Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".
10. Налоговая
политика государства.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических,
финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы
страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных
социальных групп общества а также развития экономики страны за счет
перераспределения финансовых ресурсов. Принципы налоговой политики
1) При
формировании налоговой
В современных условиях в государстве с развитой экономикой главной
целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней
финансовыми ресурсами в достаточных объемах, бесперебойное пополнение
бюджетных доходов – основа экономического роста, повышение благосостояния
населения, укрепление обороноспособности, решение экологических и др.
проблем общества. Важное значение, имеет осуществление при помощи налогов
распределительных и перераспределительных процессов. Реализация налоговой
политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет
собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и
налогоплательщиков. Налоговый механизм включает
- налоговое Планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей,
- Прогнозирование –основа для разработки социально – экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период.
- Регулирование налоговых
налогооблагаемая база.
Налоговая политика в Российской Федерации. Налоговая политика выступает составной частью финансовой политики государства. Она воплощается в совокупности мероприятий государства по установлению и взиманию налогов и использования их в общегосударственных интересах.
Основными целями налоговой политики в РФ являются обеспечение более полной и своевременной мобилизации доходов бюджетов различных уровней власти, и создание условий для регулирования производства и потребления как в народном хозяйстве в целом, так и по его отдельным сферам.
Налоговая политика в России осуществляется
на основе единых для всех экономических
агентов принципов независимо от
их ведомственной подчиненности, форм
собственности и
Содержанием налоговой политики является организация и развитие налоговой системы в государстве. В Российской Федерации налоговая система имеет три уровня налогов и сборов:
1) федеральные налоги, сборы и пошлины;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
К федеральным относятся налоги, сборы и пошлины, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории России.
К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые, вводимые в действие законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
В ближайшей перспективе
основными направлениями
- развитие налогового федерализма;
- построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и прочих платежей;
- сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов. не дающий значительных поступлений;
- облегчение налогового бремени производителей (товаров и услуг);
- сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения ?????????;
- увеличение доли экологических налогов и штрафов.
2) Понятие, виды и цели налоговой политики
Налоговая политика – это часть фискальной политики государства, оформляется в виде документа,
разрабатываемого Правительством и позволяющим участникам налоговых отношений определять
ориентиры в налоговой сфере на среднесрочный период (в России на трехлетний период). Налоговая
политика направлена на достижение стабильности и определенности условий ведения экономической
деятельности. Является составной частью бюджетного проектирования и планирования. «Основные
направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, но они представляют собой
основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Цели налоговой политики -
создание эффективной
противодействие негативным эффектам экономического кризиса; стабилизация темпов экономического
роста.
В экономической теории в зависимости от механизма действия различают:
■ дискреционную (активную) фискальную политику – основана на манипулировании правительством
государственными расходами и налогами;
■ автоматическую (пассивную) фискальную политику – необходимые изменения в уровнях
государственных расходов и налогов вводятся автоматически посредством автоматических (встроенных) 13
стабилизаторов; механизмы, действие
которых автоматически
совокупного спроса.
В зависимости от фазы экономического цикла государство проводит:
■ сдерживающую дискреционную фискальную политику;
■ стимулирующую дискреционную фискальную политику.
В контексте межбюджетных отношений выделяют:
■ вертикальную фискальную политику – она нацелена на установление эффективных взаимоотношений
между федеральными, региональными и местными властями;
■ горизонтальную фискальную политику – она основывается на теории налогового выбора региональных
и местных правительств.
12.Сущность
и назначение налоговых льгот.
Виды и классификация
Льготами
по налогам и сборам признаются предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков
и плательщиков сборов преимущества
по сравнению с другими
Нормы законодательства о налогах и сборах определяют основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер. Налоговые льготы могут состоять в уменьшении размера налога, в предоставлении отсрочки, рассрочки налогового платежа, предоставлении налогового кредита. Освобождение от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложения выводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога. Второй случай - неуплата налога с части объекта, например, с определенной суммы дохода при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки. Налоговые льготы также различаются по субъектному составу. По этому критерию они делятся на льготы, предоставляемые организациям, и льготы, которые имеются у физических лиц. Льготы для физических лиц, в свою очередь, подразделяются на налоговые освобождения для индивидуальных предпринимателей и для физических лиц, не имеющих этого статуса. Так, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС, а физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают этот налог (если только они не совершают экспортно-импортные операции). Теории налогового права известны и другие классификации налоговых льгот. Например, к числу налоговых льгот относится налоговая амнистия - освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за это нарушение. Налоговая амнистия применяется, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы. Кроме того, льготой признается возврат ранее уплаченных налогов, например, авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах. Положение закона предусматривающие виды деятельности не подлежащие налогообложению, либо разрешение всем налогоплательщикам произвести налоговые вычеты не является налоговыми льготами.
13. Способы взимания и уплаты налогов.
При обложении налогами действует три способа взимания налогов , т.е. учета и оценки объекта налога.1. Кадастровый 2 декларационный 3У источника выплаты. Кадастровый – предполагает использование реестра – справочника, содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, строения, сооружений)которые используют при исчислении соответствующего налога. Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах, источниках дохода, налоговых льготах и вычетах. Третий способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он используется бухгалтерией предприятия или др. органом, выплачивающим доход по закону. Уплата налога может производиться в наличной, безналичной форме, разовой уплатой всей суммы, авансовыми платежами или др. образом по законодательству в сроки применительно к каждому налогу. Обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка, независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет. В исключительных случаях сроки уплаты налога или сбора могут быть перенесены. Изменение сроков уплаты налогов производиться в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Решение об изменении сроков уплаты принимается финансовыми органами, таможенными органами, органами соответствующих внебюджетных фондов. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии одного из следующих оснований ( причинение ущерба в результате стихийных бедствий, тех катастрофы, задержка финансирования из бюджета или оплаты госзаказа, угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога, если имущественное положение физ.лица исключает возможность единовременной уплаты налога, если производство носит сезонный характер. Отсрочка или рассрочка предоставляется от1-6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Если бедствие и задержка финансирования то % на сумму задолженности не начисляются , в остальных случаях %=1/2 ставки ЦБ РФ.
Не меняется срок уплаты налога если возбуждено уголовное , административное налоговое правонарушение или налоговый орган считает, что во время отсрочки налогоплательщик может сокрыть часть доходов. При неуплате налога налогоплательщику направляется извещение о неуплаченной сумме, а также обязанность уплатить налог и пени. Направляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Требования должны быть высланы не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты данного налога. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залог имущества – оформляется договором м/у налоговым органом и залогодателем(возможно участие 3 лиц). Поручительство – поручитель принимает обязанность перед налоговыми органами по исполнению в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пени. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и пени с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке;
- пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты ими причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ;
- приостановление операций по
счетам налогоплательщика - организации,
налогового агента -