Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:59, реферат
Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговые органы для осуществления своих функции, в том числе и функции налогового контроля , должны обладать необходимой информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы. Перечень этой информации, представляемой налоговым органам, приведен в ст. 85 НК РФ .В соответствии с этой статьей информация предоставляется органами :
- осуществляющими регистрацию организации ;
- регистрирующими физических
- выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, деятельность которых направлена на систематическое получения дохода, и не подлежащим регистрации;
- регистрирующими физические лица по месту жительства либо факт рождения и смерти физических лиц;
- осуществляющими учет и (или)
регистрацию недвижимого
- опеки и попечительства, воспитательными, лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и иными аналогичными учреждениями;
- уполномоченными совершать
Банки
обязаны сообщать в налоговый
орган об открытии или
Кроме того, налоговые органы вправе изымать по акту при проведении налоговой проверки у налогоплательщика документы. Однако основания изъятия по Кодексу значительно отличаются отпредусмотренных в п. 7 ст. 7 Закона о Государственой налоговой службе. Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания пологать, что эти документы будут уничтожены. сокрыты, изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля налоговые органы вправе только в период проведения проверки.
С вступлением в силу Налогового кодекса п.7 ст. 7 Закона о Государственной налоговой службе в части, противоречащей абз. 4 п. 1 ст. 21 Кодекса, не применяется.
На основании письменного
Право осматривать (обследовать) помещения, используемые налогоплательщи-ком, было установлено и ранее Законом об основах налоговой системы (подп. «б» п. 2 ст. 14).
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о
Государственной налоговой
По сравнению с ранее
Новшеством в налоговом
законодательстве является предоставление
налоговым органом
Налоговые органы наделены правом требовать от налогоплательщиков и иных объязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
В связи с принятием
Налоговые органы вправе предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций (штрафов) за налоговые правонарушения. Следует подчеркнуть, что налогоплательщик не вправе требовать от налоговых органов предоставления отсрочки или рассрочки по уплате штрафов - это исключительное право налоговых органов.
Налоговый кодекс ввел новые права налоговых органов по вызову в качестве свидетелей любых физических лиц, которым могут быть известны какие - либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля с компенсацией им расходов на проезд к местонахождению и пребывание в налоговом органе. Налоговый орган вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
При обнаружении нарушений в порядке выдачи лицензий на право осуществления определенных видов деятельности или нарушений условий лицензий налоговые органы вправе заявлять ходатайства перед органами, выдавшими лицензии, об анулировании данных лицензий или о приостановлении их действий.
В п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ определены шесть конкретных видов исков, с которыми налоговые органы вправе обращаться в суды;
- о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения;
- о признаниии недействительной
государственной регистрации
- о ликвидации организации
- о признании сделок
- о взыскании в доход
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.
Кроме того, Налоговым кодексом могут быть установлены иные случаи для подачи исковых заявлений налоговыми органами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)»1 правом на обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате объязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.
Кодексом и иными федеральными законами могут быть предоставлены иные права налоговым органам.
Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 года № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»2 и Постановлением Правительства Российской Федерации о 17 июля 1998 г. № 793 «Вопросы Государтсвенной налоговой службы Российской Федерации»3 на Государственную налоговую службу возложено осуществление функций государственного регулирования и межотраслевой координации по вопросам государственной политики в области производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции , функциональное регулирование деятельности в данной сфере, в том числе лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта и осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Государственная налоговая служба является правопреемником упраздненного Государственного комитета по обеспечению монополии на алкогольную продукцию в отношении функций, прав и объязанностей этого комитета.
Наряду с правами, которыми обладали налоговые органы до вступления в силу Налогового кодекса РФ, кодекс вводит ряд новых прав, которыми обладают налоговые органы с 1 января 1999 года при выполнении возложенных на них задач.
К числу таких прав относятся:
1. Право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренным Кодексом.
Согласно ст.72 НК РФ арест имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Порядок и условия наложения ареста на имущество налогоплательщика устанавливаются ст.77 НК РФ. На данный момент налоговые органы таким правом не обладают, указанные полномочия предоставлены федеральным органам налоговой полиции (ст.11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции").
2. Право предоставлять
Следует заметить, что органы Госналогслужбы до ноября 1997 г. имели право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Данные отсрочки и рассрочки предоставлялись в тех случаях, когда применение штрафных санкций могло привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Данное право предоставлялось органам Госналогслужбы в рамках Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Однако Указом Президента РФ от 19.11.97 № 1233 Указ № 2270 был признан утратившим силу, и соответственно органы Госналогслужбы были лишены права на предоставление отсрочек и рассрочек по штрафным санкциям.
3. Право требовать от банков
документы, подтверждающие
Налоговый кодекс определяет, что
обязанность по уплате налога налогоплательщиком
считается исполненной с
Банки обязаны предоставлять
4. Право вызывать в качестве
свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо
Данные права будут способствовать реализации функции налоговых органов по организации и проведению налогового контроля.
5. Право заявлять ходатайства
об аннулировании или о
Осуществляя налоговый контроль за
деятельностью
6. Право предъявлять иски о
досрочном расторжении
По общему правилу односторонний отказ от исполнения договора не допускается (ст.450 ГК РФ) если это не установлено законом или соглашением сторон, поэтому для досрочного расторжения договоров о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите налоговые органы должны предъявлять в суды иски об их расторжении.
Информация о работе Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ