Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание работы

Достижение поставленной цели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
- дать понятие финансовому контролю и его системе в Российской Федерации;
- рассмотреть формы и методы финансового контроля в Российской Федерации;
- выделить особенности правоотношений в области финансового контроля
- определить виды налоговых проверок;
- разработать предложения по совершенствованию системы государственного финансового контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения о финансовом контроле в Российской Федерации
Понятие и система финансового контроля в Российской Федереации
Формы, виды и методы финансового контроля
Полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации

Глава 2. Счетная палата-основной орган осуществляющий финансовый контроль в РФ
2.1 Статус Счетной палаты.
2.2 Состав Счетной палаты Российской Федерации
2.3 Содержание деятельности и полномочия Счетной Палаты
Глава 3. Международный опыт государственного финансового контроля и возможности его применения в России
3.1 Особенности организации государственного финансового контроля в некоторых зарубежных странах
3.2 Применение в России международного опыта государственного финансового контроля
3.3 Пути совершенствования финансового контроля Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.docx

— 113.74 Кб (Скачать файл)

Аппарат Счетной палаты состоит  из инспекторов и иных сотрудников. Структура аппарата Счетной палаты включает в себя руководство аппарата и структурные подразделения  аппарата.В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственное осуществление внешнего государственного аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты.

 

2.3 Содержание деятельности  и полномочия Счетной Палаты

Функции Счетной палаты

В рамках выполнения своих  задач Счетная палата осуществляет следующие функции:

1) осуществление внешнего  государственного финансового контроля  в сфере бюджетных правоотношений;

2) экспертиза проектов  федеральных законов о федеральном  бюджете и бюджетах государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации на очередной финансовый  год и плановый период, проверка  и анализ обоснованности их  показателей, подготовка и представление  палатам Федерального Собрания  заключений на проекты федеральных  законов о федеральном бюджете  и бюджетах государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации;

3) экспертиза проектов  федеральных законов о внесении  изменений в федеральные законы  о федеральном бюджете и бюджетах  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации, подготовка  и представление палатам Федерального  Собрания заключений на проекты  федеральных законов о внесении  изменений в федеральные законы  о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

4) внешняя проверка годовой  бюджетной отчетности главных  администраторов средств федерального  бюджета, годовых отчетов об  исполнении федерального бюджета  и бюджета субъекта Российской  Федерации в пределах компетенции,  установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

5) проведение проверки  бюджетов субъектов Российской  Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета;

6) проведение оперативного  анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

7) подготовка предложений  по формированию системы ключевых  национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество  социально-экономического развития  Российской Федерации, а также  выбор критериев и методов  их оценки;

8) оценка влияния внутренних  и внешних условий на фактический  уровень достижения целей социально-экономического  развития Российской Федерации;

9) оценка эффективности  формирования, управления и распоряжения  федеральными ресурсами в целях  обеспечения безопасности и социально-экономического  развития Российской Федерации;

10) проведение по месту  расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок  по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов  федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

11) экспертиза проектов  федеральных законов, иных нормативных  правовых актов в части, касающейся  расходных обязательств Российской  Федерации, а также государственных  программ Российской Федерации;

12) проведение аудита систем  финансовых расчетов в целях  содействия формированию эффективной  национальной платежной системы;

13) проведение аудита в  сфере закупок товаров, работ  и услуг, осуществляемых объектами  аудита (контроля);

14) подготовка ежеквартальных  оперативных докладов о ходе  исполнения федерального бюджета  в текущем финансовом году, их  представление палатам Федерального  Собрания и направление Председателю  Правительства Российской Федерации  аналитической записки о ходе  исполнения федерального бюджета  за отчетный период;

15) аудит (контроль) состояния  государственного внутреннего и  внешнего долга Российской Федерации,  долга иностранных государств  и (или) иностранных юридических  лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных  из федерального бюджета;

16) экспертиза международных  договоров Российской Федерации,  документов стратегического планирования  Российской Федерации, в том  числе государственных программ  Российской Федерации, межгосударственных  целевых программ, в которых участвует  Российская Федерация, и иных  документов, затрагивающих вопросы  формирования, управления и распоряжения  федеральными и иными ресурсами,  а также проблемы бюджетно-финансовой  политики и совершенствования  бюджетного процесса в Российской  Федерации в пределах компетенции  Счетной палаты;

17) по обращению федерального  государственного органа, органа  управления государственным внебюджетным  фондом оказание содействия в  организации системы внутреннего  аудита, методологической и методической  помощи при разработке стандартов  внутреннего аудита;

18) проверка и анализ  эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего  государственного аудита (контроля);

19) систематический анализ  итогов проводимых контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий;

20) взаимодействие с высшими  органами государственного аудита (контроля) иностранных государств  и их международными объединениями  на двусторонней и многосторонней  основе;

21) взаимодействие с государственными  контрольными, правоохранительными  и иными органами, заключение  с ними соглашений о сотрудничестве;

22) взаимодействие с контрольно-счетными  органами субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований,  в том числе по вопросам  внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними  соглашений о сотрудничестве;

23) внесение в Совет  Федерации и Государственную  Думу предложений о совершенствовании  законодательства по вопросам, относящимся  к компетенции Счетной палаты;

24) регулярное представление  палатам Федерального Собрания  информации о результатах проводимых  контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий;

25) обеспечение развития  и функционирования информационной  системы в целях обмена информацией  с другими контрольными и надзорными  органами, иными государственными  органами, объектами аудита (контроля);

26) иные функции в соответствии  с федеральными законами.

Счетная палата обладает такими полномочиями как осуществление контрольной, экспертно-аналитической, информационной деятельности. Кроме того, направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики, получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля), привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.

Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной  и иной отчетности, целевого использования  федеральных и иных ресурсов в  пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в  пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Аудит эффективности применяется  в целях определения эффективности  использования федеральных и  иных ресурсов в пределах компетенции  Счетной палаты, полученных объектами  аудита (контроля) для достижения запланированных  целей, решения поставленных социально-экономических  задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.

Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных  органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных  учреждений, федеральных государственных  унитарных предприятий, государственных  корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и  обществ с участием Российской Федерации  в их уставных (складочных) капиталах.

 

Глава 3. Международный опыт государственного финансового контроля и возможности его применения в России

3.1 Особенности организации  государственного финансового контроля  в некоторых зарубежных странах.

Международный опыт свидетельствует, что на различных уровнях власти в государстве весьма эффективно действуют контролирующие органы и, главным образом, в бюджетно-финансовой сфере. Действующая система государственного финансового контроля, которая сложилась  в конкретной стране, имеет свои особенности, связанные с историческими  аспектами развития государства. Более  того, в мировой практике органы государственного финансового контроля уже давно стали неотъемлемой составляющей демократического общества и обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. Следовательно, изучение мирового опыта осуществления и функционирования государственного финансового контроля для нашей страны представляет достаточно большой интерес.

Государственный и  муниципальный финансовый контроль в зарубежных странах выстраивается по различным моделям, однако в общем для развития этой системы свойственна тенденция децентрализации и выделения аудита либо его элементов в самостоятельную ветвь контрольной деятельности, в процессе осуществления которой определяются целесообразность и надлежащее распределение доходов и расходование средств бюджетов разных уровней, выполнение принятых решений, а также положений соответствующих законодательных актов, эффективность деятельности органов власти при исполнении возложенных на них функций.

На сегодняшний  день в развитых странах большинство  органов государственного финансового  контроля широко использует аудит эффективности  как один из важнейших методов  проведения государственного бюджетного контроля. Важнейшей его целью  является определение социально  значимого результата от использования  имеющихся государственных ресурсов, к примеру, в виде улучшения здоровья и качества жизни населения, повышения  качества образования или снижения уровня преступности. Доля аудита эффективности  в общем количестве проверок высших органов финансового контроля в  ряде развитых стран превышает 50 %.

В некоторых странах(Австралия, Канада, Великобритания, Дания, Индия, Египет, Ирландия) функции государственного финансового контроля выполняются отдельными должностными лицами. В других государствах (Белоруссия, Литва, Молдавия, Кипр, Албания, Израиль, Афганистан, Иордания, Индонезия, Колумбия, Монако) счетные ведомства наделены полномочиями службы государственного контроля. Третью группу образуют страны, в которых функции органов финансового контроля выполняют Счетные суды (Франция, Италия, Румыния, Тунис, Аргентина, Гаити, Алжир, Гвинея, Марокко, Словения). В эту же группу можно отнести страны, в которых государственный финансовый контроль осуществляется в форме Счетных трибуналов (Бразилия, Португалия, Уругвай).

Большую группу органов  контроля составляют страны, в которых  финансовых контроль осуществляет Офис Генерального Аудита, который возглавляется  одним аудитором. В некоторых  государствах контрольные функции  возложены на Государственные Генеральные  инспекции, Счетные палаты, а также  контрольные палаты и Ревизионные  палаты. Также следует отметить, в Греции и Конго финансовый контроль осуществляют Счетные подразделения  в Верховном Суде; в Маврикии и  Мали — Департамент контроля государственных  расходов; в Лаосе, Камбодже и Экваториальной Гвинее — Счетное ведомство в  Министерстве иностранных дел; в  Сенегале — второй отдел Президентского отчета в Парламенте.

В названии большинства  контрольно-счетных органов государств отражен принцип федерализма: Федеральная  Счетная палата в Германии, Федеральное  счетное управление — в Швейцарии. В Финляндии и Эстонии применяется  обобщенный термин — Высший контрольный орган.

Основными признаками, которыми обладают большинство контрольно-счетных  органов за рубежом, являются:

  • независимость органов финансового контроля от законодательной и исполнительной власти;
  • особое внимание уделяется целевому использованию, эффективности и экономичности программ расходования финансовых ресурсов;
  • эффективность деятельности контрольных органов определяется с помощью сравнения средств, потраченных на ее осуществление и полученных в результате «доходов» (денежные средства, возвращенные в бюджет и/или не израсходованные с нарушением бюджетного законодательства, возможная упущенная выгода от распоряжения государственным или муниципальным имуществом).

Информация о работе Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации