Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание работы

Достижение поставленной цели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
- дать понятие финансовому контролю и его системе в Российской Федерации;
- рассмотреть формы и методы финансового контроля в Российской Федерации;
- выделить особенности правоотношений в области финансового контроля
- определить виды налоговых проверок;
- разработать предложения по совершенствованию системы государственного финансового контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения о финансовом контроле в Российской Федерации
Понятие и система финансового контроля в Российской Федереации
Формы, виды и методы финансового контроля
Полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации

Глава 2. Счетная палата-основной орган осуществляющий финансовый контроль в РФ
2.1 Статус Счетной палаты.
2.2 Состав Счетной палаты Российской Федерации
2.3 Содержание деятельности и полномочия Счетной Палаты
Глава 3. Международный опыт государственного финансового контроля и возможности его применения в России
3.1 Особенности организации государственного финансового контроля в некоторых зарубежных странах
3.2 Применение в России международного опыта государственного финансового контроля
3.3 Пути совершенствования финансового контроля Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.docx

— 113.74 Кб (Скачать файл)

Бюджетно-налоговая информация должна быть достоверна, для повышения  ее достоверности необходим не только контроль за расходованием бюджетных средств (например, при реализации федеральных целевых программ), но и проверка результативности. В данном случае, речь идет о контрольных мероприятиях оценочного характера.

Если такого рода мероприятия  проводиться не будут, то государство  не сможет сформировать адекватные времени  и потребности общества сбережения.

Ключевыми факторами экономии средств и формирования государственных  сбережений являются контроль в области  долговых отношений.

Что касается управления внутренним государственным долгом, то, прежде государство, должно обеспечить прозрачный учет долговых обязательств. Каждый финансовый контролер многократно сталкивается в своей практике с неучтенными  гарантиями, поручительствами, необоснованным кредитованием за счет бюджетных средств, как субъектов государственного сектора экономики, так и представителей частного сектора.

Исключительная актуальность вопросов организации эффективной  системы государственного финансового  контроля, предотвращающей усиление позиций теневой экономики и  распад государства, позволяет рассматривать  ее в качестве одного из важнейших  направлений государственных реформ в нашей стране.

Вполне очевидно, что основные направления преобразований, наиболее характерные черты новой модели системы государственного финансового  контроля, его современную концепцию  можно разработать только на основе всестороннего анализа его теоретических  и практических вопросов, изучения отечественного и зарубежного исторического  опыта, современной практики.

Итак, для того чтобы государственный  финансовый контроль в России был  действительно эффективным и  соответствовал уровню экономически развитых государств, необходимо проделать много  важных и существенных преобразований. Создание системы государственного финансового контроля, отвечающей потребностям государственного управления на современном  этапе, предполагает реализацию совокупности мер правового, организационного и  методологического характера. И  все это требует безотлагательного  и поэтапного решения. С учетом результатов  научных исследований отечественного государственного финансового контроля, международной науки и практики, особенностей современного российского  социума, исторического наследия и  исходных позиций, правовых норм должна быть разработана цельная концепция  реформирования и развития государственного финансового контроля в Российской Федерации, создания его системы  в современных условиях построения развитого рынка.

Основные же, или магистральные, пути реформирования государственного финансового контроля, направленные на создание его целостной системы, в современных условиях представляются в следующем:

• приведение теоретической  базы (в том числе методологического  обеспечения государственного финансового  контроля) в соответствие с современными условиями;

• реформирование организационных  структур;

• формирование системной  и завершенной нормативной базы (в том числе стандартизация государственного финансового контроля);

• формирование системы  процедур контроля (методологического  обеспечения);

• создание целостных научно – исследовательской и учебной  баз, формирование системы кадрового  обеспечения;

• организация адекватной информационно – коммуникативной  инфраструктуры;

• повышение уровня материально  – технического (включая социально  – бытовое) и финансового обеспечения  функционирования контролирующих органов.

Следует отметить, что свойства системы государственного финансового  контроля развиваются под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления. Важнейшими из таких факторов являются способность  системы аккумулировать и эффективно использовать свои ресурсы и потенциалы развития, а также восприимчивость  к нововведениям. Также необходимо проанализировать и максимально  использовать имеющиеся (начальные) возможности, а также стартовые условия  развития.

По каждому из вышеуказанных  направлений организации системы  государственного финансового контроля следует определить соответствующий  комплекс работ. Например, в число  основных участков работы по формированию системы кадрового обеспечения  государственного финансового контроля необходимо включить как минимум  следующие:

1.   определение вариантов  назначения руководителей тех  или иных органов государственного  финансового контроля;

2.   определение количества  и профессионально – квалификационных  характеристик персонала;

3.   разработка механизмов  набора и распределения кадров, комплексной оценки работы;

4.   разработка системы  профессионального развития кадров (методов определения потребности в переподготовке кадров), программ и технологических процессов их подготовки;

5.   разработка системы  должностного развития кадров (ротации  и должностного продвижения);

6.   установление соответствующих  регламентов взаимоотношений между  работниками;

7.   определение механизмов  ответственности за несоблюдение  дисциплины труда;

8.   разработка системы  мотивации труда и т.д.

В связи с вышеуказанным  вопросом стоит отметить, что для  формирования и дальнейшего развития системы кадрового обеспечения  государственного финансового контроля в первую очередь необходимо использовать уже накопленный огромный практический опыт отечественных специалистов в  области экономики и финансов (кадровый резерв), привлекать молодых специалистов, создав для этого надежную систему мотивации.

В целях формирования и  реализации программ развития государственного финансового контроля целесообразно  создать Временную межведомственную комиссию по организации и развитию системы государственного финансового  контроля (утвердив ее статус специальным  Указом Президента Российской Федерации). Указанная комиссия должна осуществлять координацию действий министерств, ведомств, иных федеральных органов  исполнительной власти, а также органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации по участию в разработке и реализации соответствующих программ. Следует отметить, что особая актуальность проблемы развития и совершенствования государственного финансового контроля в современных условиях, вышеприведенные совершенно недопустимые (с точки зрения необходимости укрепления российской государственности) недостатки государственного финансового контроля, а также стремительность происходящих в мире социально-экономических трансформаций (глобализация и т.д.) обуславливают необходимость начать осуществление преобразований российского государственного финансового контроля как можно раньше. По большому счету, реформа государственного финансового контроля (в направлении организации его целостной системы) уже начата одновременно с процессами социально-экономических реформ в нашей стране, реформ составляющих государственное устройство. Реформа государственного финансового контроля уже идет, и процесс этот может так и не привести к необходимым результатам, к образованию целостной эффективной контрольной системы, так для него характерны недостаточная целенаправленность и односторонность, а также стихийность, т.е. отсутствие четкой стратегии, основанной на соответствующей достаточно продуманной концепции.

Важным условием эффективности  хода реформ отечественного государственного финансового контроля, направленных на создание его целостной системы, является укрепление государственной  финансовой безопасности.

Вместе с тем, учитывая все вышесказанное, для совершенствования  государственного финансового контроля необходимо:

• контролировать не только целевой характер государственных  расходов, но и оценивать их результативность;

• усилить прозрачность деятельности организаций, использующих средства налогоплательщиков;

• внедрять новые технологии проведения контрольных проверок по сравнению с традиционно используемыми  проверками законности и целевого использования  бюджетных средств;

• законодательно определить аудит эффективности использования  бюджетных средств как разновидность  государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно – счетными органами в виде проверок эффективности  использования бюджетных средств  и государственной собственности;

• разработать единую для  контрольно – счетных органов  и иных органов финансового контроля методологическую базу проведения аудита эффективности в соответствии с  общепринятыми в разных странах  принципами и методами;

• наделить контрольно –  счетные органы в субъектах Федерации  полномочиями по исполнению принятых ими решений, например, возможность  взыскивать нецелевые средства, расходуемые  из бюджета;

• более четко координировать деятельность органов, осуществляющих финансовый контроль в целях устранения дублирования функций контролирующими  органами;

• руководителям министерств  и ведомств, главам администраций  необходимо усилить внутренний финансовый контроль, обеспечить соблюдение периодичности  проведения контрольных мероприятий, систематизировать контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков;

• обеспечить соблюдение финансовой дисциплины и свести к минимуму финансовые нарушения, сделать максимально  рациональным управление государственными и муниципальными финансами;

• разработать финансовым органам информационно – аналитическую  систему, как основу совершенствования  управления бюджетными ресурсами, включающую в себя мониторинг, анализ, прогнозирование, планирование и систему поддержки  принятия управленческих решений;

• определить направления  и вопросы, по которым могут проводиться  проверки и анализ эффективности  законов о бюджете;

• сформировать систему  критериев и показателей эффективности  использования государственных  средств с учетом функциональности и экономической классификации  расходов бюджетов Российской Федерации;

• объединить усилия контрольных  органов законодательной (представительной) и исполнительной власти различных  уровней для создания системы аудита эффективности использования бюджетных средств;

• государственным контрольным  комитетам субъектов Федерации  совместно с постоянными комиссиями и депутатскими фракциями, представительными  органами местного самоуправления и  другими заинтересованными лицами и организациями продолжить работу по выработке предложений в области  совершенствования законодательной  базы государственного финансового  контроля, в частности законодательного закрепления аудита эффективности как разновидности государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно – счетными органами в виде проверок эффективности использования бюджетных средств и государственной собственностью;

• совместно с профильными  кафедрами высших учебных заведений  проработать вопросы подготовки методических документов, в частности  республиканского стандарта (методики) проведения аудита эффективности использования  государственных средств, и повышение  квалификации специалистов – аудиторов  в сфере государственного финансового  контроля;

• совершенствовать кадровое обеспечение контроля посредством  повышения квалификации и профессионализма специалистов, осуществляющих контрольно – экономическую работу, создание контрольно – счетной палаты на местах, подготовки аудиторов по аудиту бюджетных показателей местных  бюджетов;

• разработать информационное обеспечение, отвечающее аналитическим  целям контроля, гарантирующее полноту  и достоверность исходных данных об объекте контроля, широкую гласность  принятия решений и исполнения бюджетов различных уровней, посредством  регулярного освещения в официальной  периодической печати текущего исполнения бюджета и отчетов контрольно – счетной палаты на местах;

• контролировать вложения, прежде чем пытаться контролировать результаты;

• создать надежную систему  учета, прежде чем внедрять интегрированную  систему управления финансовой деятельностью;

• составлять смету работ, подлежащих выполнению, прежде чем  составлять смету будущих результатов;

• заключать официальные  контракты в частном секторе, прежде чем заключать государственные  и муниципальные контракты;

• утвердить и ввести в действие предсказуемый бюджет, прежде чем требовать от руководителей  эффективного использования вверенных  им ресурсов.

Результатом реализации названных  задач является достижение правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности. Что является необходимым  условием принятия правильных управленческих решений. Правильно поставленный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.

Информация о работе Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации