту прав и интересов налогоплательщиков. Особенно это становится важным при проведении проверок правильности и полноты уплаты налогов, которые должны предусматривать возможность налогоплательщиков участвовать при ее проведении, знакомиться актами проверок, подавать свои возражения, обжаловать решения властных структур, в том числе и в судебном порядке. В некоторых странах для защиты прав налогоплательщиков в некоторых государствах создаются специализированные органы (налоговые суды), занимающиеся исключительно налоговыми коллизиями. Многие страны идут по пути максимального внесудебного разрешения споров. Например, в налоговых судах США рассматривается 5% налоговых споров, 95% дел до суда не доходит. Единственный на всю Америку налоговый суд вполне справляется с такой работой. В Германии попадает в суд лишь 5 - 10% дел данной категории. Основные дела разрешаются в досудебном порядке. Еще одним элементом реализации прав и интересов налогоплательщиков является судебный порядок взыскания штрафных санкций, наличие пресекательные сроков для обращения в суд налоговых органов по поводу взыскания недоимки и пени, а также положение о том, что все неясности, сомнения и противоречия налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика.