Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:18, курсовая работа
Существование ценных бумаг стало для России таким же привычным фактом, как и для любой современной развитой страны. Сейчас уже мало кто вспоминает, что им только 20 лет. Однако за такой исторически короткий промежуток времени в этой области произошли фундаментальные изменения: от ситуации, когда существовала советская централизованная система хозяйствования, мы перешли к рыночной системе, основанной на частной собственности. И ценные бумаги сыграли в этих изменениях далеко не последнюю роль.
Однако начало презентации не выдерживается ни в отношении бездокументарных, ни в отношении некоторых эмиссионных документарных бумаг, поскольку в этом случае никто никому ничего не "презентует". И здесь категорически мы не можем согласиться с позицией тех авторов, которые пытаются распространить и на эти бумаги начала презентации36.
В случае с бездокументарными и с некоторыми документарными ценными бумагами мы имеем совершенно иную картину. Права исполняются в абсолютном большинстве случаев в отношении тех лиц, которые попали в соответствующий список (реестр) лиц, который составляется субъектом учетной системы (регистратором или депозитарием) по требованию самого обязанного лица. Попасть в список - значит получить право, не попасть - в большинстве случаев означает лишиться права.
Соответственно, лицу в этом случае предоставляются и специальные меры защиты. Так, ст. 45 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что отказ от внесения записи в реестр акционеров общества может быть обжалован в суд. По решению суда держатель реестра акционеров общества обязан внести в указанный реестр соответствующую запись.
Оборотоспособность37, которую иногда обозначают как "возможность передачи"38, не может быть признана универсальным признаком.
В современном обороте существуют такие правовые конструкции ценных бумаг, которые предполагают полное запрещение их передачи вообще.
Таковы, к примеру, государственные жилищные сертификаты, которые согласно положению о них "являются именными необращаемыми ценными бумагами и отчуждению в какой-либо форме не подлежат"39. Таковы облигации государственных нерыночных займов. Эти облигации в соответствии с п. 10 Генеральных условий выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов40 "не обращаются на вторичном рынке".
Целый ряд авторов в качестве признака ценной бумаги выделяют то, что ценная бумага всегда удостоверяет имущественное право. Так, Д. В. Мурзин отмечает, что единственным признаком, связывающим обычную и бездокументарную ценную бумагу, является то, что и та и другая представляют собой "совокупность имущественных прав, удостоверенных ценной бумагой"41.
С таким мнением сложно согласиться. Во-первых, имущественные права возникают и из обычных договоров (сделок). Следовательно, таким образом идентифицировать ценную бумагу, выделяя ее из мира других обязательств, станет просто невозможно. Во-вторых, как уже было показано выше, с точки зрения действующего законодательства права, которые удостоверяют ценные бумаги, могут быть не только имущественными, но и неимущественными42.
Отношения, возникающие в сфере ценных бумаг, весьма разнородны, а потому они не могут регулироваться только нормами одной отрасли права: здесь задействован широкий спектр норм – от отраслей, регулирующих публичные отношения, до отраслей, регулирующих частные отношения. Регулирующее воздействие здесь оказывают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного и процессуальных (гражданского процессуального, уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального) отраслей права обеспечивают охрану прав и законных интересов участников отношений в анализируемой сфере. Говоря о комплексности регулирования отношений в сфере ценных бумаг, необходимо разграничивать экономические основы и правовое регулирование. Нельзя не признать неудовлетворительным мнение Ю.С. Тихомировой, отмечающей, что «правоотношения на рынке ценных бумаг определены нормами гражданского права и экономической теории» 43. Данная позиция представляется совершенно неверной, поскольку её автор смешивает экономическую действительность (т.е. то, что регулируется) и отрасль права (то, что регулирует). Очевидно, что в структуре российского права никакой отдельной отрасли «экономическая теория» нет и быть не может.
Значение конституционных норм определяется самим положением Конституции РФ в системе регуляторов как основного закона, который закладывает основу для всего правового регулирования. Как справедливо заметил А.Е. Шерстобитов, нормы конституционного права относят все основные вопросы правового регулирования на фондовом рынке к федеральному ведению44. А своё развитие конституционные нормы получат уже в специальных правовых нормах. Так, например, ст. 75 Конституции устанавливает норму, согласно которой «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом и размещаются на добровольной основе. В этой норме, регулирование вопросов государственных заимствований замкнуто на федеральном уровне посредством закона. Это находит своё выражение и конкретизацию в бюджетном законодательстве. В частности сам порядок заимствований установлен Бюджетным кодексом, а бюджетная классификация государственных внутренних и внешних долгов устанавливается Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». Далее, в этой статье вводится принцип добровольности государственных заимствований, что впоследствии находит своё развитие и конкретизацию уже в иных нормативных актах45.
Конституция определяет основные начала о соотношении норм внутреннего и международного права46. Закреплено, что указанные договоры являются составной частью правовой системы. В частности, установлено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международные договора РФ применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Данное положение находит развитие и конкретизацию47, а результатом является, например, то что Россия как участник так называемых Женевских вексельных конвенций обязана следовать их положениям, они являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, ограничено и законодательное творчество в этой области.
Значение конституционных норм для сферы рынка ценных бумаг не исчерпывается Конституцией, большое значение имеют постановления48 Конституционного Суда РФ49. Причем некоторые постановления хотя прямо и не регулируют отношения в сфере рынка ценных бумаг, но имеют своего рода "отраженное" действие, поскольку направлены на регулирование аналогичных спорных ситуаций, хотя возникших из других отношений. Здесь можно указать на Постановление Конституционного Суда РФ50. Положения этого документа относительно соотношения норм, закрепленных ст. ст. 167 и 302 ГК, имеют существенное значение в решение вопросов о применении отдельных способов защиты прав и законных интересов владельцев ценных бумаг (прежде всего бездокументарных).
Значительная часть отношений
в сфере рынка ценных бумаг осуществляется
между формально равными субъектами, т.е.
перед нами типичные гражданские правоотношения.
Примеры: отношения брокера и его клиентов,
построенные на договоре о брокерском
обслуживании, основания возникновения
и прекращения права собственности и т.п.
Нормы гражданского права регулируют
правовое положение участников отношений
в сфере рынка ценных бумаг, их взаимные
права и обязанности, правовой режим ценной
бумаги, способы защиты прав, основания
применения мер ответственности.
В силу значимости рынка ценных бумаг для "здоровья" финансовой системы страны, да и экономики в целом, в анализируемой сфере велико государственное вмешательство. Соответственно, существует большой блок отношений, где проявляется властное государственное начало: отношения, связанные с возникновением ценных бумаг (эмиссии ценных бумаг51), регистрации правил паевого инвестиционного фонда52, осуществлением отдельных видов деятельности, прежде всего профессиональной, и т.д. Говоря об этом аспекте правового регулирования, следует отметить, что нормы административного права прежде всего определяют, какие органы государственной власти осуществляют управление фондовым рынком, и устанавливают их компетенцию; определяют формы и методы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Значительна в правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг и роль финансового права. Прежде всего это касается вопросов, связанных с деятельностью государства по накоплению государственного (внутреннего и внешнего) долга, выраженного в ценных бумагах, отношения по выдаче государственных гарантий и т.д.
Данная правовая общность представляет собой исключительно ассоциацию правовых норм, предметно-функционально (в широком смысле) направленных на регулирование отношений в сфере ценных бумаг. Ведь очевидно, что нормы, в нее входящие, не связаны единым методом и механизмом регулирования, они все связаны со своими главными профилирующими отраслями. Поэтому о какой-то системности (образовании какой-то новой отрасли, подотрасли или института) здесь говорить не приходится, скорее здесь есть очевидная системность в области законодательства.
Правовая общность, регулирующая внутри гражданского права отношения в сфере рынка ценных бумаг, полностью соответствует этим критериям: здесь есть и свои общие положения и свои особенные положения (отдельные институты, обслуживающие свои участки общественных отношений в анализируемой сфере), здесь есть четко очерченный предмет, имеющий свою специфику, которая диктуется спецификой самой ценной бумаги как главного системообразующего признака. Нормы этой подотрасли определяют правовой режим ценных бумаг как одного из объектов гражданских прав; виды, типы (категории) ценных бумаг и их классификации (правовые режимы) регулируют комплекс позитивных социальных связей, возникающих в связи с созданием ценных бумаг, их обращением, осуществлением субъектами учетной системы своих функций по учету прав владельцев ценных бумаг (требующих такого учета), осуществлением субъективных гражданских прав, закрепленных ценной бумагой, и т.д.. Метод гражданско-правового регулирования характеризуется следующими основными чертами: наделением субъектов на началах их юридического равенства, способностью к правообладанию (правонаделением), диспозитивностью и инициативой, обеспечением, установлением правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон. Все эти черты в большинстве своем сохраняют свое значение и в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг. Хотя некоторые особенности "преломления" метода гражданско-правового регулирования в анализируемой сфере можно отметить. Так, несмотря на равенство участников отношений, в анализируемой сфере акценты в части защиты интересов "смещены" в сторону инвесторов53. Широкое использование в нормативных предписаниях такого способа правового регулирования, как запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий. Это связано со спецификой главного системообразующего фактора этой подотрасли - ценной бумаги. Эмиссия, обращение и погашение ценных бумаг порождают в гражданском обороте возникновение целого ряда специфических рисков. Эти риски существенно затрагивают права и охраняемые законом интересы владельцев ценных бумаг. Именно управление этими рисками влечет необходимость в специфическом правовом регулировании общественных отношений, составляющих сферу ценных бумаг. Интересно и то, что через корпоративные отношения в методы регулирования здесь проникает иерархия и субординация.
Широко используются здесь и позитивные обязывания - предписания, устанавливающие обязанность лица совершить определенные положительные действия. Так, например, Закон54, касающийся управляющих компаний, которым вменено в обязанность "инвестирование средств пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц". Такая формула также очевидно направлена на защиту интересов застрахованных лиц от случаев конфликта интересов управляющей компании.
Подотрасль права как система представляет собой крупную подсистему институтов, отличающуюся развитой группой норм общего характера. К числу институтов подотрасли ценных бумаг можно отнести следующие: институт бездокументарных ценных бумаг, институт эмиссионных ценных бумаг, правовой институт учетной системы на рынке ценных бумаг, правовые институты, регулирующие осуществление профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг, правовые институты, регулирующие отдельные виды ценных бумаг: акционерное право, правовой институт производных ценных бумаг, вексельное право и тд.
С принятием изменений в Гражданский Кодекс, регулирование вопросов связанных с именными, ордерными и предъявительскими ценными бумагами стал более урегулированным. Новый ГК достаточно полно раскрывает их правовую природу.
В ст. 143 ГК РФ в редакции Проекта указаны способы формальной легитимации лиц, управомоченных по ценным бумагам, в соответствии с которыми ценные бумаги делятся на предъявительские, ордерные и именные55.
Предъявительской согласно п. 2 ст. 143 ГК РФ в редакции Проекта является ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец56.
Под ордерной ценной бумагой понимается такая, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов (п. 3 ст. 143 ГК РФ в редакции Проекта)57.
Сложнее обстоит дело с именными документарными ценными бумагами. В Проекте различают две их разновидности, соответствующие определению лица, уполномоченного требовать исполнения по ценной бумаге.
В первом речь идет о владельце ценной бумаги, указанном в качестве правообладателя в учетных записях, которые ведутся обязанным лицом или лицом, действующим по его поручению и имеющим соответствующую лицензию.
Во втором - о владельце ценной бумаге, выданной на его имя либо перешедшей к нему от первоначального владельца в порядке непрерывного ряда цессий.
Относительно второй разновидности именных документарных ценных бумаг в литературе высказываются сомнения в возможности отнесения их к ценным бумагам58, так как указанные документы, по мнению В.А. Белова, относятся к именным ценным бумагам в узком смысле слова (или обыкновенным именным ценным бумагам, Rektapapiere, ректабумагам). Согласно М.М. Агаркову под ректабумагами следует понимать документы, легитимирующие их обладателя в соответствии с общими правилами гражданского права59. Однако такие ценные бумаги не обладают свойством публичной достоверности и, следовательно, не могут относиться к ценным бумагам в строгом смысле слова.
Информация о работе Понятие и основы правового регулирования ценных бумаг