Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание работы

Достижение поставленной цели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
- дать понятие финансовому контролю и его системе в Российской Федерации;
- рассмотреть формы и методы финансового контроля в Российской Федерации;
- выделить особенности правоотношений в области финансового контроля
- определить виды налоговых проверок;
- разработать предложения по совершенствованию системы государственного финансового контроля.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения о финансовом контроле в Российской Федерации
Понятие и система финансового контроля в Российской Федереации
Формы, виды и методы финансового контроля
Полномочия органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации

Глава 2. Счетная палата-основной орган осуществляющий финансовый контроль в РФ
2.1 Статус Счетной палаты.
2.2 Состав Счетной палаты Российской Федерации
2.3 Содержание деятельности и полномочия Счетной Палаты
Глава 3. Международный опыт государственного финансового контроля и возможности его применения в России
3.1 Особенности организации государственного финансового контроля в некоторых зарубежных странах
3.2 Применение в России международного опыта государственного финансового контроля
3.3 Пути совершенствования финансового контроля Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации.docx

— 113.74 Кб (Скачать файл)

Для выполнения возложенной  на него задачи Федеральное казначейство концентрирует на своих счетах все  платёжные операции федерального бюджета  и осуществляет постоянный контроль на стадии, предшествующей расходованию средств, а именно Федеральное казначейство становится ответственным за оперативный  контроль поступления и выделения  бюджетных средств. При открытии лицевых счетов в органах Федерального казначейства значительно сокращается  число фактов нецелевого использования  средств бюджета, т.к. в ходе совершения финансовых операций осуществляется предварительный  и текущий казначейский контроль. Важной частью контрольных функций органов Федерального казначейства является взаимодействие с различными контролирующими структурами – правоохранительными, налоговыми, финансовыми. Органами административного финансового контроля являются главные распорядители средств: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов.

Все вышеперечисленные органы осуществляют внешний контроль. В  настоящее время акцент финансового  контроля сдвинут на внутренний контроль и внутренний аудит, который осуществляют главные распорядители, распорядители  средств федерального бюджета.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета – это орган  государственной власти РФ, имеющий  право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное  учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Главные распорядители  средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета. Главный  распорядитель бюджетных средств  осуществляют контроль за: получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчётности, выполнения заданий по представлению государственных или муниципальных услуг; использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями таких средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Главный распорядитель бюджетных  средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчёт об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчёт о выполнении задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Распорядитель бюджетных  средств – это орган государственной  власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные  средства по подведомственным получателям  бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств их подведомственными получателями.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  обязаны осуществлять ведомственный  финансовый контроль за законностью  расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов РФ, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и  другим обязательным платежам, правильностью  ведения учёта и составления  государственной отчётности.

В плане регулирования конкретных аспектов реализации полномочий контрольных органов стандартизации государственный финансовый контроль: закрепит такой порядок контроля, который обеспечит соблюдение его принципов и предохранит от предвзятости и субъективизма; позволит ясно очертить права и обязанности участников процедур контроля, что создаст предпосылки правовых гарантий соблюдения их интересов.

Стандартизация ГФК потребует  соответствующей корректировки  нормативной базы ГФК, а именно: принятия специального нормативно-правового  акта о стандартизации; включения  соответствующих статей о стандартизации, в том числе соответствующих  указаний органам ГФК, в существующие нормативно-правовые акты в качестве изменений и дополнений.

Мировая практика показывает, что главное внимание высших органов  государственного финансового контроля должно быть уделено контролю за деятельностью органов внутреннего контроля исполнительной власти, оценке показателей, положенных в основу властных решений. Для того, чтобы ГФК в Российской Федерации был действительно эффективным, необходимо проделать много преобразований.

 

Глава 2. Счетная палата-основной орган осуществляющий финансовый контроль в РФ

2.1 Статус Счетной палаты.

Согласно Федеральному закону «О счетной палате Российской федерации» от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. 3. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий палат Федерального Собрания. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг.

В своей деятельности Счетная  палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом « О счетной палате РФ», другими федеральными законами, а также международно-правовыми принципами независимого аудита (контроля).

 Счетная палата осуществляет  внешний государственный аудит  (контроль) в соответствии с разрабатываемыми  и утверждаемыми в установленном  настоящим Федеральным законом  порядке стандартами Счетной  палаты.

Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление  контроля за целевым и эффективным  использованием средств федерального  бюджета, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости  и результативности достижения  стратегических целей социально-экономического  развития Российской Федерации;

3) определение эффективности  и соответствия нормативным правовым  актам Российской Федерации порядка  формирования, управления и распоряжения  федеральными и иными ресурсами  в пределах компетенции Счетной  палаты, в том числе для целей  стратегического планирования социально-экономического  развития Российской Федерации;

4) анализ выявленных недостатков  и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными  и иными ресурсами в пределах  компетенции Счетной палаты, выработка  предложений по их устранению, а также по совершенствованию  бюджетного процесса в целом  в пределах компетенции;

5) развитие возможностей  и методов аудита (контроля) эффективности  и соответствия нормативным правовым  актам Российской Федерации порядка  формирования, управления и распоряжения  федеральными и иными ресурсами  в пределах компетенции Счетной  палаты, включая выбор и оценку  ключевых национальных показателей  и индикаторов социально-экономического  развития Российской Федерации;

6) оценка эффективности  предоставления налоговых и иных  льгот и преимуществ, бюджетных  кредитов за счет средств федерального  бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

9) обеспечение в пределах  своей компетенции мер по противодействию  коррупции.

Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

 

2.2 Состав Счетной палаты  Российской Федерации

Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной  палаты, заместителя Председателя Счетной  палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной  палаты назначается на должность  Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность  Председателя Счетной палаты более  двух сроков подряд.

Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной  палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной  Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты.

Председатель Счетной  палаты:

1) осуществляет руководство  деятельностью Счетной палаты  и организует ее работу в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, Регламентом  Счетной палаты, представляет Счетную  палату внутри страны и за  рубежом;

2) представляет Совету  Федерации и Государственной  Думе совместно с заместителем  Председателя Счетной палаты  отчеты о работе Счетной палаты.

Председатель Счетной  палаты досрочно освобождается от должности  решением Государственной Думы в  случае:

1) нарушения им законодательства  Российской Федерации или совершения  злоупотреблений по службе, если  за такое решение проголосует  большинство от общего числа  депутатов Государственной Думы;

2) личного заявления об  отставке;

3) признания его недееспособным  вступившим в законную силу  решением суда;

4) в связи с утратой  доверия в случаях, предусмотренных  Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Заместитель Председателя Счетной  палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность заместителя Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие  направления деятельности Счетной  палаты. Конкретное содержание направления  деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

 Совет Федерации и  Государственная Дума назначают  по шесть аудиторов Счетной  палаты сроком на шесть лет  по представлению Президента  Российской Федерации. Одно и  то же лицо не может занимать  должность аудитора Счетной палаты  более двух сроков подряд.

 Кандидатуры для назначения  на должность аудитора Счетной  палаты вносятся Президенту Российской  Федерации Советом Государственной  Думы по предложениям фракций  в Государственной Думе, Советом  палаты Совета Федерации по  предложениям комитетов Совета  Федерации. В случае, если какая-либо из внесенных Советом Государственной Думы или Советом палаты Совета Федерации кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее соответственно в Государственную Думу или Совет Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты.

 

 

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологического  и методического обеспечения  деятельности Счетной палаты, утверждения  стандартов Счетной палаты, общих  требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам  контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Совету Федерации  и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты, руководитель аппарата Счетной палаты с правом совещательного голоса.

Информация о работе Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации