Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание работы

Достижение поставленной цели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
- дать понятие финансовому контролю и его системе в Российской Федерации;
- рассмотреть формы и методы финансового контроля в Российской Федерации;
- выделить особенности правоотношений в области финансового контроля
- определить виды налоговых проверок;
- разработать предложения по совершенствованию системы государственного финансового контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения о финансовом контроле в Российской Федерации
Понятие и система финансового контроля в Российской Федереации
Формы, виды и методы финансового контроля
Полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации

Глава 2. Счетная палата-основной орган осуществляющий финансовый контроль в РФ
2.1 Статус Счетной палаты.
2.2 Состав Счетной палаты Российской Федерации
2.3 Содержание деятельности и полномочия Счетной Палаты
Глава 3. Международный опыт государственного финансового контроля и возможности его применения в России
3.1 Особенности организации государственного финансового контроля в некоторых зарубежных странах
3.2 Применение в России международного опыта государственного финансового контроля
3.3 Пути совершенствования финансового контроля Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.docx

— 113.74 Кб (Скачать файл)

Правовые основы финансового  контроля в Российской Федерации

Содержание 

Введение

Глава 1. Общие положения  о финансовом контроле в Российской Федерации

    1. Понятие и система финансового контроля  в Российской Федереации
    2. Формы, виды и методы финансового контроля
    3. Полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации

 

Глава 2. Счетная палата-основной орган осуществляющий финансовый контроль в РФ

2.1 Статус Счетной палаты.

2.2 Состав Счетной палаты  Российской Федерации

2.3 Содержание деятельности  и полномочия Счетной Палаты

Глава 3. Международный опыт государственного финансового контроля и возможности его применения в России

3.1 Особенности организации  государственного финансового контроля  в некоторых зарубежных странах 

3.2 Применение в России  международного опыта государственного  финансового контроля

3.3 Пути совершенствования финансового контроля Российской Федерации

Заключение 

Список использованной литературы

Введение

Предлагаемая  выпускная  квалификационная  работа  посвящена  одной  из  актуальных  проблем  современности  –  анализу  финансового  контроля и критериям оценки их эффективности.

Как отмечают современные  учёные, «рыночные отношения сопровождаются  появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава  финансово-кредитной системы и  взаимоотношений между  ее частями».

Рыночные отношения сопровождаются  появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава финансово-кредитной системы и взаимоотношений между  ее частями. В этих условиях появилось много новых направлений финансового контроля, отсутствующих в планах контрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при  административной системе управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансового контроля, что требует решительных изменений существующих систем контрольных органов.

Финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Развитие рыночных отношений не только не отменяет необходимости существования государственного финансового контроля, а и с усилением социальной ориентации в дальнейшем усложняется, на государственные органы ложится все большее количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества.

Степень изученности темы. Изучением вопросов теории и методологии основ финансового контроля, деятельности органов государственного финансового контроля занимались такие отечественные ученые-экономисты,  внесшие вклад в разработку теории и практики финансового контроля, как А.М.Бабич, В.В.Бурцев, Э.А.Вознесенский, Е.Ю.Грачева, Ю.А.Данилевский, В.А.Жуков, Е.А.Кочерин, А.В.Крикунов, Н.В.Лазарева, С.П.Опенышев, Л.Н.Павлова, Н.Д.Погосян, В.М.Родионова, А.Д.Соменков, С.В.Степашин, Н.И.Химичева, В.И.Шлейников, С.О.Шохин и др., а также зарубежные ученые и экономисты, такие как: Д.Дуброу, Б.Левалуа, Д.Ретрей, Р.Томсон, Е.Хармс, Д.Шеринг. 

Основной  целью  данной  ВКР  является  комплексное  исследование особенностей регулирования проблемы реализации финансового контроля в РФ.

Достижение  поставленной  цели  предусматривается  осуществить  путем  решения  следующих  задач:

- дать  понятие финансовому контролю  и его системе в Российской  Федерации;

- рассмотреть  формы и методы финансового  контроля  в Российской Федерации;

- выделить особенности  правоотношений в области финансового  контроля

- определить  виды налоговых проверок;

- разработать  предложения по совершенствованию  системы государственного финансового  контроля.

При написании работы применялись  следующие методы исследования:

-  историко-правовой метод;

- логический метод.

Объектом  настоящего исследования являются специфические  правоотношения, складывающиеся в процессе организации финансового контроля.

Предмет настоящего исследования – действующие нормы российского  права, регламентирующие организацию  проведения финансового контроля.

Своим  содержанием  настоящая  выпускная квалификационная работа  отражает  различные  аспекты   порядка проведения финансового  контроля.

ВКР  состоит из введения, трех глав, заключения и  библиографии. Во введении отражены актуальность, предмет, объект, цель, задачи, научная основа, теоретическая и практическая значимость работы. В заключении подводится итог исследования, в котором определены проблемы, перспективы и рекомендации развития института проверок.

Теоретическое  и  практическое  значение  ВКР состоит в определении  проблем и перспектив дальнейшего  нормативно-правового совершенствования  института организации финансового  контроля.

Глава 1. Общие положения  о финансовом контроле в Российской Федерации

    1. Понятие и значение финансового контроля  в Российской Федереации

Государственный и муниципальный  финансовый контроль представляет собой  институт Общей части финансового  права. Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права . В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах.1 В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права. Государственный и муниципальный финансовый контроль является оставной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. 2Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Подобное понимание финансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено в международных документах. Так, в преамбуле Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов, организация контроля определена в качестве обязательного элемента управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.3 Такой подход позволяет осуществить сравнительный анализ финансового контроля, сопоставить фактические результаты финансовой деятельности с заранее установленными (запланированными) показателями. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Контроль — это правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законов, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Сущность и назначение контроля состоят в наблюдении за деятельностью подконтрольного субъекта; в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом субъекте; в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям; в принятии  мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины. Финансовый контроль является способом организации обратных связей, благодаря которым государственные или муниципальные органы получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов. Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. Эффективность финансового контроля со стороны государства и муниципальных образований во многом зависит от качества организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д. Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако сферой осуществления финансового контроля следует считать не только финансовую деятельность государства и муниципальных бразований, но также и финансовую деятельность физических и юридических лиц, связанную с публичными интересами. Укрепление законности как основная цель государственного и муниципального финансового контроля находится в органической взаимосвязи с финансовой дисциплиной: «Законность предполагает дисциплину и сама в определенной степени зависит от нее. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности, и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности» 4

 

1. 2 Формы, виды и методы финансового контроля

Существуют различные  подходы к классификации государственного финансового контроля. Государственный  финансовый контроль осуществляется в  различных сферах, в связи, с чем  выделяют следующие виды контроля:

- бюджетный,

- налоговый,

- таможенный,

- денежно-кредитный.

Бюджетный (финансово-бюджетный), является одним из важнейших видов финансового контроля; обеспечивает:

- проверку правильности  составления и исполнения доходов  и расходов бюджета в разрезе  показателей, установленных законом  о бюджете на соответствующий  год;

- выявление отклонений  в ходе исполнения бюджета  и финансовых нарушений в бюджетной  сфере;

- контроль за правильностью осуществления бюджетного учёта.

Классификация государственного финансового контроля может осуществляться по признакам, представленным на Рисунке 1.

По отношению к ветвям государственной власти выделяют: контроль законодательных (представительных) органов  государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и  через специально созданные органы контроля (например, Счётная палата), президентский контроль и контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

В Российской Федерации парламентский  контроль осуществляют палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и  Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет  по бюджету и налогам). В соответствии со статьёй 107 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам:

федерального бюджета;

федеральных налогов и  сборов;

финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

денежной эмиссии.

 

Рис. 1. Виды государственного финансового контроля

 

По характеру компетенции  выделяют:

- органы общей компетенции  (например, Счётная палата Российской  Федерации, Контрольное управление  Президента Российской Федерации,  Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора, другие);

- органы отраслевой компетенции  (Федеральная служба страхового  надзора);

- органы межотраслевой  компетенции (Федеральная налоговая  служба, Федеральная таможенная  служба).

Существует и другая классификация  видов государственного финансового  контроля:

- общегосударственный (парламентский  и административный),

- ведомственный,

- специальный финансовый  контроль.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие  субъекты независимо от формы собственности  или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной  власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами, основная функция  которых – государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Ведомственный финансовый контроль – это внутренний контроль отдельных  государственных ведомств. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомств, - органы ведомственного финансового контроля. Объект этого контроля – производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

Специальный финансовый контроль (бюджетный, банковский, налоговый), осуществляемый Министерством финансов РФ, управлениями финансов субъектов РФ, Центральным  банком РФ, а также главными управлениями Центрального банка РФ в субъектах  РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной Таможенной службой  и другими контролирующими органами.

Исходя из направления  воздействия субъекта контроля на объект выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним по отношению к органам государственной власти понимают контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти специально созданными контрольными органами (Счётная палата РФ). Под внутренним контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти, в том числе, органов исполнительной власти. Кроме того, в настоящее время в бюджетной сфере формируется механизм внутреннего контроля, который будет представлен во второй главе работы на примере органов Федерального казначейства.

Формы контроля различаются  по следующим направлениям, представленным на Рисунке 2.

 


Рис. 2. Основные формы финансового  контроля

 

Исходя из временного фактора, выделяют такие формы государственного финансового контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

– Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов(решений о бюджете). Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Информация о работе Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации