Совершенствование деятельности налоговых органов по администрированию задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 20:37, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение порядка взыскания недоимки по налогам и сборам, методики и путей ее совершенствования. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты процесса возникновения недоимки по налогам и сборам.
- рассмотреть законодательство в отношении недоимки по налогам и сборам.
- проанализировать механизм взыскания недоимок по налогам и сборам на примере ИФНС по Центральному району г. Хабаровска.
- предложить мероприятия по улучшению работы в рамках улучшения организации работы по взысканию недоимок по налогам

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........31
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ОБЩИЙ ПОРЯДОК
ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ……………………….…................................................6
1.1 Понятие задолженности по налогам и сборам…………………...…………6
1.2 Причины возникновения налоговой задолженности. Инициация
взыскания задолженности по налогам и сборам……………...…………..10
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО
ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИФНС ПО
ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ Г.ХАБАРОВСКА……….……….….….22
2.1 Краткая характеристика ИФНС по Центральному району
г.Хабаровска.…………….………………………………………………….22
2.2 Основные положения об отделе урегулирования задолженности………33
2.3 Анализ деятельности отдела урегулирования задолженности ИФНС
по Центральному району г.Хабаровска………….….….....……………....40
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО
ВЗЫСКАНИЮ НЕДОИМОК ……………………………………………….58
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список…………………………………………………79
Приложения……………………………………………………………………86

Файлы: 1 файл

мальчика с двагса.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет экономики и права

Специальность 080107.65 «Налоги и налогообложение»

Специализация «Налоговое администрирование»

Выпускающая кафедра экономики и налогообложения

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Совершенствование деятельности налоговых органов по администрированию задолженности»

 

 

 

Автор работы:

студент 6 курса

заочной формы обучения

Стремешин Николай Анатольевич

Подпись____________________

Руководитель работы:  Старший преподаватель кафедры экономики и налогообложения Михалат Елена Сергеевна

Подпись____________________

Заведующий выпускающей кафедрой экономики и налогообложения:

К.э.н., доцент              Цветова Галина Владимировна

Подпись____________________

 

 

 

Хабаровск 2015 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..........31    ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ОБЩИЙ ПОРЯДОК

      ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ……………………….…................................................6

1.1 Понятие задолженности по  налогам и сборам…………………...…………6

1.2 Причины возникновения налоговой задолженности. Инициация

      взыскания задолженности по налогам и сборам……………...…………..10

2    АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО

      ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИФНС ПО

      ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ Г.ХАБАРОВСКА……….……….….….22

2.1 Краткая   характеристика   ИФНС   по   Центральному    району

      г.Хабаровска.…………….………………………………………………….22

2.2 Основные положения об отделе урегулирования задолженности………33

2.3 Анализ деятельности отдела урегулирования задолженности ИФНС

      по Центральному району г.Хабаровска………….….….....……………....40

3    НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО

ВЗЫСКАНИЮ НЕДОИМОК ……………………………………………….58

Заключение…………………………………………………………………….75

Библиографический список…………………………………………………79

Приложения……………………………………………………………………86

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях масштабного реформирования современной России значение контрольной деятельности неизбежно повышается.

Урегулирование задолженности налогоплательщиков перед бюджетной системой имеет большое макроэкономическое значение в качестве условия для перехода к устойчивому развитию, повышению конкурентоспособности товаропроизводителей. Кроме того, снижение уровня налоговой задолженности является одним из крупных источников пополнения бюджета.

В связи с чем, перед государством встает необходимость поиска эффективных механизмов взыскания и реструктуризации задолженности путем обращения взыскания на имущество недоимщиков, создания рынка долгов, в том числе перед бюджетом. Для решения этих задач государством создан ряд специальных органов и организаций, которые, однако, не могут  
решить всю совокупность проблем, сопутствующих обращению взыскания на имущество недоимщиков из-за недостатков действующего законодательства.

Для повышения эффективности процедур обращения взыскания в настоящее время необходимо внесение в гражданское, гражданско-процессуальное и финансовое законодательство России ряда соответствующих изменений. Кроме этого, необходимо внесение дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части конкретизации отдельных правовых средств взыскания недоимки. Только комплексный подход в деле реформирования указанных отраслей права позволит решить указанные проблемы.

Целью работы является изучение порядка взыскания недоимки по налогам и сборам, методики и путей ее совершенствования. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • изучить теоретические аспекты процесса возникновения недоимки по налогам и сборам.
  • рассмотреть законодательство в отношении недоимки по налогам и сборам.
  • проанализировать механизм взыскания недоимок по налогам и сборам на примере ИФНС по Центральному району г. Хабаровска.
  • предложить мероприятия по улучшению работы в рамках улучшения организации работы по взысканию недоимок по налогам и сборам на примере  ИФНС по Центральному району г. Хабаровска.

Анализируя состояние разработанности данной проблемы необходимо отметить, что по вопросам улучшения организации налогового контроля, наблюдается рост публицистических материалов в специализированных журналах, таких как «Налоги», «Консультант », «Российский налоговый курьер», газетах «Учет, налоги, право», «Налоги».

Объектом исследования является система взаимоотношений субъектов отношений, регулируемая налоговым законодательством в части взыскания недоимки по налогам и сборам.

Предмет исследования: организация работы по взысканию недоимок по налогам и сборам в Российской Федерации и пути ее совершенствования.

Методы исследования: теоретический анализ законодательной базы, экономической литературы, анализ документации и отчетности ИФНС РФ по Центральному району г. Хабаровска.

Практическая значимость: материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практической деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования явились  Налоговый кодекс РФ, законы, постановления Правительства РФ, труды российских ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме, так же статьи российских и зарубежных экономистов, опубликованных в журналах «Налоговый вестник», «Консультант», данные официальных сайтов ИФНС РФ по Центральному району г. Хабаровска.

 

1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ

 

 

1.1 Понятие задолженности  по налогам и сборам

 

 

 

Определение понятия задолженности по налогам напрямую вытекает из определения понятий налога, недоимки, задолженности по налогам, а также порядок взыскания. В соответствии со статьей 57 Конституция Российской Федерации "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Однако необходимо заметить, что не любой налог, установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования, порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог. Главным критерием является законность установления нового налога или сбора. Конституционный суд Российской Федерации в 1997 году, в одном из своих постановлений, официально разъяснил содержание ст.57 Конституции РФ: "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства"1.

Обязанность платить налоги, закрепленная в Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Конституционный принцип уплаты законно установленных налогов раскрывается в п.1 ст.17 Налогового кодекса РФ. В указанном пункте перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установленным законодателем. Указанные положения ст.17 НК РФ соответствуют основным принципам налогового права - принципу законности и определенности налогового обязательства. Эти принципы закреплены в положениях п.6 ст.3 НК РФ, в соответствии с которыми "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также в положении п.5 ст.3 НК РФ, согласно которым "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ".

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством для каждого конкретного налога или при наличии такого желания досрочно. Исполнение такой обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а при необходимости и другими органами государственной власти. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, ведет к образованию у налогоплательщика задолженности перед бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов определен статьями 44-60 главы 8 ч.1 НК РФ2.

Пунктом 1 ст.44 НК РФ определено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В случае неуплаты налогов и сборов, а также начисленных за неуплату штрафов и пеней, у налогоплательщика возникает недоимка и задолженность.

Термин "недоимка" используется в специальном значении, определенном п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ: недоимка это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Статьей 59 НК РФ термин "задолженность" применяется в отношении пеней, штрафов по ним.

Но в ряде случаев законодатель использует понятие "задолженность", содержание которого аналогично понятию недоимки. При определении содержания требования об уплате налога и сбора в п.4 ст.69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о "сумме задолженности по налогу". При этом в п.2 данной статьи указано, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Налоговая задолженность, образовавшаяся в связи с изменением срока исполнения налоговой обязанности, в материальном понимании представляет собой сумму неуплаченных налогов, сборов, а также сумму начисленных процентов3.

Некоторые исследователи вводят в состав понятия задолженности помимо недоимки пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, а также суммы неуплаченных штрафов.

Под штрафом подразумевается налоговая санкция за нарушение законодательства о налогах и сборах. По своей экономической сути штраф выступает не как задолженность по уплате налога, а как мера наказания за его неуплату. Ярким примером этого могут служить штрафы, наложенные на должностных лиц организации (руководителя, главного бухгалтера). Эти санкции имеют персональное отношение к работникам организации, виновным в совершении

Относительно включения пени в задолженность по налогам можно сделать схожий вывод, что и по штрафам. Пеню нужно рассматривать как дополнительный платеж, призванный компенсировать потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Значимым моментом здесь выступает определение пени как дополнительного платежа и указание на ее компенсационные свойства.

Таким образом, содержание понятия "задолженность" аналогично понятию недоимки, и в общем случае представляет собой сумму неуплаченных налоговых платежей, пеней, штрафов по ним. В тоже время долги организации, связанные со штрафными санкциями и начисленными пенями, необходимо рассматривать не как элементы задолженности по налогам, а как собственно задолженности по штрафам и пеням соответственно. Структура задолженности по налогам, включающая в себя недоимку и увеличенная на сумму отсроченных и рассроченных платежей, а также сумму платежей, временно приостановленных к взысканию, в полной мере отражает экономическое содержание налоговой задолженности.

 

1.2 Причины возникновения налоговой задолженности.

Инициация взыскания задолженности по налогам и сборам

 

 

 

В связи с неплатежеспособностью многих предприятий, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство, оборонная промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство, при наличии умышленно уклоняющих от уплаты налогов и недобросовестных налогоплательщиков, меры принудительного взыскания задолженности по платежам в бюджет, приобретают приоритетное значение как источники, формирующее доходы бюджетов любого уровня, наполняемость которых является одним из основных показателей эффективности функционирования налоговой системы. Главная задача налоговых органов - обеспечение полноты и своевременности поступления в бюджет налогов и сборов.

Анализ причин возникновения задолженностей по налогам дает возможность не только классифицировать причины возникновения и роста неплатежей, но и определить некоторые меры по их устранению. Эти меры, конечно, сами по себе не приведут к полной ликвидации налоговой задолженности, но в комплексе с другими действиями административного и экономического характера позволят предприятиям максимально снизить уровень неплатежей и впоследствии добиться их полной ликвидации.

С.Б. Пронин и М.С. Пронин причины возникновения налоговой задолженности подразделяют на три группы: экономические, организационно-правовые и причины морально-психологического характера4.

Экономические причины - к ним можно отнести макроэкономические, внутриотраслевые и микроэкономические причины. Основной макроэкономической причиной является неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов. Причины микроэкономического уровня кроются в деятельности самой организации и вызваны, прежде всего, неудовлетворительным руководством и слабым финансовым контролем, низким качеством бухгалтерского и налогового учета. Это и ограничение возможности многих предприятий платить налоги вследствие низкой рентабельности производства, сложного финансового состояния, неудовлетворительной платежной дисциплины; недостаточная инновационная политика в ряде отраслей экономики; ошибки в выборе поставщиков и организации сбыта продукции; недобросовестное поведение контрагентов, в число которых входит и государство;

Информация о работе Совершенствование деятельности налоговых органов по администрированию задолженности