Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:18, курсовая работа
Существование ценных бумаг стало для России таким же привычным фактом, как и для любой современной развитой страны. Сейчас уже мало кто вспоминает, что им только 20 лет. Однако за такой исторически короткий промежуток времени в этой области произошли фундаментальные изменения: от ситуации, когда существовала советская централизованная система хозяйствования, мы перешли к рыночной системе, основанной на частной собственности. И ценные бумаги сыграли в этих изменениях далеко не последнюю роль.
По-иному поступили авторы Инструкции Центрального банка РФ94. Здесь решению о размещении посвящена целая глава (гл. 10), которая так и называется "Решение о размещении ценных бумаг".
Под решением о размещении ценных бумаг понимается одно из следующих решений:
Из названных видов решения о размещении абсолютно точно необходимо исключать "решение о создании кредитной организации путем учреждения или реорганизации", а также все положения Стандартов эмиссии относительно решений о размещении при реорганизации.
Никакого решения о размещении в названных случаях просто нет и быть не может в той концепции, которая в настоящее время реализована в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг". Ведь при учреждении и реорганизации все этапы эмиссии "переворачиваются" и процедура эмиссии выглядит совершенно иной, чем по общим правилам: сначала бумаги размещаются, а потом регистрируются.
Требования к содержанию решения о размещении также весьма разнообразны. В Стандартах эмиссии95 указывается, что его содержание должно соответствовать требованиям федеральных законов и самих Стандартов эмиссии. Также указано, что если в уставе акционерного общества определены порядок и условия размещения объявленных акций определенной категории (типа), то порядок и условия размещения дополнительных акций этой категории (типа), определяемые решением об их размещении, должны соответствовать указанным положениям устава такого акционерного общества. Других общих правил Стандарты эмиссии не содержат и относят вопросы содержания решения о размещении на конкретные разделы. Авторы Инструкции Банка России пошли по другому пути. Здесь указано более подробное описание общих требований к содержанию решения о размещении. Стандарты эмиссии предлагают требования к решению о размещении применительно к отдельным случаям. Фактически согласно Стандартам эмиссии решение о размещении должно содержать все основные параметры предлагаемых к размещению ценных бумаг, а также детали самого размещения.
Содержание решения о размещении недостаточно детально урегулировано законом. Если закон признает принятие данного решения в качестве первого этапа эмиссии, то регулирование общих требований к нему должно носить более предметный характер. В настоящее время требования к такому решению установлены исключительно ведомственными нормативными актами. Кроме того, эти требования установлены относительно отдельных видов ценных бумаг. Было бы целесообразно установить общие требования к решению о размещении любых эмиссионных ценных бумаг в самом Федеральном законе "О рынке ценных бумаг".
Принятие решения о размещении ценных бумаг недостаточно для того, чтобы говорить о возникновении ценной бумаги: это всего лишь первый этап в создании ценной бумаги. Такое решение не является сделкой (ни самого эмитента, ни, как утверждают некоторые авторы, лиц, составляющих орган управления, его принявший), оно, как юридический факт, представляет собой управленческое решение.
Юридическое значение решения о размещении ограничивается тем, что такое решение является основанием для перехода к следующему этапу - утверждению решения о выпуске. Это, собственно, и предусмотрено действующими правилами96: решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. И только два указанных решения в совокупности дают основание эмитенту вступить в правоотношение с государственными регистрирующими органами по государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Утверждение решения о выпуске ценных бумаг. Этот этап гораздо более предметно урегулирован законом. Связано это с тем, что закон определяет значение, содержание такого решения, а также порядок его принятия.
Решения о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.
Содержание решения о выпуске установлено ст. 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартами эмиссии и представляет собой текст решения о размещении ценных бумаг с некоторыми дополнениями специального характера.
Для решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг законом устанавливаются более прозрачные требования о субъектах, которые его принимают. Прозрачность здесь во многом определяется наличием общей нормы, которая создает определенное правило. В частности, ст. 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" отмечено, что в хозяйственных обществах такое решение утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Для других лиц (юридических лиц иных организационно-правовых форм) установлено правило, что оно утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами.
Законом установлено интересное правило о том, что эмитент не вправе изменить решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг в части объема прав по эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением, после государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Следует отметить, что аналогичного правила не предусмотрено для решений о размещении. С одной стороны, этот момент можно признать и техническим, с другой – следует подумать о том, что таковое правило должно содержаться и там.
Интересно также отметить, что Закон предусматривает возможность изменения прав по ценной бумаге до момента государственной регистрации. Этот момент является очень важным, если отвлечься от исключительно технических вопросов и посмотреть на этот пункт под углом зрения рассматриваемой проблемы (когда ценная бумага становится объектом гражданского права). По сути это правило в пользу того, что именно государственная регистрация выпуска есть не что иное, как ключевой факт в процедуре эмиссии, с наступлением которого можно всерьез говорить о ценной бумаге как объекте права. Ведь если после регистрации изменить права по бумаге нельзя, то получается, что логика закона такова: эмиссия прошла "точку возврата".
На это можно возразить, что эмиссию можно еще признать как несостоявшейся (до момента регистрации отчета), так и недействительной (после регистрации отчета), но это не колеблет утверждения, поскольку даже закон признает, что до регистрации отчета в процессе размещения возникает право собственности на ценные бумаги97.
Говоря о значении решения о выпуске ценных бумаг с точки зрения определения момента возникновения ценных бумаг как объектов гражданских прав, следует отметить, что факт его утверждения не является моментом, с которым закон связывает возникновение ценных бумаг. Как и принятие решения о размещении, утверждение решения о выпуске ценных бумаг создает возможность для эмитента вступить в правоотношения с государственным регистрирующим органом по "легализации" ценных бумаг.
Государственная регистрация выпуска. Условием перехода к этому этапу являются действия эмитента по уплате соответствующих сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Здесь эмитент вступает в полноценные отношения с государством в лице уполномоченных регистрирующих органов. Документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев с даты утверждения решения об их выпуске.
При соответствии действий, решений и документов эмитента по действующему законодательству государство обязано зарегистрировать выпуск ценных бумаг, а незаконный отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Интерес эмитента состоит в создании ценных бумаг как объектов гражданских прав, получении согласия государства на их допуск в гражданский оборот.
Государство в лице уполномоченных государственных органов осуществляет предварительный контроль в части допуска на рынок ценных бумаг объектов - ценных бумаг. Важность этого состоит в том, что если на рынок попадут объекты, которые не будут соответствовать обязательным требованиям, то заинтересованные лица, и прежде всего инвесторы на рынке ценных бумаг, столкнутся с невозможностью удовлетворения своих интересов. Более того, "дефектные" объекты, допущенные к обращению на рынок ценных бумаг, приведут не к удовлетворению интересов инвесторов, а к обратным последствиям – нарушению прав инвесторов.
Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. Регистрирующий орган обязан рассмотреть соответствие условий выпуска требованиям законодательства. Поэтому к заявлению должны прилагаться многочисленные документы. В частности: решение о выпуске ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг. Дополнительные требования к составу и содержанию документов утверждаются самим регистрирующим органом. В соответствии с законом нормативными актами такого органа должен утверждаться исчерпывающий их перечень.
В соответствии с требованиями98, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации. При этом регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска. В этом случае течение общего 30-дневного срока может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней. В рамках проведения проверки регистрирующий орган вправе запросить документы, необходимые для проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска. Он вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске ценных бумаг, а также в иные документы, представленные для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, изменений и/или дополнений для приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных порядком эмиссии, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента (устранимые нарушения), регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений, с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения. Для исправления допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг.
Регистрирующий орган по итогам рассмотрения представленных документов вправе принять два решения: зарегистрировать выпуск или отказать в его регистрации.
В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения направить эмитенту соответствующее уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, содержащее основания для отказа.
Основания для отказа в государственной регистрации выпуска99:
В случае принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту соответствующее уведомление и документы с отметками о государственной регистрации. Окончание этапа государственной регистрации выпуска (при его положительном для эмитента прохождении) имеет два итога (результата): технический - присвоение государственного регистрационного номера и основной рождение ценной бумаги.
Номер государственной регистрации выпуска является индивидуализирующим для ценных бумаг определенного выпуска. Правда, надо отметить, что такая индивидуализация не равнозначна индивидуализации вещи до степени ее индивидуальной определенности. Эмиссионные ценные бумаги в силу массовости, большого количества однородных ценных бумаг в одном выпуске могут квалифицироваться как вещи, определенные родовыми признаками. Это, весьма существенная проблема с точки зрения охранительных правоотношений. Если это и не препятствует, с точки зрения законодателя, предъявлению виндикационного иска, то точно препятствует индивидуализации виндицируемых бумаг, особенно в случае, если "украденные" акции несколько раз перепродаются через организатора торговли, у которого по итогам торгов осуществляется централизованный клиринг.
Информация о работе Понятие и основы правового регулирования ценных бумаг