Финансовый контроль — это совокупность действий
и операций по проверке финансовых и связанных
с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления с применением
специфических форм и методов его организации.
Задачи финансового
контроля можно разделить на две группы :
1.Задачи по проверке
соблюдения законодательных и иных нормативных
актов различного
уровня:
- Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
- Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление
случаев превышения полномочий, в том
числе злоупотребление ими в корыстных целях.
- Проверка соответствия совершённых
хозяйственных операций требованиям законодательства.
- Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
- Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
- Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового,
но и управленческого, если его ведение предусмотрено
локальными нормативными актами.
- Проверка правильности и своевременности
расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными
фондами.
- Проверка целевого использования
целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
- Контроль ценообразования
в областях, где оно регулируется государством.
- Определение и (в ряде случаев)
применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения
финансово-экономического законодательства.
2. Задачи
по обеспечению интересов собственника:
Первый и основной интерес собственника—
получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие
локальные задачи, например:
Наращивание кредиторской задолженности,
увеличение средней заработной платы.
Если подобные цели поставлены
в виде локального нормативного акта,
то возвращаемся к задачам первой группы.
Но в большинстве случаев, финансовый
интерес собственника (выступающего одновременно
субъектом контроля) принимается по умолчанию
в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового
контроля достигается путём решения следующих
задач:
Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
Оценка эффективности использования
материальных ресурсов (например, полноты
загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
Анализ принятой процедуры
принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на
практике.
Оценка ценовой политики, анализ
системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
Анализ мер по оптимизации налогового бремени.[7]
По формам финансовый контроль
классифицируется следующим образом:
- Предварительный
контроль — проводится до принятия управленческих
решений и совершения хозяйственных операций,
носит профилактический, упреждающий
характер. Он предусматривает оценку финансовой
обоснованности расходов для предотвращения неэкономного
и неэффективного расходования средств.
Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.
- Текущий контроль — производится в момент совершения
денежных сделок, осуществления хозяйственных
операций. Он позволяет оперативно заметить
отклонения от установленный правил
норм и принять необходимые меры к обеспечению
финансовой дисциплины.
- Последующий контроль — проводится после совершения операции,
т.е. после того, как выполнены планы, поступили
доходы, израсходованы денежные средства
и материальные ценности. Он дает возможность
убедиться в законности совершаемых операций,
фактическом выполнении планов.[4, с.70-71]
Методы финансового контроля
– это приемы и исследования учетной документации
и получения фактических данных, применяемые
работниками контрольно-ревизионных служб,
с целью выявления доказательной информации.
Между различными методами финансового контроля нет чётких
границ, многие из них находятся во взаимосвязи,
включают элементы других методов. Во
многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного
использования целого ряда методов.
К ним относятся обследование,
анализ, заслушивание отчетов, рассмотрение
проектов финансовых планов, проверки
и ревизии.[4,с.72]
При этом выбор методов контроля,
применяемых в том или ином случае, зависит
от полномочий контрольно-ревизионного
органа или службы. Например, аудитор в
ходе проверки может применять только
документальные методы; в ходе налоговой
проверки могут проверяться только те
документы, которые касаются начисления
и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия,
как правило, реализуется при вышестоящем
или внутрихозяйственном контроле, так
как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными
нормативными актами.[7]
Проверки и ревизии – самые
эффективные методы финансового контроля.
Различают формальные, фактические, встречные,
корреспондирующие, аналитико-нормативные
проверки.
Практика показывает, что самым
действенным методом финансового контроля
является ревизия, при которой производится
наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций
с целю проверки ее законности, правильности,
целесообразности.[4,с.73]
Финансовые правоотношения
– это один из видов общественных отношений,
которые возникают в сфере финансовой
деятельности государства и регулируются
финансово-правовыми нормами.
Финансовые правоотношения
отличаются тем, что:
- они возникают в процессе
финансовой деятельности государства;
- одним из субъектов
в них всегда является управомоченный
орган государства (финансовый орган,
кредитное учреждение) или высший,
а также местный орган государственной
власти;
Они всегда возникают по поводу
денег – денежного платежа в доход государства,
государственного расхода и т.п.
Эти три отличительные черты,
рассматриваемы в совокупности, отграничивают
финансовый правоотношения от других
видов правоотношений.[5]
В финансовых правоотношениях,
как правило, отчетливо выступают два
правовых элемента:
- государственно-властный;
- имущественный
Финансовая деятельность основывается
на государственных актах. в то же время
мобилизация и расходование государством
денежных средств представляют собой
деятельность материального имущественного
характера. В связи с этим финансовые правоотношения
являются властно-имущественными.
Субъектами финансового
права являются отдельные граждане, физические
и юридические лица.
Классификацию
финансовых правоотношений разграничивают
по трем критериям:
1) в зависимости от функций
права;
2) по характеру финансово-правовых
норм;
3) по видам финансово-правовых
институтов.
С учетом функций права финансовые правоотношения
подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные правоотношения обеспечивают
реализацию регулятивной функции права.
В финансовом праве регулятивных правоотношений
большинство, поскольку финансовое право
направлено на позитивное регулирование
отношений, в процессе которых происходит
мобилизация финансовых ресурсов в централизованные
фонды государства и распределение этих
финансовых средств.
Охранительные финансовые правоотношения
обеспечивают реализацию охранительной
функции права. Эти финансовые правоотношения
выполняют вспомогательную функцию и
возникают в связи с нарушением финансово-правовой
нормы на основе финансовой (экономической)
санкции. К финансовым охранительным отношениям
относятся, например, отношения, связанные
с нарушением бюджетного законодательства,
налогового законодательства, с нарушением
правил ведения кассовых операций.
В зависимости от характера финансово-правовой
нормы финансовые правоотношения подразделяются
на материальные и процессуальные.
Материальные финансовые правоотношения
реализуют права и обязанности субъектов,
по собиранию, распределению и использованию
соответствующих централизованных финансовых
ресурсов. Примером материальных финансовых
правоотношений служат правоотношения,
содержанием которых являются: обязанность
налогоплательщика уплачивать налог и
соответственно право налогового органа
требовать его уплаты.
Процессуальные финансовые правоотношения
являются формой проявления порядка реализации
прав и обязанностей субъектов финансового
права. Процессуальные финансовые правоотношения
вторичны по отношению к материальным,
служат гарантией их реализации. К числу
процессуальных финансовых отношений
можно отнести, например, правоотношения
по бюджетному процессу.
По своему материальному
содержанию финансовые правоотношения
группируются по следующим видам:
*бюджетные;
*налоговые;
*в области страхования;
* кредита (государственного
и банковского);
* расчетов, регулируемых
финансовым правом;
* финансовые правоотношения
по поводу регулирования денежного
обращения и валютного законодательства.[6]
Задача № 1.
Гражданка Петрова
А.Л. в 2011 году получила следующие виды
доходов:
по основному месту
основной работы в ООО «Эридан» - 34 000 000 рублей;
в виде наследства
от умершего отца однокомнатную квартиру
стоимостью 250 000 000 рублей и долю в уставном фонде общества
с ограниченной ответственностью. Наследница
отказалась от вступления в участники
общества, и ей были выплачены причитающиеся
на ее долю денежные средства в размере
25 000 000 рублей;
Доходы по договору аренды нежилого
помещения (кирпичный гараж) в размере
1 200 000 рублей. Договор аренды был заключен с ООО «Эридан»;
Доходы по договору аренды однокомнатной квартиры в сумме 4 800 000 рублей. Договор аренды был заключен со студенткой дневной формы обучения БГУ.
Исчислите подоходный
налог с гражданки Петровой А.Л. за 2011 год.
По условиям задачи
события происходят в 2011 году, значит,
для решения будем использовать законодательство
2011 года.
1)подоходный
налог по основному месту работы:
34 000 000 / 12 мес. = 2 833
333 рублей – среднемесячная заработная
плата.