Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночных отношений.
На данном этапе рынок ценных бумаг в России в большой степени уже сформирован: есть эмитенты ценных бумаг, многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальные образования, есть инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум заинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность рынка ценных бумаг 4
2. Правовое обеспечение рынка ценных бумаг 8
Заключение 17
Список используемой литературы 1

Файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 35.03 Кб (Скачать файл)

     Государство создает систему регулирования  рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения  как одного из ключевых элементов  системообразующей функции государства  будет приоритетным направлением государственной  политики.

     Государство выступает крупнейшим заемщиком  на рынке ценных бумаг и оказывает  прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

     Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и  выступает крупнейшим продавцом  на рынке корпоративных ценных бумаг.

     Государство выполняет ряд важнейших функций  на рынке ценных бумаг, среди них  можно выделить следующие основные:

1.  разработка  программы и стратегии развития  рынка ценных бумаг, наблюдение  и регулирование исполнения этой  программы, выработка законодательных  актов для реализации стратегии;

2.  установление  требований к участникам рыночного  процесса, установка различных стандартов;

3.  контролирование  финансовой безопасности и устойчивости  рынка, надзор за выполнением  распоряжений по безопасности;

4.  обеспечение  информированности всех без исключения  инвесторов о состоянии рынка;

5.  формирование  государственных систем страхования  на рынке ценных бумаг;

6.  контроль  и предупреждение чрезмерного  вложения инвестиций в государственные  ценные бумаги;

     На  сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка  ценных бумаг, первая подразумевает, что  государство максимально активно  контролирует и вмешивается в  регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

     Концепция развития рынка ценных бумаг в  Российской Федерации выделяет следующие  важнейшие принципы государственной  политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию  по защите граждан, их законных прав и  интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг  на основе лицензирования и регулирования  всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип  единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования  рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип  минимального государственного вмешательства  и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания  централизованных решений, гласности  нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип  равных возможностей, означающий:

– стимулирование государством конкуренции на рынке  ценных бумаг через отсутствие преференций  для отдельных его участников;

– равенство  всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

– гласное  и конкурсное распределение государственной  поддержки различных проектов на рынке;

– отсутствие преимуществ у государственных  предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

– запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

– отказ  от государственного регулирования  цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

д) принцип  преемственности государственной  политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной  политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип  ориентации на мировой опыт и учета  тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к  иностранным инвесторам и иностранным  участникам российского рынка ценных бумаг.

     К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг  относятся:

  • функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
  • использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
  • распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
  • приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
  • приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
  • максимальное снижение и разделение рисков;
  • поддержка конкуренции на рынке;
  • предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

    Формой  выражения государственного регулирования  рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью  которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо  легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

    Основные  проблемы в этой области заключаются  не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство  само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования  рынка ценных бумаг.

    На  сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных  документов, регулирующих различные  стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Гражданский кодекс РФ, части I и II

Закон «О банках и банковской деятельности»

Закон «О центральном банке Российской Федерации»

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон «О государственном внутреннем долге  Российской Федерации»

Закон «Об акционерных обществах»

Закон «О рынке ценных бумаг»

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т.д. 

     Однако  существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий  момент документом, определяющим направление  деятельности по регулированию рынка  ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке  ценных бумаг. К их числу относятся:

-  создание  и обеспечение эффективного функционирования  механизмов привлечения инвестиций  в частный сектор российской  экономики, и, прежде всего,  в приватизированные предприятия;

-  финансирование  дефицита федерального бюджета  на основе связанных с рынком  ценных бумаг методов неинфляционного  финансирования конкретных долгосрочных  проектов;

-  создание  надежных механизмов и финансовых  инструментов инвестирования средств  населения;

-  перестройка  системы управления приватизированными  предприятиями и создание института  «эффективного собственника», повышение  дисциплинирующего воздействия  рынка ценных бумаг на администрации  российских компаний;

-  предотвращение  социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате  проведения операций на рынке  ценных бумаг, путем защиты  прав участников рынка ценных  бумаг, и в первую очередь  прав инвесторов;

-  создание  в России цивилизованного рынка  ценных бумаг и его интеграция  в мировой финансовый рынок,  обеспечение самостоятельного места  российского рынка в системе  международных рынков капиталов;

-  борьба  с суррогатами ценных бумаг  и с мошенничеством, пресечение  незаконной деятельности на рынке  ценных бумаг.

     Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит  в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

     Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое  управление РЦБ через систему  налогообложения, денежную политику, государственные  капиталы и государственную собственность  и ресурсы.

В настоящий  момент преобладающим является косвенное  регулирование РЦБ, а именно:

  • контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
  • изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
  • гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);
  • внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т.д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

   Структура органов государственного регулирования  российского рынка ценных бумаг  в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном  уровне занимаются:

1. Высшие  органы государственной власти:

а) Государственная  дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

б) Президент (издает указы);

в) Правительство (выпускает постановления, обычно в  развитие указов президента).

2. Государственные  органы регулирования РЦБ министерского  уровня:

а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски  ценных бумаг корпораций, субъектов  федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных  ценных бумаг и регулирует их обращение);

б) Центральный  банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления  кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и  контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т.д.);

в) Государственный  комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные  правила и осуществляет контроль за их исполнением);

г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых  компаний);

д) Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей  и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и  контрольную работу по регулированию  РЦБ). 

 

Заключение

     Рынок ценных бумаг России – это не новое явление, но вследствие такого фактора как низкий уровень правовой грамотности населения, есть до сих пор недоверие граждан к ценным бумагам как форме инвестиционных вложений.

Эта ситуация сложилась вследствие следующих  причин:

  • слабое государственное регулирование рынка ценных бумаг (запоздание нормативно-правовой базы, высокий уровень коррумпированности, слабая наказуемость нарушителей на рынке ценных бумаг, отсутствие концепции развития рынка ценных бумаг как основной направляющей государственной политики в этой области, политическая нестабильность);
  • информационная закрытость рынка, что влечет за собой неустойчивость рынка, недоверие;
  • территориальная и финансовая и отраслевая деформация, которая является и на сегодняшний момент обычным фактом в России;
  • большое количество нерезидентов на рынке, которые в своем большинстве являются не стратегическими, а спекулятивными участниками на рынке.

Информация о работе Финансовое право