Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансовому праву"
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. В качестве законного платежного средства на всей территории России выступает рубль, обязательный к приему по нарицательной стоимости. Использование в качестве платежного средства иностранной валюты допускается только в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (ст. 140 ГК).
Если дело касается расчетов между гражданами, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то в отношении них в ГК отсутствуют какие-либо ограничения. Такие расчеты могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами без ограничения суммы. Расчеты между юридическими лицами или с участием граждан, которые связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производиться в безналичном порядке. Что касается расчетов наличными деньгами, то они могут иметь место только в тех случаях, если иное не установлено законом (ст. 861 ГК).
Законом РФ «О денежной системе Российской Федерации» (ст. 13) было установлено, что расчеты между юридическими лицами, а также физическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке. К примеру, в соответствии в постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами был определен на уровне 2 млн руб. по одному платежу.
Формы: 1. Платежное поручение — это письменное поручение владельца счета перечислить соответствующую сумму со своего счета на счет получателя средств. 2 Платежные требования-поручения — это комбинированный расчетный документ, который состоит из двух частей.
Верхняя часть — требование предприятия-поставщика к предприятию-покупателю уплатить стоимость товара, выполненных работ, услуг. Нижняя часть — поручение покупателя банку, который его обслуживает, перевести соответствующую сумму средств с его счета на счет поставщика. Этот расчетный документ заполняет поставщик и направляет покупателю. 3. Расчетный чек — это документ стандартной формы с поручением чекодателя своему банку перевести средства со счета чекодателя на счет предъявителя чека. 4. Расчетный чек, как и платежное поручение, заполняет плательщик. В отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию — получателю платежа непосредственно во время осуществления хозяйственной операции. Получатель платежа подает чек в свой банк для оплаты. 5. Аккредитив — это расчетный документ с поручением одного кредитного учреждения другому осуществить за счет специально задепонированных средств, оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар. 6. Расчеты векселями - это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить векселедержателю обусловленную сумму при наступлении предусмотренного векселем срока.
Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране. Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает в себя:
официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения.
Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации - рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены. Деньги - категория экономическая.
Имеется два вида денежного обращения:
1. Обращение наличных
денег, т.е. денежных знаков (банкнот
и монет). Средством платежа в
данном случае являются
2. Безналичное денежное
обращение. Оно состоит в
В соответствии с законом РФ “О Центральном Банке РФ (Банке России)” от 14апреля 1995 года, основная задача Банка России – осуществление общего руководства кредитно-денежной политикой в стране.
Основные направления деятельности ЦБ РФ включают:
1. Разработку единой
законодательной и нормативной
базы денежно-кредитной
2. Эмиссию денег;
3. Защиту и обеспечение устойчивости рубля как государственной валюты, т.е. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
4. Поддержание стабильности денежного обращения;
5. Развитие и укрепление
банковской сферы РФ, в т.ч.
расширение кредитования
6. Расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы власти;
7. Обеспечение эффективного
и бесперебойного
Для реализации своих
задач в области денежно-
1. Процентные ставки по операциям;
2. Резервные требования;
3. Операции на открытом рынке;
4. Рефинансирование банков;
5. Межбанковские аукционы;
6. Валютное регулирование;
7. Ориентиры роста денежной массы;
8. Прямые количественные ограничения.
1. ЦБ РФ - не только банковской системы и главный орган государственной власти по управлению этой системой, но и кредитная организация. Однако это не простой банк, а главный банк страны. Поэтому ЦБ РФ может осуществлять банковские операции по обслуживанию:
органов государственной власти;
органов местного самоуправления;
государственных и муниципальных организаций;
государственных внебюджетных фондов;
воинских частей;
военнослужащих;
служащих ЦБ РФ;
иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами, например, ЦБ РФ вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. ЦБ РФ не имеет права:
осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности ЦБ РФ и его организаций;
заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
пролонгировать
2. ЦБ РФ имеет право
осуществлять следующие
предоставлять кредиты
на срок не более одного года под
обеспечение ценными бумагами и
другими активами, если иное не установлено
федеральным законом о
покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
покупать и продавать облигации, эмитированные ЦБ РФ, и депозитные сертификаты;
покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
выдавать поручительства и банковские гарантии;
осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
выставлять чеки и векселя в любой валюте;
осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. ЦБ РФ вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ФЗ О Центральном банке Российской Федера ции Банк России является органом регулирования и надзора за деятель ностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
•макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
•социально-экономические приоритеты развития общества;
• совершенство законодательной базы;
•проводимая Банком России кредитная политика;
• степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
• исторически сложившиеся особенности организации банков ского надзора в стране.
Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.
Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.
Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.
Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).
Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
• анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
• проверка отдельных
направлений деятельности или кредит
ной организации в целом
• проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.
Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:
• постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;
• введение системы раннего оповещения и быстрого реагирования на появление проблемных кредитных организаций;
• переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
• укрепление банковского менеджмента;
• совершенствование методов банковского регулирования и надзора.
• ограничение деятельности финансово несостоятельных.
Валютное регулирование и валютный контроль на территории России осуществляются на основе Федерального закона О валютном регулировании и валютном контроле от 10 декабря 2003г .2 и Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем от 07 августа 2001г.
Закон О валютном регулировании и валютном контроле определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и контроля, права собственности на валютные ценности, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство Российской Федерации. Правительство РФ также является главным контролером за валютными операциями.
Органами валютного контроля являются Банк России, федеральный орган( органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по РЦБ, и территориальные органы, подотчетные органам валютного контроля – представителям исполнительной власти. Закон (ст.23) устанавливает права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.