Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

DIPLOM.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

Когда краевые,   областные  и равные  им  налоговые инспекции  непосредственно осуществляют контроль за плательщиками   налогов и других платежей  в бюджет, они пользуются теми  же  правомочиями,  что и  налоговые  инспекции по районам   в  городах  и в городах  без  районного деления.    Основным   структурным  элементом  госналогинспекции   республик  в  составе  России,  края,  области, автономных  образований, являются  отделы.

Отделы создаются в зависимости  от направления  деятельности и видов  налогов, по которым   они  осуществляют   контроль, имеются отделы  по налогообложению  доходов  (прибыли)  юридических лиц;  отдел налогообложения  агропромышленного   комплекса, природных  ресурсов  и земельного  налога; отдел  налогообложения физических   лиц;  отдел косвенных   налогов;  отдел местных и прочих  налогов и сборов.

Кроме этого, как и  в любой  другой управляющей   структуре, в составе краевой, областной  и  равной  им  госналогинспекций  функционируют   отделы кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный  и другие.   

Общность   задач,  стоящих   перед  структурными подразделениями  по контролю  за уплатой  конкретных видов  налогов и сборов, находит  свое отражение в положениях о  соответствующих   отделах утверждаемых руководителями налоговых инспекций. В этих нормативных  документах содержатся общие  требования, определяющие   место отдела в  структуре госналогинспекций, его полномочия,  принципы  организации  работы,  другие вопросы, входящие  в компетенцию   этого структурного подразделения. В положении, как правило, закрепляются  и  пути решения  поставленных  задач, указывается, что сотрудники отдела проводят и организуют контроль государственных налоговых  инспекций  по  районам  и городам  без районного деления за уплатой  конкретного налога или  группы налогов, готовят обзорные  письма и  указания  по применению   законов  и  подзаконных актов; проводят документальные и камеральные проверки  бухгалтерских отчетов и  балансов юридических  и физических  лиц  по выплате того  или иного налога; рассматривают   письма,   заявления и   жалобы   на действия сотрудников госналогинспекций района  (города)  о  нарушениях  законодательства  при  изыскании конкретного налога. В отдельных случаях  в положении указывается перечень видов налогов, которые контролируются  тем или  иным   отделом. Так, в положении об отделе налогообложения  физических лиц,  как правило,  называются: подоходный   налог с  доходов физических лиц  (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности); налог на имущество физических  лиц; земельный  налог; государственная пошлина; налог с  имущества, переходящего в  порядке наследования и дарения; налоги и платежи, устанавливаемые местными   органами  власти в части, касающейся физических лиц.   

На основании  положений об  отделах разрабатываются  и   утверждаются  начальником  госналогинспекции функциональные  обязанности и  должностные  обязанности сотрудников.

В  соответствии с  Положением   о  Государственной  налоговой  службе Российской  Федерации  в государственных   налоговых   инспекциях  по   республикам  в составе России, краям, областям, автономным образованиям, городам  Москве и Санкт-Петербургу создаются коллегии  в составе  руководителя госналогинспекции  и его заместителей, а также других  руководящих  работников  инспекции.  Персональный   состав  и  штатная численность коллегии утверждаются руководителем Министерства  Российской  Федерации  по налогам с сборам по  представлению начальника  государственной налоговой инспекции. На заседаниях коллегии  рассматриваются  и принимаются решения  по  наиболее важным   вопросам  деятельности госналогинспекции, заслушиваются  отчеты начальников районных  и городских госналогинспекций, обсуждаются вопросы  подбора и  подготовки кадров, назначения на должности, проекты  предложений  по ставкам  местных. налогов и  сборов, другим вопросам налогообложения и деятельности налоговых органов.

Высшую   ступеньку в  иерархии  налоговых  органов занимает центральный  аппарат Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которая является правоприемником Государственной налоговой службы Российской Федерации. Его структурная схема включает пятнадцать департаментов по основным направлениям деятельности.

В  рамках решения   поставленных задач  отраслевые   департаменты изучают и анализируют  практику применения  действующего   налогового законодательства  на   местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта   ведут разработку актуальных аспектов налоговой  политики, участвуют в подготовке законодательных актов   по конкретным видам налогообложения, разрабатывают инструкции, методические  рекомендации, указания  о порядке исчисления и взимания  того или иного вида налога. Они   вправе осуществлять  либо принимать участие в комплексных и тематических  проверках территориальных госналогинспекций. В их  компетенцию   входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков  на   действия  должностных   лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием  нормативных актов  министерствами,  ведомствами,  если  они   имеют  отношение к платежам налогов и  сборам  в бюджет  и др.

Непосредственные  задачи  других подразделений  центрального аппарата реализуются  в основном  в  рамках   обеспечительных и  вспомогательных функций.  К  примеру, юридическое   управление, которое  состоит из отдела правового обеспечения налогообложения и отдела  нормативных   актов  и контроля  за  организацией   правовой работы в  налоговых органах, должно обеспечивать  соответствие  действующему    законодательству  всех нормативных   актов, издаваемых  Госналогслужбой  РФ,  защищать  права  и  законные  интересы Госналогслужбы  в судах, а также органах государственной власти  и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов о налогах и  налоговых органах, осуществлять  методическое  руководство правовой  работой  в  госналогинспекциях, систематизировать правовые  акты,  обеспечивать правовой   информацией   руководящие   и  структурные подразделения  госналогслужбы, анализировать практику правовой работы на местах и  т. д.   

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 254 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам»  установил предельную численность  работников центрального аппарата министерства в количестве 945 единиц, разрешил Министру иметь 12 заместителей, в том числе двух первых, и коллегию в количестве 25 человек.1

Сложившаяся системно-структурная  схема налоговых органов, к сожалению, все меньше и меньше отвечает современным требованиям. Специалисты   центрального аппарата Государственной налоговой службы с участием  представителей  Международного   валютного  фонда и Всемирного банка  завершили   подготовку    проекта  модернизации  налоговой службы  России. Его  реализация позволит  осуществить  коренную   перестройку  организационной  схемы, налоговых   органов  и тем  самым  создать  инфраструктуру,  необходимую   уже  сегодня для работы  с  возрастающим  числом   налогоплательщиков.  

В   рамках   осуществления  проекта предполагается  внедрить концепцию    самоначисления  налогов, при  которой налогоплательщик будет определять причитающиеся с  него  налоговые суммы   без  вмешательства сотрудников налоговых органов, а налоговая инспекция принимать произведенный  налогоплательщиком  расчет на условиях его последующей  проверки.

Будет изменена  организационная  структура районной  (городской) налоговой инспекции.  На  смену  отраслевым отделам, ведающим  контролем  за соблюдением  законодательства о конкретных  видах налогов придет иная  специализация. В налоговых инспекциях по  району (городу) будут созданы  подразделения  по обслуживанию   налогоплательщиков, электронной обработке данных, контрольных проверок  и  сбора недоимок.

Подразделение обслуживания налогоплательщиков будет  готовить  и  периодически  проводить  семинары налогоплательщиков, своевременно информируя  об  изменениях  в их  обязанностях в области налогообложения, на  его сотрудников будет возлагаться подготовка информационных   материалов и  руководств по налоговым  вопросам,  дача консультаций и  разъяснений. В этом же  подразделении будет осуществляться постановка на налоговый  учет и присвоение налогоплательщику единого идентификационного  номера.   

Подразделение обработки данных будет отвечать за ввод информации   из  налоговых деклараций  и иных документов и ее обработку.   

Ответственность  за  проведение  документальных проверок предполагается возложить  на подразделение контрольных   проверок.  Отбор  налогоплательщиков для  проверки   будет  производиться  компьютерной программой   по  совокупности  критериев, позволяющих  определить  вероятных  нарушителей  налогового законодательства, а также при  получении  информации  об  уклонении   от  уплаты  налога  из  других источников.   

Подразделение  сбора  недоимок  будет  проводить непосредственную  работу с  нарушителями  налоговой  дисциплины   и  осуществлять взыскания  сокрытых  от налогообложения сумм.

Успешная  реализация проекта предусматривает  задачи переподготовки персонала налоговых органов, разработки и  внедрения новых  технологий для создаваемых подразделений, полной компьютеризации  процесса сбора и  обработки налоговых деклараций  и платежей.    Внедрение проекта в жизнь  сделает систему налогообложения   более  корректной   и  справедливой   по отношению  к  налогоплательщикам, повысит уровень их обслуживания   и   снизит  затраты   на  обеспечение налоговой дисциплины.    Одновременно  с  модернизацией  налоговой службы необходимо  постоянное  совершенствование  налогового законодательства, перенос центра тяжести с фискальных начал  на  функции   регулятивного характера. Только тогда налоги станут стимулировать развитие рыночных отношений,  будут способствовать экономическому возрождению  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовой статус Государственной налоговой службы

 

Статья 30 Налогового кодекса  РФ предусматривает, что налоговыми органами являются только Государственная  налоговая служба Российской Федерации (ныне Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам) и ее территориальные подразделения. Органы налоговой полиции в систему налоговых оррганов не включены, так как  в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» органы налоговой полиции являются правоохранительными органами.

Правовой статус Госналогслужбы определяется Налоговым кодексом Российской Федерации,  Законом РСФСР от 21 марта 1991 года «О государственной налоговой службе РСФСР»,  Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря , 1991 года № 340.

 

3.1. Права налоговых  органов.

 

Для реализации задач, возложенных  на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций.

1 .Полномочия по учету налогоплательщиков.

2. Полномочия по контролю за  соблюдением налогового законодательства.

3. Полномочия налоговых органов  по исчислению окладных налогов.

4. Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского  учета сумм налогов и других платежей.

5. Полномочия по применению мер,  направленных на пресечение нарушений  налогового законодательства.

6. Полномочия по применению восстановительных  мер для предотвращения или  ликвидации убытков, нанесенных  налогоплательщику или бюджету.

7. Полномочия по применению мер  ответственности.

8. Полномочия по контролю  за выполнением субъектами предпринимательской  деятельности требований законодательства  о наличном денежном обращении.

9. Полномочия налоговых  органов в сфере валютного  контроля.

10. Полномочия налоговых инспекций  по взысканию сумм штрафов,  наложенных иными государственными  и контрольными органами, исполнению  судебных актов.

11. Полномочия по изданию инструктивных  и методических указаний по  применению законодательства о  налогах.

В соответствии с Налоговым кодеком  РФ налоговые органы вправе требовать  от налогоплательщика, плательщиков сборов, налоговых агентов, представителей налогоплательщиков и иных объязанных лиц следующую информацию:

- документы, по формам, установленным  государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;

- пояснения и документы, подтверждающие  правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов.

Налоговые органы вправе проводить  налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Одним из наиболее действенных способов налогового контроля является налоговая  проверка. Налоговая проверка может быть камеральной или выездной.

         Если камеральная налоговая проверка  проводится  в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных  декларации и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах .

 Налогоплательщик, к которому для проведения выездной налоговой проверки прибыло должностное лицо налогового органа, вправе потребовать предъявления должностным лицом своего служебного удостоверения и постановления руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. При этом налоговый орган не может провести в один год две выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика, за  исключением случаев, когда вторая проверка  связана с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ