Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 20:37, дипломная работа
Целью работы является изучение порядка взыскания недоимки по налогам и сборам, методики и путей ее совершенствования. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты процесса возникновения недоимки по налогам и сборам.
- рассмотреть законодательство в отношении недоимки по налогам и сборам.
- проанализировать механизм взыскания недоимок по налогам и сборам на примере ИФНС по Центральному району г. Хабаровска.
- предложить мероприятия по улучшению работы в рамках улучшения организации работы по взысканию недоимок по налогам
Введение……………………………………………………………………..........31
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ОБЩИЙ ПОРЯДОК
ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ……………………….…................................................6
1.1 Понятие задолженности по налогам и сборам…………………...…………6
1.2 Причины возникновения налоговой задолженности. Инициация
взыскания задолженности по налогам и сборам……………...…………..10
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО
ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИФНС ПО
ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ Г.ХАБАРОВСКА……….……….….….22
2.1 Краткая характеристика ИФНС по Центральному району
г.Хабаровска.…………….………………………………………………….22
2.2 Основные положения об отделе урегулирования задолженности………33
2.3 Анализ деятельности отдела урегулирования задолженности ИФНС
по Центральному району г.Хабаровска………….….….....……………....40
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО
ВЗЫСКАНИЮ НЕДОИМОК ……………………………………………….58
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список…………………………………………………79
Приложения……………………………………………………………………86
8. Судебно-арбитражные дела (исковые заявления, доверенности, претензии, акты, справки, протоколы заседаний арбитража);
9. Заключения ф. №21 по налоговым поступлениям в бюджет;
10. Реестры заключений на зачет ф. №40 по налоговым поступлениям в бюджет;
11. Реестры заключений на возврат ф. №40 по налоговым поступлениям в бюджет;
12. Квартальный статистический
отчёт ф. №4-НБ «Отчет о
13. Решения о приостановлении операций по счетам;
14. Квартальный статистический отчёт ф. №4-РБ «Отчет о результатах работы управлений ФНС России по обеспечению процедур банкротства»;
15. Квартальный статистический
отчёт ф. №4-РБО «Отчет о работе
налоговых органов по
16. Квартальный статистический
отчёт ф. №4-РЕС «Отчет о прохождении
реструктуризации налоговой
17. Квартальный статистический отчёт ф. №4-ФБ «Отчет о результатах работы по принудительному взысканию недоимки и обеспечению процедур банкротства»;
18. Месячный статистический отчёт
ф. №4-Т «Отчет о структуре
19. Месячный статистический отчёт ф. №4-ОР «Отчет о результатах работы управлений ФНС России по субъектам РФ по взысканию задолженности по налоговым платежам»;
20. Месячный статистический отчёт ф. № 4-ИН «Отчет о представленных налогоплательщикам отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах»;
21. Отчеты, информация, пояснительные записки по взысканию налоговой задолженности;
22. Требования по взысканию
23. Решения по взысканию
24. Решения об отмене
25. Письма в банки по отзыву инкассовых поручений;
26. Постановления, протоколы о наложении / снятии ареста, уведомления о принятии решений о признании должника банкротом, информации, предоставляемые в прокуратуру.
Руководство Отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Инспекции. Начальник Отдела находится в непосредственном подчинении руководителя Инспекции, либо лица, исполняющего его обязанности.
Начальник Отдела:
Основные задачи Отдела урегулирования задолженности:
Отдел для осуществления своих основных функций имеет право взаимодействовать в пределах сферы своей деятельности и компетенции с другими отделами Инспекции, вести переписку и осуществлять другие способы передачи информации по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в соответствии с действующей инструкцией по делопроизводству Инспекции; запрашивать и получать от отделов Инспекции информационно-справочные материалы, рекомендации, предложения и заключения по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
Отдел урегулирования задолженности осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы Инспекции, в соответствии с планами работы коллегий МНС России и Управления. Примерами основных форм взаимодействия Отдела с другими отделами Инспекции являются.
Получение и обработка информации из отдела камеральных налоговых проверок о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций.
Передача в юридический отдел материалов отдела урегулирования задолженности для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.
Передача в отдел ввода и обработки данных копий решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов задолженностей, и решений по результатам рассмотрения актов о нарушениях лицами, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах для ввода в базу «Системы ЭОД» и обеспечение вручения (отправки) указанных решений налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам сборов) и (или) лицам, совершившим нарушения законодательства о налогах и сборах.
Отдел урегулирования задолженности также осуществляет взаимодействия с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности Отдела; осуществляет работу с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля.
Таким образом, основной целью деятельности Отдела является снижение величины налоговой задолженности.
Основными задачами Отдела являются: выявление недоимки, взыскание налогов и сборов, направление требований об уплате налогов и сборов, осуществление зачетов и возвратов сумм излишне уплаченных налогов и сборов, подготовка и доведение до налогоплательщика решений об обращении взыскания на его денежные средства, приостановление операций по счетам налогоплательщиков.
Так же Отдел урегулирования задолженности осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами налоговой инспекции в пределах своей компетенции, ведет переписку и осуществляет другие способы передачи информации по вопросам, касающимся отдела, запрашивает и получает от других отделов информационно-справочные материалы, рекомендации, предложения и заключения. В ведении Отдела урегулирования задолженности находятся законы, указы, постановления, распоряжения, решения органов законодательной и исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, судебных органов, имеющие информационный характер.
Таким образом, основными задачами отдела урегулирования задолженности являются: взыскание задолженности по налогам в бюджеты различных уровней, пеням и штрафам, зачтение или возврат излишне уплаченных или взысканных сумм.
2.3 Анализ деятельности
отдела урегулирования
Среди источников, формирующих доходы бюджета любого уровня, основную долю занимают налоговые платежи, собираемость которых является одним из основных показателей эффективности функционирования налоговой системы. Главная задача налоговых органов - обеспечение полноты и своевременности поступления в бюджет налогов и сборов.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы. Однако эта обязанность не всегда может быть исполнена плательщиком в установленные сроки по причинам как зависящим, так и не зависящим от него. В результате неисполнения или несвоевременного исполнения обязанности у налогоплательщика появляется задолженность перед бюджетной системой по уплате налогов и сборов. Управление налоговой задолженностью имеет большое макроэкономическое значение в качестве условия для перехода к устойчивому развитию, повышению конкурентоспособности.
По нашему мнению, управление задолженностью по налоговым платежам - это не только исполнение налоговыми органами возложенных на них функций по взысканию долгов, но и формирование системы экономических отношений, возникающих между государством (местным самоуправлением), хозяйствующими субъектами и гражданами по поводу уплаты платежей. Эффективность работы по урегулированию накопленной задолженности в бюджетную систему РФ является одним из показателей оценки деятельности налоговых органов, не говоря уже о том, что задолженность всегда рассматривается как один из источников дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней.
Рассмотрим динамику и структуру недоимки в таблице 2.1:
Показатели |
На 01.01.2013 тыс. руб. |
На 01.01.2014 тыс. руб. |
На 01.01.2015 тыс. руб. |
Недоимка в бюджет края всего, в том числе: |
476 434 |
152 979 |
127 701 |
Недоимка "возможная к взысканию", из нее: |
63 499 |
15 161 |
18 367 |
Индивидуальные предприниматели |
2 031 |
1 940 |
3 700 |
Недоимка "невозможная к взысканию", из нее: |
13 949 |
26 043 |
45 400 |
недоимка по отсутствующим должникам |
8 047 |
5 137 |
8 405 |
недоимка по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых ПСП вынесены акты о невозможности взыскания в связи с необнаружением имущества (самого должника) |
5 888 |
20 892 |
33 803 |
недоимка по физическим лицам, в отношении которых ПСП прекращено исполнительное производство с актом о невозможности взыскания по причине отсутствия должника либо его имущества |
14 |
14 |
3 192 |
Недоимка в бюджет края "проблемная к взысканию, из нее: |
398 986 |
111 775 |
63 934 |
недоимка бюджетных организаций.взыскание которой производится в судебном порядке (по исполнительным листам). |
341 996 |
6 709 |
23 |
текущая недоимка должников, в отношении которых возбуждены процедуры банкротства |
53 148 |
62 655 |
7 467 |
недоимка физических лиц, в отношении которой не наступили сроки взыскания (еще нет судебных решений) |
3 842 |
42 411 |
56 444 |
Источник: составлено автором
Таблица 2.1 Динамика и структура недоимки по платежам в бюджет края за 2012-2014гг.
По результатам проведенного анализа существующей контрольной деятельности ИФНС по Центральному району г. Хабаровска и сравнительных данных отчетов формы 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» представленных в таблице 2.1 и Приложениях Б, В, Г можно сделать целый ряд выводов.
Задолженность по налоговым платежам в бюджет и внебюджетные фонды на 01 января 2013 года составила 1 759 079 тыс.рублей (без пени и штрафов), в том числе недоимка – 657 149 тыс.рублей (37,4%), урегулированная задолженность – 1 020 999 тыс. рублей (58,04%).
По сравнению с 01 января 2012 года задолженность увеличилась на 584 117 тыс. рублей или в 1,5 раза (на 01 января 2012 года задолженность составляла 1 174 962 тыс. рублей).
По федеральным налогам и сборам за 2012 год задолженность увеличилась на 577 800 тыс.рублей и составила 1 646 182 тыс.рублей (на 01 января 2012 года задолженность по федеральным налогам и сборам составляла 1 068 382 тыс.рублей), из них задолженность по НДС увеличилась на 106 670 тыс.рублей или на 1,1 раза (на 01 января 2013 года задолженность составила 848 953 тыс.рублей), по налогу на прибыль задолженность увеличилась на 459 099 тыс.рублей или в 2,6 раза (на 01 января 2013 года задолженность составила 741 472 тыс.рублей).
За 2012 год задолженность по региональным налогам и сборам снизилась на 1 626 тыс.рублей или 1,3 % и ее размер составил 75 072 тыс.рублей (на 01 января 2012 года задолженность по региональным налогам и сборам составляла 76 698 тыс.рублей).
По местным налогам и сборам задолженность увеличилась на 6 283 тыс.рублей или в 2,4 раза и ее размер составил 10 637 тыс.рублей (на 01 января 2012 года задолженность по местным налогам и сборам составляла 4 354 тыс.рублей).
По налогам со специальным налоговым режимом задолженность увеличилась на 1 660 тыс.рублей или в 1,1 раза и ее размер составил 27 188 тыс.рублей (по состоянию на 01 января 2012 года задолженность составляла 25 528 тыс.рублей).
По состоянию на 01.01.2014 совокупная задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации (включая пени и штрафы) составила 1 629 189 тыс. рублей, в том числе по основному долгу – 1 145 785 тыс. рублей, по пеням и штрафам – 483 404 тыс. рублей.
По сравнению с 01.01.2013 общая задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации (включая пени и штрафы) снизилась на 892 068 тыс.рублей или на 35,4 % (на 01.01.2013 задолженность составляла 2 521 257 тыс. рублей).
Из общей суммы задолженности возможная ко взысканию задолженность составляет 1 495 842 тыс.руб., невозможная ко взысканию – 133 347 тыс.руб.