Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание работы

Достижение поставленной цели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
- дать понятие финансовому контролю и его системе в Российской Федерации;
- рассмотреть формы и методы финансового контроля в Российской Федерации;
- выделить особенности правоотношений в области финансового контроля
- определить виды налоговых проверок;
- разработать предложения по совершенствованию системы государственного финансового контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения о финансовом контроле в Российской Федерации
Понятие и система финансового контроля в Российской Федереации
Формы, виды и методы финансового контроля
Полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации

Глава 2. Счетная палата-основной орган осуществляющий финансовый контроль в РФ
2.1 Статус Счетной палаты.
2.2 Состав Счетной палаты Российской Федерации
2.3 Содержание деятельности и полномочия Счетной Палаты
Глава 3. Международный опыт государственного финансового контроля и возможности его применения в России
3.1 Особенности организации государственного финансового контроля в некоторых зарубежных странах
3.2 Применение в России международного опыта государственного финансового контроля
3.3 Пути совершенствования финансового контроля Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.docx

— 113.74 Кб (Скачать файл)

– Текущий (оперативный) контроль, проводится в момент совершения финансово-хозяйственных  операций. Он предупреждает возможные  злоупотребления при получении  и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и  своевременности осуществления  денежных расчётов.

– Последующий контроль, осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением  объекта контроля.

Все три формы контроля по времени проведения органически  взаимосвязаны, дополняют и зависят  друг от друга.

Методика контроля – это  совокупность методов контроля, используемых для конкретного случая. Важно  правильно выбрать методический инструментарий контроля, учесть его адекватность предмету контроля, объективность, надёжность, ориентацию на комплексность, оперативность и качество контроля. В частности, для получения объективного результата целесообразно использование различных методик для контроля одной величины.

Среди методов финансового  контроля используются: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение, ревизии.

Проверки – единичное  контрольное действие или исследование состояния дел на определённом направлении  или участке деятельности контролируемого  объекта. В процессе проведения проверок на основе отчётной документации и  расходных документов рассматриваются  отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

По объектам и средствам  контроля, месту их нахождения (нахождения источника данных) проводятся:

- документальная проверка  – проверка учётных и иных  документов;

- автоматическая проверка  – проверка на уровне специальных  программных средств контроля  над применением системы компьютерной  обработки данных при проведении  и учёте операций;

- фактическая (выездная) проверка – проверка документов, наличия денежных средств и  материальных ценностей, компьютерных  баз данных, проводимых процессов  и операций по месту нахождения  контролируемого объекта;

- камеральная проверка  – проверка, проводимая по месту  нахождения контролируемого органа  на основе имеющегося массива  данных и (или) документов и  компьютерных баз данных, представленных  контролируемым объектом.

По способу получения  информации проводятся:

- выборочная проверка  – проверка определённой совокупности  документов, материальных ценностей,  процессов и операций с целью  на основе их изучения сделать  вывод обо всей проверяемой  совокупности;

- сплошная проверка –  проверка всех без исключения  документов, материальных ценностей,  процессов и операций на конкретном  участке или определённом направлении  деятельности за определённый  период.

По предмету контроля (направлению  деятельности, участку, виду операций) или совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводятся:

- тематическая (целевая)  проверка – проверка определённой  темы, определённого вида операций  или их совокупности, участка  или направления деятельности;

- комплексная проверка  – проверка всех тем, видов  операций, участков или направлений  деятельности.

Обследование в отличие  от проверок охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов.

Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчётности с целью общей оценки результатов финансово деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение (мониторинг) –  постоянный контроль со стороны контролирующего  органа за деятельностью учреждений с целью предотвращения негативных последствий, так например, неэффективное  использование полученной ссуды  и снижение ликвидности может  привести к ужесточению условий  кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью  проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Результативность финансового  контроля может определяться эффективностью работы контролирующих органов. В общем  случае эффективность деятельности определяется соотношением результатов  контрольной деятельности – суммы  выявленным финансовых нарушений, начисленных  штрафов, пени и иных финансовых санкций, к сумме затрат на осуществление  контрольной деятельности. Однако, данный показатель не всегда может точно охарактеризовать результативность работы контролирующего органа. Так, например, низкий уровень установленных нарушений и начисленных штрафов может свидетельствовать как о неудовлетворительном характере работы контролирующих органов, так и о высоком уровне профилактической работы по предотвращению финансовых нарушений (что в управленческой деятельности намного важнее).

 

1.3 Полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

Сегодня в России центральная  задача власти – последовательное укрепление государственности, совершенствование  правовой базы реформ, чёткое распределение  управленческих функций сверху донизу. В этих условиях закономерно возрастает роль органов государственного финансового контроля.

В Российской Федерации финансовый контроль согласно Бюджетному кодексу  РФ осуществляют органы законодательной  и исполнительной власти, главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета и главные  администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Государственными органами федерального значения являются: Государственная  Дума и Совет Федерации (законодательные  органы), Счётная палата РФ, Главное  контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство России, Федеральная  налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный банк России и  др.

В Государственной Думе и  в Совете Федерации созданы и  работают различные комитеты и комиссии. Статья 265 Бюджетного кодекса РФ чётко  указывает, какие формы контроля закреплены за законодательными органами: предварительный контроль – в  ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и  иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль – в  ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседании комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных  органов в ходе парламентских  слушаний и в связи с депутатскими вопросами; последующий контроль –  в ходе рассмотрения и утверждения  отчётов об исполнении бюджетов.

Счётная палата РФ является по существу высшим органом государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счётная  палата образуется Советом Федерации  и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета.

Согласно ФЗ от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" основными задачами Счётной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета.

Контрольное управление Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 09.06 2004г. № 729, функциями которого являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительных власти.

Основными задачами этого  органа являются: организация контроля и проверки деятельности федеральных  и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и  проверки исполнения федеральных законов; контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ; организация и проведение проверок и другие.

Важнейшее место в системе  финансового контроля занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает  финансовую политику страны, но и контролирует её осуществление.

Министерство финансов РФ является федеральным органов исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики страны и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Министерство финансов России выполняет следующие контрольные  функции: представляет в Федеральное  казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств  федерального бюджета; координирует политику федеральных органов исполнительной власти; участвует в разработке порядка  и проведения контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; осуществляет контроль за обеспечением платёжеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

Оно занимает особое место  в системе общегосударственного финансового контроля и осуществляет координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в  соответствии с Положением о Федеральной  службе финансово-бюджетного надзора, утверждённым постановлением Правительства  РФ от 15 июня 2004 г. № 278 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которые создаёт, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке.

Основными функциями Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора  являются: проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности  использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся  в федеральной собственности; проведение мероприятий по предупреждению, выявлению  и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового  контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления; организация  формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в  финансово-бюджетной сфере.

Постановлением Правительства  РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" определены основные функции и полномочия Федеральной налоговой службы. Федеральная налоговая служба представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.

Федеральная таможенная служба обеспечивает непосредственную реализацию задач в области таможенного  дела и единообразное применение таможенного законодательства на территории всей страны.

На таможенные органы возложены  следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в  целях ускорения товарооборота  через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных  пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внешней торговли, а также осуществление международного сотрудничества в этой сфере.

Федеральное казначейство в  соответствии с Положением "О  Федеральном казначействе", утверждённым постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703, является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством  РФ правоприменительные функции  по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнение бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета  главными распорядителями, распорядителями  и получателями средств федерального бюджета. На органы Казначейства возложено выполнение следующих задач в части в части финансового контроля: осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администрирование источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.

Информация о работе Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации