Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа

Описание работы

Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.

Содержание работы

Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с данной статьей Банковского кодекса постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29. 03. 2001 № 75 были утверждены Правила гарантирования возврата привлекаемых банками средств физических лиц в белорусских рублях и в иностранной валюте. Данными Правилами установлен предельный размер средств физического лица в сумме эквивалентной 1000 долларов США, размещенных на счетах и вкладах (депозитах) в одном банке, независимо от количества и видов счетов и вкладов (депозитов) данного лица, подлежащих возврату за счет средств Гарантийного фонда в случае банкротства банка. Гарантийный фонд формируется за счет ежемесячных безвозвратных взносов банков, аккумулируемых на бесплатной основе в Национальном банке Республики Беларусь. Также Правление Национального банка может принять решение о направлении в Гарантийный фонд в установленном порядке части прибыли Национального банка, распределяемой в соответствии с законодательством  и о начислении процентов на сумму средств, находящихся в Гарантийном фонде. Размер взносов банков в гарантийный фонд устанавливается Правлением Национального банка в процентном отношении от суммы остатка привлеченных на счета и во вклады (депозиты) средств физических лиц. Средства Гарантийного фонда используются для возврата физическим лицам средств, размещенных в банках, в случае невозможности банка самостоятельно исполнить свои обязательства перед физическими лицами при банкротстве.

     Следовательно,  законодательство нашего государства предусматривает только одно основание использования средств Гарантийного фонда на возврат вкладов (депозитов) физических лиц – это банкротство банка. Предоставление средств из Гарантийного фонда производится только в том случае, если банком приняты все меры, предусмотренные законодательством, по взысканию и реализации имущества в целях погашения им своих обязательств перед физическими лицами. За счет Гарантийного фонда не подлежат возврату средства физических лиц, привлеченные банком по договорам, признанным недействительными в установленном законодательством порядке, заключенным в период отсутствия (приостановления, отзыва) лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц, вклады (депозиты) инсайдеров и работников банка, в случае начисления повышенных процентов по сравнению с условиями приема денежных средств других вкладчиков банка.   

     Объектами гарантирования со стороны Национального банка выступают:

     3014 «Текущие (расчетные) счета физических  лиц»;

     3114 «Карт-счета  физических лиц»;

     3134 «Благотворительные  счета физических лиц»;

     3404 «Вклады (депозиты) до востребования физических  лиц»;

     3414 «Срочные вклады (депозиты) физических лиц»;

     3424 «Условные вклады (депозиты) физических лиц»;

     4930 «Сберегательные сертификаты, выпущенные уполномоченным банком».

     Причем, действие данных правил в отношении гарантирования возврата средств физических лиц в иностранной валюте не распространяется на банки, указанные в Декрете Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 года № 4 «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах в банках Республики Беларусь». Декретом установлено, что государство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», «Приорбанк» ОАО, уполномоченных обслуживать государственные пограммы, и возврат этих средств с учетом начисленных по ним процентов в валюте счета или вклада (депозита) по первому требованию вкладчиков. Во исполнение данного  Декрета постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27. 12. 2000 г. № 33.14 утверждены Правила обеспечения выполнения обязательств по возврату физическим лицам средств в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах в уполномоченных банках Республики Беларусь. Согласно данным Правилам, к источникам, за счет которых обеспечивается выполнение обязательств по возврату физическим лицам средств в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах в уполномоченных банках, в случае неисполнения ими самостоятельно своих обязательств относятся: кредиты Национального банка в белорусских рублях, средства от сделок РЕПО, покупки у уполномоченных банков государственных ценных бумаг, переучета векселей и от других инструментов, направленных на поддержание ликвидности банка в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка; средства фонда обязательных резервов банка, размещенные в Национальном банке; средства, отчисляемые уполномоченными банками в гарантийный фонд защиты средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных в уполномоченных банках; средства бюджета Республики Беларусь.   

     Государственные гарантии  распространяются на средства  физических лиц в иностранной  валюте, хранящиеся в уполномоченных  банках, как на перечисленных выше банковских счетах, так и на счетах 3124 «Счета физических лиц по доверительному управлению имуществом» и 1105 «Капитал физических лиц в управлении».

     Таким образом, действующее законодательство в Республике Беларусь различает три группы банков, к которым предъявляются различные требования. Первая группа включает два крупнейших уполномоченных банка – Беларусбанк и Белагропромбанк, которые не платят страховые взносы в Гарантийный фонд. При этом государство гарантирует полную сохранность и возврат вкладов в полном объеме и процентов по ним как в национальной, так и в иностранной валюте. Вторая группа состоит из четырех уполномоченных банков (Белпромстройбанк, Белинвестбанк, Приорбанк и Белвнешэкономбанк), которые ежемесячно платят в Гарантийный фонд страховой взнос в размере 0,1 % вкладов населения, размещенных в этих банках. Государство гарантирует полный возврат вкладов в иностранной валюте. Третья группа включает все остальные банки, имеющие лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. Размеры ежемесячных взносов в Гарантийный фонд для данных банков следующие:

 

 Отношение вкладов физических лиц            Размер ежемесячных взносов в

 к собственному капиталу банка, R            Гарантийный фонд, % от вкладов

                                                                              физических лиц 

 

             R ≤ 1                                                                      0, 1                                                                                                          

           1 < R ≤ 2                                                                0, 2                                  

           2 < R ≤ R                                                               0, 3

 

     Предельный  размер средств физического лица, подлежащих возврату за счет  средств Гарантийного фонда в  случае банкротства банка установлен в сумме эквивалентной 1000 долларов США, размещенных на счетах и вкладах (депозитах) в одном банке, независимо от количества и видов счетов и вкладов (депозитов) данного лица.                              

     В банках  первой группы находятся около  60 % активов и 70 % вкладов физических лиц в банковскую систему Республики Беларусь. В банках второй группы сосредоточено около 30 % активов и 25 % вкладов физических лиц. Третья группа (примерно 18 банков) аккумулирует около 10 % активов и 5 % вкладов. [21, 5]

     Вместе с тем свои средства в банке хранят не только физические, но и юридические лица, индивидуальные предприниматели. В других государствах используются различные источники внутренних инвестиций, в том числе и рынок ценных бумаг. В нашем государстве, в силу их малоразвитости, особое значение приобретают именно сбережения физических лиц, мобилизуемые через финансовые учреждения. Поскольку физические лица представляют собой наименее социально защищенную и в то же время многочисленную часть кредиторов банка, усилия государства сконцентрированы на гарантиях по вкладам физических лиц.

     Правовые  аспекты обеспечения стабильности  банковской деятельности и, в  частности, защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка отражены в главе 15 Банковского кодекса Республики Беларусь. Согласно статьи 110 указанной главы, в целях обеспечения финансовой надежности банк обязан осуществлять своевременное выявление, контроль и минимизацию рисков, угрожающих его финансовой надежности. Для компенсации финансовых потерь, возникающих в результате деятельности банка, он обязан формировать резервы (фонды), размеры и порядок использования которых устанавливается Национальным банком. Банк обязан постоянно осуществлять классификацию активов по степени их надежности, определяя к погашению сомнительные и безнадежные активы, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков по ним с отнесением этих убытков на расходы до налогообложения в порядке, устанавливаемом Национальным банком.

    Кроме того, банк обязан соблюдать устанавливаемые  в соответствии с Банковским  кодексом экономические нормативы,  запреты и ограничения, обеспечивающие  его безопасную и надежную  деятельность. Банк обязан организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и объему проводимых банковских операций.

     Таким образом, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, гарантии возврата их депозитов и предусмотренных законом или договором процентов по ним предоставляются именно самим банком, а также государством путем надлежащего регулирования и надзора за деятельностью банков со стороны органов государственной власти и управления, в том числе Национального банка, как регулятора деятельности банковской системы.

     В целях улучшения регулирования взаимоотношений между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и физическими и юридическими лицами, облегчения ориентирования юридических и физических лиц при выборе обслуживающего банка, снижения риска  существенно расширены возможности клиентов и вкладчиков банков по получению информации о деятельности банков. Согласно статьи 22 Банковского кодекса Республики Беларусь при осуществлении банковских операций банк обязан по требованию клиента предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о финансовом положении и результатах работы. Кроме того, Национальным банком утверждены Правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации от 28 июня 2001 года № 176. Данные Правила должны быть размещены в помещении банка, где осуществляется прием посетителей, в форме, удобной для ознакомления.

     В помещениях  по банковскому обслуживанию  физических лиц также должна  размещаться Памятка вкладчика  (письмо Национального банка Республики  Беларусь от 11 августа 1998 года  № 23-06/343), которая содержит рекомендации Национального банка Республики Беларусь вкладчикам физическим лицам, которые они могут использовать при выборе банка. Памятка отображает информацию относительно того, на что следует обращать особое внимание при выборе банка (например, наличие лицензии Национального банка, гарантии возврата средств, размеры процентных ставок и другие данные).

 

     Десять основных критериев, которые необходимо учитывать при выборе банка для открытия вклада *

 

1. Высокий размер  капитала, активов, привлеченных  средств населения  
2. Прибыльная деятельность  
3. Длительный срок работы на рынке  
4. Соблюдение нормативных требований Национального банка  
5. Участник Фонда гарантирования вкладов физических лиц 
6. Имидж, отсутствие конфликтов с властями и конкурентами  
7. Открытость — свободный доступ к информации о финансовых показателях и структуре акционерного капитала, регулярные публикации о деятельности  
8. Отсутствие противоречий между акционерами

9. Среднерыночные  ставки по вкладам 

10. Наличие рейтингов  международных рейтинговых агентств 

 

* Критерии являются необходимыми, но не достаточными .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования вкладов в некоторых зарубежных государствах.

 

 

 

     В настоящее время  в мире не существует единой универсальной схемы страхования вкладов (депозитов), поскольку различны банковские системы разных стран. Основные различия в системах гарантирования вкладов (депозитов) касаются, во-первых, организационной структуры гарантийных фондов (кому принадлежат и кем управляются данные фонды) и, во-вторых, их функций (осуществляют ли гарантийные фонды только возмещение вкладов или выполняют и иные функции, в первую очередь – надзорного характера). Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает системы гарантирования возврата банками средств как физических, так и юридических лиц.

     Банкротство  банков и возникающие в связи  с этим потери вкладчиков заставили  задуматься о гарантировании  вкладов уже в ХIХ веке. В США попытки создать систему защиты вкладов предпринимались на уровне отдельных штатов начиная с 1829 года. Непосредственно же история защиты вкладчиков начинается со времени Великой депрессии. Именно в это время в США была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. Взаимную систему гарантирования без прямого участия государства в конце ХIХ века создали банки Германии.

Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов