Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.1
В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспектах как совокупность:
1) экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
2) фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач2.

Содержание работы

Основные принципы финансовой деятельности
государства и муниципальных образований. 3
Функции финансового права, их взаимосвязь
в деятельности муниципальных образований. 6
Правовые формы финансовой деятельности
государства и органов местного самоуправления. 9
Практическая задача. 13
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

КР финансовое право.docx

— 49.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФБГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Финансовое право»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Алексеев А.А.

 

Студент группы: 3ЭКИП-1-10

 

Руководитель: Шайбаков Р.Ф.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний  Тагил

2013 

Содержание

  1. Основные принципы финансовой деятельности

государства и муниципальных образований.     3

  1. Функции финансового права, их взаимосвязь

в деятельности муниципальных образований.     6

  1. Правовые формы финансовой деятельности

государства и органов местного самоуправления.    9

Практическая  задача.         13

Список  использованных источников      18

 

  1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

 

Финансовая  деятельность государства - это осуществление  им функций по планомерному образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.1

В экономической  и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспектах как совокупность:

1) экономических  отношений, возникающих в процессе  создания, распределения и использования  определенных фондов денежных  средств, необходимых государству  для выполнения своих задач  и функций;

2) фондов  денежных средств, мобилизованных  государством для осуществления  своих задач2.

Совокупность  звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему РФ, которую  составляют следующие институты:

1) бюджетная  система с входящими в нее  государственными и местными  бюджетами;

2) внебюджетные  целевые фонды;

3) финансы  предприятий, объединений, организаций,  учреждений, отраслей народного  хозяйства;

3) имущественное  и личное страхование;

4) кредит (государственный и банковский)3.

Финансовая  деятельность государства и органов  местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности  и целенаправленность, закрепленными Конституцией РФ и другими федеральными законами. В сфере финансового права главными принципами являются следующие: законность, гласность, федерализм и плановость4.

Принцип законности выражается в том, что  вся финансовая деятельность государства, т.е. деятельность по образованию, распределению  и использованию денежных фондов, регламентируется нормами финансового  права. Соблюдение данных норм обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

В настоящее  время происходят существенные изменения  в налоговом законодательстве, идет процесс обновления финансового  права, приведения норм финансового  законодательства в соответствие с  положениями Конституции РФ и  другими федеральными законами.

Принцип гласности  при осуществлении финансовой деятельности выражается в доведении до сведения граждан содержания различных финансовых документов: проектов финансово-плановых актов, отчетов о выполнении, результатов проверок финансовой деятельности и др. Для реализации рассматриваемого принципа широко привлекаются средства массовой информации ─ телевидение, газеты, журналы и т.д5.

Принцип федерализма в финансовом праве  проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Ст. 71 Конституции  РФ закрепляет в ведении Российской Федерации: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

Ст. 72 Конституции  РФ относит к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации: установление общих  принципов налогообложения и  сборов в Российской Федерации, координацию  международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Принцип плановости является неотъемлемым условием всей финансовой деятельности государства. Он выражается в том, что вся деятельность государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов основывается на системе финансово-плановых актов. Их структура, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах6.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смета расходов бюджетных организаций7.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О  финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" определил  основные принципы организации местных  финансов. В соответствии с ним  местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные  ценные бумаги, принадлежащие органам  местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Единство  финансовой системы РФ. Самостоятельность  субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных  совместно общих принципов налогообложения  и сборов. Система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство  финансовой политики - необходимое  условие гарантированного Конституцией РФ (ст. 75) единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.8

Характеризуя  финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это  особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства  всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и  судебной в пределах своей компетенции.

Содержание  финансовой деятельности государства  выражается в многочисленных и разнообразных  функциях в сфере образования, распределения  и использования государственных  денежных фондов (бюджетных и кредитных  ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного  хозяйства и государственных  предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления9.

 

  1. Функции финансового права, их взаимосвязь в деятельности муниципальных образований.

 

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.10

Функциями финансового правая вляются: закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирование отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права11.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью  финансовой системы, ее связью со всеми  структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами  жизни общества и государства. Разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной  власти и местного самоуправления —  с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансовые и кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов.12

Исключение  отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных  образований (органов местного самоуправления), противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие их группы:

а)  между  Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

б) между  финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и  предприятиями, организациями, учреждениями, с другой, — в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

в)  между  государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием   соответствующих   -государственных   (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

г)  между  государственными, в том числе  казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой, — в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

д) между  финансово-кредитными органами, с одной  стороны, и юридическими и физическими  лицами, с другой, — в связи  с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е)   между финансово-кредитными  органами  государства,  с одной стороны, и физическими лицами, с другой, — в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).13

Данная  классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д.

Рассмотрение  финансовых отношений по группам  показывает, что при всем своем  разнообразии они имеют общее основное содержание— направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием государства и (в рамках законодательства) — органов местного самоуправления.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции  денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов  местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового  права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"