Понятие и основы правового регулирования ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Существование ценных бумаг стало для России таким же привычным фактом, как и для любой современной развитой страны. Сейчас уже мало кто вспоминает, что им только 20 лет. Однако за такой исторически короткий промежуток времени в этой области произошли фундаментальные изменения: от ситуации, когда существовала советская централизованная система хозяйствования, мы перешли к рыночной системе, основанной на частной собственности. И ценные бумаги сыграли в этих изменениях далеко не последнюю роль.

Файлы: 1 файл

вкр по ценным бумагам.docx

— 154.35 Кб (Скачать файл)

Отдельно следует отметить, что учет прав по первой разновидности именных документарных ценных бумаг может осуществляться специальным лицом (отличным от эмитента таких ценных бумаг), имеющим лицензию, если обязанность передачи учета установлена законом60 (п. 4 ст. 143 ГК РФ в редакции Проекта). Насколько можно судить, в этой норме Проекта закреплена действующая практика учета прав на ценные бумаги регистратором61 или депозитарием62.

Кроме того, следует отметить запрет выдачи или выпуска ценных бумаг на предъявителя, если это прямо не предусмотрено законом63 (п. 5 ст. 143 ГК РФ в редакции Проекта).

 

2.2. Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги

Определение бумаги даётся в ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». В соответствии с ней такой. Эмиссионной ценной бумагой признаётся любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных указанным законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равный объём и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги64.

Смысл выделения такой категории в том, что в форме эмиссионных ценных бумаг закон легализует оборот совокупности субъективных гражданских прав, которые отличаются от всех остальных стандартностью65. Смысл правового режима эмиссионных ценных бумаг состоит в том, что та совокупность прав, которые составляют бумагу, и та, которую приобретает новый владелец бумаги, абсолютно одинаковы. Эти права не могут быть изменены в ходе обращения владельцем ценных бумаг, они не могут быть ни уменьшены, ни увеличены, они не изменяются в своём содержании и объёме в зависимости от того, кто и в какой момент времени их приобрёл.

Индивидуальность объёма прав была главным отличием неэмиссионных ценных бумаг, существенно отличавшихся от всех остальных.

В последующем картина, однако, изменилась: законодательство закрепило принцип стандартности прав и за ценными бумагами, которые формально не признавались эмиссионными. Прежде всего речь идет об инвестиционном пае паевого инвестиционного фонда66 и об ипотечном сертификате участия67. Так, закон определил, что каждый инвестиционный пай удостоверяет одинаковую долю в праве общей собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, и одинаковые права. В этом смысле основополагающий признак эмиссионных ценных бумаг – стандартность прав – утратил свое главенствующее значение.

Другим важным признаком, который отличал эмиссионные ценные бумаги от других, была необходимость прохождения процедуры эмиссии68 и необходимость государственной регистрации выпуска и обязательность получения каждым выпуском соответствующего государственного регистрационного номера (цифрового (буквенного, знакового) кода, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг, подлежащих государственной регистрации). Об этом прямо говорили положения Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Более того, изначально существовало правило: сначала выпуск получает государственный регистрационный номер, а потом размещается. Но со временем утратил своё значение.

Закон стал допускать возможность обращения эмиссионных ценных бумаг без государственного регистрационного номера, но с присвоением идентификационного номера, который идентифицирует конкретный выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащий государственной регистрации. Суть в том, что для многих ценных бумаг, не требующих государственной регистрации, перестали применяться жесткие правила допуска таких ценных бумаг на рынок, которые были свойственны процедуре государственной регистрации (типичный пример - биржевые облигации и облигации Банка России). И Закон69 вообще закрепил правило: эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями закона, не подлежат размещению, если иное им не предусмотрено.

В определении эмиссионных ценных бумаг используется конструкция, согласно которой совокупность имущественных и неимущественных прав, которые удостоверяет такая бумага, подлежит "удостоверению, уступке и безусловному осуществлению" с соблюдением установленных указанным Законом "формы и порядка". Таким образом. Закон как бы определил, что правовой режим эмиссионных ценных бумаг должен определяться именно Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Такая формулировка закона предполагает при ее буквальном прочтении, что для квалификации ценной бумаги как эмиссионной правовой режим такой бумаги должен включать в себя и форму удостоверения, уступки и осуществления прав, установленную данным Законом, равно как и порядок их удостоверения, уступки и осуществления.

Здесь видятся две основные проблемы:

1) не все указанные категории (форма удостоверения, форма уступки, форма осуществления, порядок удостоверения, порядок уступки, порядок осуществления) Закон прямо определяет;

2) сами эти категории  со временем стали столь размытыми  и содержащими большое количество  разного рода исключений из  общих правил, что отчасти утратили  свое регулирующее значение.

Так, категория "форма удостоверения" исходя из текста Закона может пониматься как форма удостоверения прав, составляющих ценную бумагу70: речь идет о том, каким образом фиксируются права, составляющие содержание ценной бумаги, - или как форма удостоверения права собственности на ценную бумагу71: речь идет о том, каким документом удостоверяются права конкретного лица на ценные бумаги. Если же мы будем анализировать Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", то обнаружим, что там форма удостоверения прав не совпадет с установленной Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", причем неважно, идет ли речь о форме удостоверения прав из бумаги или о форме удостоверения прав на бумагу. Только один пример: ст. 4 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" установлено, что "по именным ценным бумагам Российской Федерации реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется"72. Получается, что этот Закон вводит свою собственную форму удостоверения прав по таким бумагам, которая "выпадает" из общих требований.

Еще менее понятная ситуация с категорией "порядок удостоверения" прав: Закон ее не определяет. Можно предположить, что речь идет о порядке создания эмиссионной ценной бумаги и возникновения соответствующих правоотношений, т.е. об эмиссии (ст. ст. 16 - 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Однако, процедура эмиссии никогда не регулировалась только на основании этого Закона. Уже в первой редакции Закона за его рамки была выведена эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг иным законом - Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", не имеет ничего общего с процедурой, установленной Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Кроме того, если раньше процедура эмиссии, которая регулировалась Законом, была едина, то в настоящее время она стала очень фрагментарной - в зависимости от вида ценных бумаг и различных ситуаций.

Не определяет Закон и категории "форма уступки", "форма осуществления", "порядок уступки" и "порядок осуществления" прав. Можно только догадываться, что речь идет во всех указанных случаях о положениях одной-единственной ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", исключая случай порядка уступки прав, поскольку для него имеют значение ст. ст. 7 и 8 этого же Закона, регулирующие деятельность субъектов учетной системы. Однако такого слова, как "уступка", данные статьи не используют, они говорят о "переходе" прав (помимо ст. 2 данного Закона слово "уступка" используется еще только в ст. 8 применительно к основаниям для открытия лицевого счета держателем реестра). Что же касается формы и порядка осуществления прав, то мало того, что Закон не использует подобные категории, но и сам этот порядок не сильно отличается от обычного (исключая особенности в части выделения функций депозитариев в процессе осуществления права).

Правовой режим эмиссионных ценных бумаг в настоящее время начинает утрачивать свое регулирующее значение. Весь режим таких бумаг построен на исключительно формальном моменте: признается соответствующий вид ценной бумаги эмиссионным или нет. Если Закон прямо называет акцию эмиссионной бумагой, то она есть эмиссионная, а вот если инвестиционный пай (с какой стати - неясно) именуется неэмиссионной ценной бумагой, то он не подпадает под действие Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Правовой режим эмиссионных ценных бумаг требует своего переосмысления.

Возможно, этот правовой режим должен стать более сложным; наверно, стоит подумать об оставлении самого феномена "эмиссионные ценные бумаги", но в рамках его выделять различные типы бумаг или, напротив, подчинить эмиссионные ценные бумаги более общему правовому режиму.

Неэмиссионные ценные бумаги. С ними вопрос ещё более сложный, поскольку как такового единого правового режима таких ценных бумаг нет вообще. Действующее законодательство не закрепляет понятие неэмиссионной ценной бумаги. Они представляют собой группу ценных бумаг, которые по формальным признакам (прямое не указание их в качестве эмиссионных) относятся к неэмиссионным ценным бумагам. Термин в целом следует признать условным. Впервые об этой группе ценных бумаг как о легальной появилось основание говорить с принятием Федерального Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Так в ст. 2 Закона определено, что он не применяется "к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами, а также с обращением облигаций Банка России, государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований"73.

Если не рассматривать инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и ипотечные сертификаты участия, то абсолютно все иные неэмиссионные ценные бумаги, а это все ценные бумаги, кроме двух названных видов, а также эмиссионных (акции, облигации, опциона, российской депозитарной расписки, государственной облигации) - характеризуются следующим набором признаков: они закрепляют индивидуальный объем прав за их владельцем и не размещаются выпусками; они не подлежат размещению среди заранее неизвестного круга лиц.

Включение "эмиссионноподобных" инвестиционного пая и ипотечного сертификата участия делает данный набор признаков абсолютно негодным для классификации и единственным критерием разделения является критерий неразмещения выпусками.

Между тем правовой режим неэмиссионной ценной бумаги может иметь весьма серьезное регулятивное воздействие. Более того, он может иметь и серьезное значение для применения определенных мер защиты. Ведь меры защиты и меры ответственности, применяемые для эмиссионных ценных бумаг, достаточно специфичны. Здесь можно вспомнить такую меру, как признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным74. К числу специальных мер относятся и меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" в части создания предусмотренных этим Законом компенсационных и иных фондов. На практике мы, видим ст. 63 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"75, которая предусматривает компенсацию владельцам инвестиционных паев - неэмиссионных ценных бумаг через выплату убытков в части реального ущерба, причиненного гражданам - владельцам инвестиционных паев, за счет средств федерального компенсационного фонда. Эта путаница понятна: там, где неясен регулятивный режим, неясны и меры защиты.

В виде неэмиссионных бумаг предстает не что иное, как классические документарные ценные бумаги, для которых:

  1. имеет существенное значение материальный носитель, поскольку его необходимо "презентовать" для исполнения обязательств, бумагой закрепленных;
  2. совокупность прав, ими удостоверяемых, закреплена одним документом, удостоверяющим всю совокупность прав по такой бумаге;
  3. "работает" такое условие, как индивидуальность прав (но никак не их стандартизация), большое значение имеет понятие объема прав, который может меняться в процессе обращения таких бумаг.

Следует выделить для таких ценных бумаг и еще один критерий - нерегулируемость. Этот критерий означает, что к неэмиссионным ценным бумагам относятся те бумаги, деятельность по выдаче которых для их эмитентов не признается профессиональной, регулируемой.

 

2.3. Документарные и бездокументарные ценные бумаги

Для определения правового режима различных ценных бумаг большое значение имеет их разделение на «документарные» и «бездокументарные».

В современно правовой доктрине ценных бумаг, пожалуй, нет более спорного вопроса, чем вопрос о правовом режиме бездокументарных ценных бумаг.

Спорность их конструкции объясняется во многом тем, что это новое явление для российской правовой доктрины. Однако основная проблема состояла в отсутствии охранительных норм по таким бумагам.

В итоге решения судов в разных регионах и различных уровней отличались в части их мотивировки совершенно. Проблема хищений бездокументарных ценных бумаг и отсутствия единства судебной практики по вопросу защиты их владельцев приняла столь серьезный характер, что решение в отсутствие норм закона принимали высшие судебные инстанции. Их решение было прогнозируемо и состояло в выборе лучшего из худшего76: суды признали возможность виндикации таких ценных бумаг; они признали, что такие инструменты являются полноценными бумагами, вещами в смысле ГК77.

В этом смысле следует отметить, что на настоящий момент вопрос о правовом режиме бездокументарных ценных бумаг можно считать закрытым: с точки зрения судебной практики это ценные бумаги, вещи, к которым применяется соответствующий правовой режим, в том числе и специфические вещно-правовые способы защиты78.

Однако незакрытыми остаются вопросы о правовой природе этого института, его месте в системе объектов гражданских прав, а также ряд иных сопутствующих им.

Под бездокументарной ценной бумагой понимаются обязательственные и иные права, закрепленные в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего или выдавшего в соответствии с требованиями закона ценные бумаги, осуществление и передача которых возможны только с соблюдением специальных правил учета этих прав79 (п. 1 ст. 142 ГК РФ в редакции Проекта).

Информация о работе Понятие и основы правового регулирования ценных бумаг