Понятие и основы правового регулирования ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Существование ценных бумаг стало для России таким же привычным фактом, как и для любой современной развитой страны. Сейчас уже мало кто вспоминает, что им только 20 лет. Однако за такой исторически короткий промежуток времени в этой области произошли фундаментальные изменения: от ситуации, когда существовала советская централизованная система хозяйствования, мы перешли к рыночной системе, основанной на частной собственности. И ценные бумаги сыграли в этих изменениях далеко не последнюю роль.

Файлы: 1 файл

вкр по ценным бумагам.docx

— 154.35 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующей редакцией ст. 149 ГК РФ под бездокументарной ценной бумагой понимается специальный способ фиксации прав. Определение из п. 2 ст. 142 ГК РФ в редакции Проекта согласуется с понятием эмиссионных ценных бумаг, приведенном в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"80.

Ст. 142 ГК81 закрепляет классическую модель ценной бумаги, в которой определенный объем субъективных гражданских прав индивидуализирован путем указания на его существование в одном документе. Этому документу придано свойство презентации, которое означает, что реализация соответствующих прав без предъявления документа должнику невозможна. Более того, указанная "материализация" прав позволила распространить на них режим вещи, что, в свою очередь, определило специфичность правового режима ценной бумаги и возможность применения (хотя и в ограниченном виде) вещно-правовых способов защиты. В общем, получился удобный и функциональный инструмент гражданского оборота.

В бездокументарной ценной бумаге ничего подобного нет. Права, которые она закрепляет, фиксируются на счетах организаций учетной системы (счете депо в депозитарии, специализированном депозитарии и лицевом счете регистратора). Без обращения к лицу, которое ведет учет прав, невозможно совершение никаких действий с ценными бумагами. Таким образом, сама "вещь" не находится в непосредственном владении собственника - он обладает в отношении ее распорядительной властью, но не осуществляет физическое владение, сама имущественная распорядительность такого владельца ограничена необходимостью посредничества со стороны организации учетной системы, которое к тому же строится по модели обязательства.

Бездокументарную ценную бумагу нельзя предъявить для исполнения, «презентовать», поскольку самой бумаги в форме отдельного документа, который индивидуализирует совокупность прав, просто нет. 

В классических ценных бумагах принципы исполнения обязательства "подстроены" под специфическую конструкцию ценной бумаги: кредитор ищет должника для предъявления (презентации) ценной бумаги. Юридическая конструкция бездокументарных ценных бумаг "возвращает" все в исходное положение: должник заботится о том, чтобы кредиторы могли получить исполнение по ценной бумаге (ст. 316 ГК). Именно на должнике лежит обязанность направить в соответствующую организацию учетной системы требование о составлении списка лиц (реестра) для исполнения обязательств по ценной бумаге. Например, ипотечный сертификат участия закрепляет такое право, как получение (прием) платежей по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие, или выплат по ипотечным сертификатам участия, входящим в состав ипотечного покрытия". В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"82 это право реализуется действиями доверительного управляющего ипотечным покрытием, который осуществляет доверительное управление путем получения (приема) платежей по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие и перечисления (выплаты) владельцам ипотечных сертификатов участия денежных средств за счет указанных платежей. Это право возникает в силу включения владельца ипотечного сертификата участия в список владельцев ипотечных сертификатов участия, составленный регистратором на определенное правилами доверительного управления число каждого месяца. Еще более благодарный пример для иллюстрации этого тезиса - акция, поскольку законодательство об акционерных обществах связывает возникновение большого количества прав акционера именно с попаданием в соответствующий список, составляемый регистратором на основании поручения эмитента - акционерного общества: осуществление преимущественного права, выплата дивидендов, право предъявления к выкупу и ряд иных прав.

В конструкции бездокументарной ценной бумаги, предложенной в ст. 149 ГК, законодатель не решил важный вопрос о фиксации права, удостоверенные такими бумагами. Кодекс содержит только положения о том, что лицо, обладающее специальным правовым статусом, "производит фиксацию прав", закрепляемых ценной бумагой, а также отсылочную норму о том, что права, удостоверяемые путем такой фиксации, порядок официальной фиксации прав и правообладателей, порядок документального подтверждения записей и порядок совершения операций с бездокументарными ценными бумагами определяются законом или в установленном им порядке.

Положения ГК в основном "развернуты" в сторону владельца бумаги. Статья фиксирует два принципиальных момента:

1) закон может обозначить  виды прав, которые под такую  фиксацию подпадут (т.е. указать, что "права, удостоверенные такой-то  бумагой", будут фиксироваться  в порядке, установленном ст. 149 ГК);

2) для участников гражданского  оборота такая фиксация будет (должна) иметь правоустанавливающее  значение. Речь идет о субъективных  гражданских правах конкретного  лица, а не об описании субъективных  гражданских прав как содержании  бумаги.

Кодекс не отвечает на вопрос: является ли такая фиксация одновременно и описанием прав, которые бумага удостоверяет? Поставим вопрос с практической точки зрения: куда может прийти потенциальный их приобретатель (инвестор), чтобы узнать о таких правах перед их приобретением? Ответа на этот вопрос ГК не дает.

Помимо того что бездокументарные ценные бумаги признаются фикцией, имеются три существенных элемента правового режима бездокументарной ценной бумаги:

1) обязательный учет прав (не электронный документооборот, а именно учет прав – разница  в том, что в одном случае  технические средства используются  для имитации реальных подписей, а в другом - речь идет о том, что без совершения приходных/расходных  записей (которые совершает специальный  субъект - организация учетной системы) право не прекратится и не  возникнет);

2) отсутствие презентационности (начал презентации) и, как следствие,

3) прямая корреляция возможности  обладать правами из бумаги  с попаданием в соответствующий  список (реестр) владельцев бумаг, который  составляется самим обязанным  лицом (либо по его поручению  организацией учетной системы).

Правовой режим документарных ценных бумаг также противоречив, как и рассмотренный правовой режим бездокументарных бумаг.

Согласно Проекту документарная ценная бумага - это соответствующие установленным законом требованиям документы, удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении (п. 1 ст. 142 ГК РФ в редакции Проекта).

В п. 2 ст. 143.1 ГК РФ в редакции Проекта были установлены общие последствия нарушения требований к форме и реквизитам ценной бумаги. В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации указывалось, что такие ценные бумаги не должны признаваться ничтожными, так как последствия ничтожности ценных бумаг законодательством не установлены.

В Проекте предлагается не признавать ценные бумаги, имеющие такие нарушения, ценными бумагами, но считать их имеющими силу доказательства существования удостоверенного ими права83.

Как отмечается в классической литературе по ценным бумагам84, основное отличие передачи прав по ценным бумагам от общегражданских способов перехода прав - это иное распределение рисков при исполнении обязательств. Так, исполнение обязательства из ценной бумаги должно быть отнесено формально легитимированному в ней лицу. За переход прав по бумаге другому кредитору должник (эмитент или иное обязанное лицо) по общему правилу не отвечает.

При анализе нормативных актов более или менее устойчивым элементом правового режима можно обозначить "обязательность наличия сертификата бумаги - "носителя" прав, к которому предъявляются определенные требования". Все остальные элементы никакой однозначной квалификации не поддаются.

Закон в обязательном порядке требует наличия сертификата. При этом отмечено, что указанные сертификаты не являются сами по себе ценными бумагами, они являются лишь материальными носителями тех прав, которые собственно ценная бумага предоставляет владельцу.

Установлены требования к самому сертификату, главным образом к содержанию, а не к форме (техническим характеристикам). В частности, сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать определенные обязательные реквизиты, перечень которых не является закрытым, поскольку указано, что сертификат может содержать и "другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг".

Требование об обязательности сертификата, предполагает то, что такой сертификат:

  1. индивидуализирует право;
  2. необходим для презентации;
  3. совершение действий с таким сертификатом - обязательное условие при отчуждении ценной бумаги.

Тезис о значении сертификата как документа, который описывает (индивидуализирует) права (совокупность прав), "рушится" тем, что для эмиссионных предъявительских ценных бумаг документом, который описывает права, признается не только сертификат, но и решение о выпуске85. С одной стороны, здесь нет проблем, поскольку Закон установил первенство содержания сертификата. Однако для классических документарных ценных бумаг крайне важную роль играет правильность оформления ценной бумаги. Поскольку неуказание необходимых реквизитов, равно как и их неправильное указание или неверное оформление, может привести к фатальным последствиям - документ не будет признан ценной бумагой. Примером такой формальности являются вексель и чек. А вот как быть с оформлением сертификата, к примеру, предъявительской облигации? Как указывают Стандарты эмиссии ценных бумаг86, в случае размещения документарных облигаций на предъявителя в числе документов для государственной регистрации назван образец или описание сертификата облигации. Сама процедура выдачи сертификатов является частью этапа размещения таких бумаг87. Но если сертификат не будет содержать необходимые реквизиты, то какова правовая квалификация отношений между эмитентом и владельцем бумаги? Закон не дает ответа на этот вопрос в качестве какого-то общего правила. Единственной нормой, которая говорит об этом, являются положения, закрепленные Указом Президента РФ88 относительно жилищных сертификатов, о том, что отсутствие каких-либо обязательных реквизитов такого документа делает его недействительным.

Необходимость презентации сертификата также весьма спорен. С одной стороны, такая ситуация вполне может иметь место. С другой - законодательство о рынке ценных бумаг позволяет не выдерживать принцип: один сертификат - одно индивидуализированное право (совокупность прав). Оно позволяет выдавать сертификат и на несколько бумаг одновременно. Так, ст. 16 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" специально отмечено, что на каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя ее владельцу выдается сертификат, но по требованию владельца может выдаваться один сертификат на две и более приобретаемые им эмиссионные ценные бумаги на предъявителя одного выпуска. Более того, в соответствии с этой же статьей может быть выдан и глобальный сертификат вообще на все ценные бумаги выпуска. Атакой сертификат по общему правилу вообще никогда не покидает стен депозитария, т.е. владелец ничего на руках не имеет, хотя есть и исключения.

Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в случае хранения сертификатов документарных эмиссионных ценных бумаг в депозитариях права, закрепленные ценными бумагами, осуществляются на основании предъявленных этими депозитариями сертификатов по поручению, предоставляемому депозитарными договорами владельцев, с приложением списка этих владельцев. Эмитент в этом случае обеспечивает реализацию прав по предъявительским ценным бумагам лица, указанного в этом списке.

Получается, что в этом случае от всей "документарности" таких бумаг не останется и следа - порядок исполнения прав по ним будет таким же, как и по бездокументарным бумагам. Закон логически противоречив, поскольку если исполнение идет на основании списка, то зачем предъявлять сертификаты?

Рассмотрим значение сертификата для передачи бумаг. В соответствии со ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае нахождения ее сертификата у владельца - в момент передачи этого сертификата приобретателю; в случае хранения сертификатов предъявительских документарных ценных бумаг и/или учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя. С последним случаем особенно интересно, если сертификат глобальный, - там уж точно переоформлять ничего не надо.

Рассмотренный правовой режим показывает, что перед нами переходная конструкция от классических бумаг к бездокументарным (дематериализованным). Реальная практика подтверждает ее востребованность, но в своем законченном варианте – обязательном централизованном хранении; этот режим ничем не отличается от правового режима бездокументарных бумаг.

 Правовой режим документарный  и бездокументарных ценных бумаг  недоработан. Требуется реконструкция  всего правового режима, ведь  сам по себе он имеет важное  значение. Распространение соответствующего  правового режима будет означать  совершенно конкретные правовые  последствия как для фиксации  права, так и для их осуществления  и защиты. Представляется, что любые  эмиссионные или "эмиссионноподобные" (паи) бумаги должны быть только  бездокументарными. Напротив, документарность - это удел классических ценных  бумаг, для которых носитель тесным  образом связан с правом89. Для такой бумаги его предъявление - необходимое условие осуществления прав90.

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

3.1. Общие правила  эмиссии ценных бумаг

Общие правила процедуры эмиссии изложены в ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»91. Согласно её положениям процедура эмиссии состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг
  2. Утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг
  3. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг
  4. Размещение эмиссионных ценных бумаг
  5. Государственная регистрация отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг. Является первым этапом общей процедуры эмиссии. ФЗ «О рынке ценных бумаг» не содержит конкретизации в отношении этого документа. Подробные указания на виды таких решений, требований к их содержанию содержат подзаконные акты регуляторов рынка ценных бумаг – Центрального Банка России92 и ФСФР России93.

При этом техника написания документов разная. Так, Стандарты эмиссии из общих положений обо всех типах решений о размещении содержат только указание, что процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента включает этап принятия решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг и порядок его принятия должен соответствовать требованиям ФЗ и самих Стандартов эмиссии. Однако далее указаны следующие типы таких решений:

    1. Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путём размещения дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров
    2. Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путём увеличения номинальной стоимости акций
    3. Решение об уменьшении уставного капитала акционерного общества путём уменьшения номинальной стоимости акций
    4. Решение о внесении изменений и/или дополнений в устав акционерного общества в части: касающихся прав, предоставляемых по привилегированным акциям определённого типа; касающихся прав, предоставляемым по обыкновенным акциям общества работников (народного предприятия), и преобразования акционерного общества работников в акционерное общество; касающихся прав, предоставляемых по обыкновенным акциям акционерного общества, и преобразование акционерного общества в акционерное общество работников
    5. Решение о консолидации акций
    6. Решение о дроблении акций
    7. Решение об уменьшении уставного капитала акционерного общества путём уменьшения номинальной стоимости акций  с передачей акционерам эмиссионных ценных бумаг
    8. Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путём размещения дополнительных акций
    9. Решение о размещении облигаций путём подписки
    10. Решение о размещении путём подписки облигаций акционерного общества, конвертируемых в его акции
    11. Решение о размещении путём подписки опционов.

Информация о работе Понятие и основы правового регулирования ценных бумаг