Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

DIPLOM.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо заметить, что перечень прав налоговых органов, установленный  ст.31 НК РФ не является закрытым. В соответствии с п.2 ст.31 НК РФ налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные  настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

 

3.2. Обязанности  налоговых органов. Права и  обязанности, ответственность должностных  лиц налоговых органов.

 

Главной обязанностью налоговых  органов является проведение контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, т. е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.

Налоговым кодексом РФ установлены следующие объязанности налоговых органов:

- вести разъяснительную работу  по применению законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов;

- бесплатно информировать налогоплательщиков  о действующих налогах и сборах;

- вести в установленом порядке  учет налогоплательщиков;

- представлять формы установленной  отчетности и разъяснять порядок  их заполнения;

- давать разъяснения о порядке  исчисления и уплаты налогов  и сборов;

- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке предусмотренном Налоговым кодексом;

- соблюдать налоговую тайну  ;

- направлять налогоплательщику  и иному объязанному лицу копии  акта налоговой проверки и  решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

Налоговым кодексом предусмотрена  обязанность налоговых органов  сообщать органам налоговой полиции  о возможных преступлениях в  налоговой сфере. Соответствующие  материалы должны направляться, если выявленные при проверках и иными способами обстоятельства позволяют предпологать совершение налогового преступления.

Разъяснительная работа о необходимости  уплаты налогов и соблюдения налогового законодательства может вестись  налоговыми органами в различных формах и различными способами: используя средства массовой информации, направление памяток налогоплательщикам, чтение лекций в организациях, школах, организация и проведение семинарских занятий с налогоплательщиками и т.д.

Налоговым кодексом впервые на уровне закона введена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканых сумм налогов, пеней и штрафов. Ранее в соответствии со ст. 13 Закона о Государственной налоговой службе возврату подлежали только неправильно взысканнные суммы налогов. Кроме того, объязанность возврата налогов была предусмотрена некоторыми законами об отдельных налогах. В настоящее время установлен общий порядок зачета или возврата для всех налогов и сборов, который определен главой 12 Налогового кодекса.

Налоговым органом или иными  федеральнами законами о налогах  и сборах могут быть определены иные обязанности налоговых органов. Так, в соответствиис п. 3 ст. 78 Кодекса  налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона о  Государственной налоговой службе налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц и организаций. Статья 102 Налогового кодекса РФ вводит новое по содержанию, чем коммерческая тайна,  понятие - налоговая тайна. Так, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  • разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  • об идентификационном номере налогоплательщика;
  • об уставном фонде (уставном капитале) организации;
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • представляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которах является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части представления этими органами).

Следует заметить, что  кроме перечисленных в ст.32 НК обязанностей налоговые органы могут  нести также и другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п.2 ст.32 НК).

Права государственного органа - это  права различных должностных  лиц этого органа.

В пределах своей компетенции должностные  лица налоговых органов реализовывают  права и обязаности налоговых  органов в строгом соответствии с порядком установленным НК РФ. В соответствии со ст.33 Кодекса должностные лица налоговых органов обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Будучи производными от прав и обязанностей госналогинспекций, правомочия сотрудников налоговых органов правомерно поделить на две основные группы. В первую войдут правомочия, непосредственно связанные с проведением налоговых проверок, а во вторую - все иные права и обязанности, с помощью которых обеспечивается деятельность по контролю за исполнением налогового законодательства.

В соответствии с предложенной классификацией при проведении налоговых проверок сотрудник  государственной налоговой  службы в соответствии со ст. 7 Закона о Государственной налоговой  службе вправе:

- производить в организациях любых форм собственности и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, расчетов и иных документов связанных с исчислением и уплатой налогов, с получением необходимых объяснений, справок и сведений;

- контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

- обследовать с соблюдением  соответствующих правил при осуществлении  своих полномочий любые используемые  для получения доходов помещения  организаций и граждан;

- требовать от руководителей проверяемых организаций и граждан устранения выявленных нарушений;

- приостанавливать операции на  счетах организаций и граждан  в банке;

- изымать документы, свидетельствующие  о сокрытии и занижении прибыли  (дохода);

- применять к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции;

- взыскивать недоимки по налогам,  пени и штрафы в бюджет;

- предъявлять иски в суды;

- налагать на должностных лиц  организаций и граждан, совершивших  административные правонарушения - нарушения налогового законодательства, административные штрафы.

Здесь необходимо отметить, что осуществление  ряда  вышеперечисленных полномочий возможно только руководителем налогового органа или его заместителем. Так  руководитель налоговой инспекции  или его заместитель может принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, о проведении выездной налоговой проверки, утвердить постановление об изъятии документов, рассмотреть акт налоговой проверки и вынести по нему решение о взыскании недоимок по налогам, пени и штрафов, о привлечении виновного к административной ответственности. 

Наряду с правами государственный  налоговый инспектор имеет определенные обязанности. В соответствии со ст. 10 Закона о Государтсвенной налоговой  службе должностные лица государтсвенных налоговых инспекций обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, законы РФ и республик, входящих в РФ, другие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы организаций и граждан.

Из анализа законов и подзаконных актов по организации деятельности государственной налоговой службы следует, что государственный налоговый инспектор обязан: ознакомить налогоплательщика с актом проведенной налоговой проверки; при установлении фактов нарушения налогового законодательства составить протокол, предъявив его для ознакомления налогоплательщику; осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений налогового законодательства; в случаях установления фактов преступного нарушения законов о налогообложении передать материалы в правоохранительные органы; вести учет налогоплательщиков в соответствии с территориальным или линейным принципом работы.

Впервые в налоговом, да и в законодательстве в целом, в Налоговом кодексе  предусмотрена обязанность должностных лиц налоговых органов корректно и внимательно относиться к участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство. Введение данной нормы призвано повысить уровень правовой культуры должностных лиц налоговых органов, а также общий культурный уровень общения участников налоговых правоотношений. На основании п/п 10 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики и плательщики сборов вправе требовать от должностных лиц налоговых органов выполнения данной обязанности.

 Для правильного понимания специальных прав и обязанностей должностных лиц налоговых органов необходимо учитывать следующее:

1) к должностным лицам не применим  принцип «разрешено все, что  не запрещено законом». Наоборот, к ним применяется разрешительный  порядок: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т. е. действует только в рамках установленной ему компетенции;

2) служебные права должностных  лиц налоговых органов, одновременно  являются их обязанностями, и  наоборот;

3) границы для реализации прав должностных лиц налоговых инспекций очерчены задачами  и функциями государственных налоговых инспекций.

Любые права налоговых инспекторов - проводить проверки, изымать документы, предъявлять иски и т. п. -  реализуются  только в пределах выполнения задачи налогового органа: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Госналогслужба России является исполнительным государственным органом. Государственных служащих налоговых органов по их полномочиям принято делить на должностных лиц, оперативный состав и вспомогательный персонал.

Должностными лицами налоговых  органов являются граждане Российской Федерации - работники налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присвоены классные чины. (ст.18 Закона РСФСР от 21.03.91 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР.")

Ключевым должностным лицом  налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами.

Инспекторы осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками - от приема налоговых расчетов до проведения проверок. В настоящее время в  ряде инспекций практикуется разделение функций (с учетом зарубежного опыта): ряд инспекторов осуществляет только ревизорскую работу, другие - те функции, которые не связаны с выходом на предприятия (прием и камеральная проверка деклараций, расчет окладных налогов и др.).

К специалистам относятся работники  бухгалтерии, юрисконсульты и т.д.

Лица вспомогательного состава  обеспечивают служебную деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари  и т. п.).

Ответственность налоговых органов  и их должностных лиц определяется в соответствии с положениями ст. 35 НК РФ.

В отличии от норм, устанавливающих  ответственность налоговых органов  до 1 января 1999 г., нормы Налогового кодекса  устанавливают ответственность  налоговых органов не только за неправомерные действия (решения), но и за бездействие указанных органов, которое повлекло причинение налогоплательщику убытков.

Следует отметить, что хотя ни Законом  РФ № 943-1 "О Госналогслужбе РФ", ни Законом РФ № 2118-1 "Об основах  налоговой системы в РФ" не была предусмотрена ответственность налоговых органов за бездействие, которое повлекло причинение налогоплательщику убытков, данное обстоятельство не лишало налогоплательщика права обратиться в суд с иском о возмещении убытков на основании ст.16 ГК РФ в соответствии с которой убытки причиненные гражданину или юридическому лицу, как в результате незаконных действий так и бездействия государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению из бюджета.

Осталось без изменений положение  о том, что должностные лица и другие работники налоговых органов за неправомерные действия или бездействие могут привлекаться к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

 

 

Заключение

 

Главный вопрос в преодолении экономического кризиса в России не в налоговой системе, а в о6щем состоянии экономики, обуславливающим расширение и увеличение налогоо6лагаемой базы. Стране нужна программа экономического роста, обеспечивающая вначале внутреннюю конкуренцию, ибо с нее начинаются рыночные отношения.

С целью выхода из экономического  и финансового кризиса Правительство  Рссийской Федерации разработало  стабилизационную программу и приступило к ее осуществлению. Решающая роль в  преодолении кризиса принадлежит  налоговой службе. Именно через нее в бюджеты всех уровней поступают около 90 процентов доходов.

Сегодня особенно актуальной является проблема расширения налоговой базы. Но даже тогда, когда эта задача будет  решена, увеличение средств бюджета  без усилий налоговой службы не будет эффективным.

Экономисты и занимающиеся этим вопросом специалисты считают, что  состояние бюджета зависит, главным  образом, от трех  групп факторов. Во-первых, от развития экономики, особенно отечественной промышленности и  торговли, во- вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И в - третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.1

Информация о работе Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ