Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансовому праву"
Страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие: субъекты страхования; объекты, подлежащие страхованию; перечень страховых случаев; минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения; срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); срок действия договора страхования; иные положения.
В России существуют различные виды страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.
Если в основу классификации
положен организационный
При классификации страхования по объекту страхования страховые отношения подразделяются на:
имущественное страхование (страхование материальных ценностей);
личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);
страхование ответственности;
страхование предпринимательского риска.
Бюджетное право - основной
раздел финансового права, включающий
в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие
структуру бюджетной системы
РФ, перечень бюджетных доходов и расходов,
порядок распределения их между различными
видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов
РФ, административно-
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).
Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
Бюджетное законодательство
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.
Бюджетные правоотношения. Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.
1. Согласно статьи 1 БК
РФ к бюджетным
* отношения возникающие
между субъектами бюджетных
* отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Государственный бюджет - представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона.
Бюджет утверждается законодательным органом власти - Парламентом.
Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) является ведущим звеном бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается Федеральным Европейским собранием РФ как закон.
Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Внешними источниками
финансирования бюджетного
Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета:
·увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;
·продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении обьема внешних заимствований.
В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:
·удержать экономику от спада производства;
·обеспечить финансовую стабилизацию;
·стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;
·сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
·укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
·создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
·усиление контроля за величиной государственного долга.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В этих государствах местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в государственный бюджет.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:
·государственный бюджет или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
·бюджеты членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, субьектов федерации в России);
·местные бюджеты.
В федеративных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в Федеральный бюджет.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.
Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.
Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
В условиях рынка резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:
·достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
·целевой характер использования бюджетных ассигнований;
·предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
·безвозвратность бюджетных ассигнований.
В области расходов бюджета
имеют место серьезные
·сокращение числа федеральных целевых программ для обеспечения концентрации бюджетных средств на наиболее эффективных и социально-значимых проектах;
·снижение расходов на содержание госаппарата;
·продолжение децентрализации инвестиционного процесса с расширением практики государственно-коммерческого финансирования проектов;
·повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;
·снижение дотаций отдельным отраслям;
·усиление контроля за использованием бюджетных средств;
·приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.
Основной источник доходов - это налоги.
Налоги - это обязательные
платежи юридических и
Субъект налога - юридическое или физическое лицо, являющееся по закону плательщиком налога;
Объект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом);
Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты);
Единица обложения - единица измерения объекта (например, гектар земли по земельному налогу).
Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. При регрессивных ставках процент изьятия дохода уменьшается при возрастании дохода. (Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров всегда регрессивные). При пропорциональных ставках ставка остается неизменной при изменении дохода. При прогрессивных ставках процент повышается при возрастании дохода.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим доходом.
Налогооблагаемая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется путем вычета из валового дохода разрешенных законом налоговых льгот
Налоговый оклад - сумма налогов, уплачиваемых субъектом.
Совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов представляют налоговую систему.
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ - важнейшая составляющая бюджетного устройства Российской Федерации - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и использования бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. В состав бюджетной классификации входят: 1) классификация доходов бюджетов - группировка доходов бюджетов по всем уровням бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными .актами; 2) функциональная классификация расходов бюджетов - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций. Первый уровень этой классификации составляют разделы, отражающие выполнение государством его важнейших функций; второй - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках соответствующих разделов; третий -классификация целевых статей расходов федерального бюджета (финансирование расходов по основным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета); четвертый - виды расходов федерального бюджета (детализация направлений финансирования по целевым статьям); 3) экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию (текущие расходы, капитальные расходы, капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; предоставление кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения и др.); 4) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, включая как внутренние, так и внешние источники; 5) ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям (прямым получателям) средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам бюджетов. Классификация целевых статей расходов бюджетов отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств и соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов Российской Федерации; 6) ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Федерации - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям бюджетных средств из бюджетов субъектов РФ по соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций могут вводить дополнительную детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая при этом общие принципы построения и единства бюджетной системы.