Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа
Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.
Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………
В соответствии с данной статьей Банковского кодекса постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29. 03. 2001 № 75 были утверждены Правила гарантирования возврата привлекаемых банками средств физических лиц в белорусских рублях и в иностранной валюте. Данными Правилами установлен предельный размер средств физического лица в сумме эквивалентной 1000 долларов США, размещенных на счетах и вкладах (депозитах) в одном банке, независимо от количества и видов счетов и вкладов (депозитов) данного лица, подлежащих возврату за счет средств Гарантийного фонда в случае банкротства банка. Гарантийный фонд формируется за счет ежемесячных безвозвратных взносов банков, аккумулируемых на бесплатной основе в Национальном банке Республики Беларусь. Также Правление Национального банка может принять решение о направлении в Гарантийный фонд в установленном порядке части прибыли Национального банка, распределяемой в соответствии с законодательством и о начислении процентов на сумму средств, находящихся в Гарантийном фонде. Размер взносов банков в гарантийный фонд устанавливается Правлением Национального банка в процентном отношении от суммы остатка привлеченных на счета и во вклады (депозиты) средств физических лиц. Средства Гарантийного фонда используются для возврата физическим лицам средств, размещенных в банках, в случае невозможности банка самостоятельно исполнить свои обязательства перед физическими лицами при банкротстве.
Следовательно,
законодательство нашего госуда
Объектами гарантирования со стороны Национального банка выступают:
3014 «Текущие (расчетные) счета физических лиц»;
3114 «Карт-счета физических лиц»;
3134 «Благотворительные счета физических лиц»;
3404 «Вклады (депозиты) до востребования физических лиц»;
3414 «Срочные вклады (депозиты) физических лиц»;
3424 «Условные вклады (депозиты) физических лиц»;
4930 «Сберегательные сертификаты, выпущенные уполномоченным банком».
Причем, действие данных правил в отношении гарантирования возврата средств физических лиц в иностранной валюте не распространяется на банки, указанные в Декрете Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 года № 4 «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах в банках Республики Беларусь». Декретом установлено, что государство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», «Приорбанк» ОАО, уполномоченных обслуживать государственные пограммы, и возврат этих средств с учетом начисленных по ним процентов в валюте счета или вклада (депозита) по первому требованию вкладчиков. Во исполнение данного Декрета постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27. 12. 2000 г. № 33.14 утверждены Правила обеспечения выполнения обязательств по возврату физическим лицам средств в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах в уполномоченных банках Республики Беларусь. Согласно данным Правилам, к источникам, за счет которых обеспечивается выполнение обязательств по возврату физическим лицам средств в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах в уполномоченных банках, в случае неисполнения ими самостоятельно своих обязательств относятся: кредиты Национального банка в белорусских рублях, средства от сделок РЕПО, покупки у уполномоченных банков государственных ценных бумаг, переучета векселей и от других инструментов, направленных на поддержание ликвидности банка в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка; средства фонда обязательных резервов банка, размещенные в Национальном банке; средства, отчисляемые уполномоченными банками в гарантийный фонд защиты средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных в уполномоченных банках; средства бюджета Республики Беларусь.
Государственные гарантии распространяются на средства физических лиц в иностранной валюте, хранящиеся в уполномоченных банках, как на перечисленных выше банковских счетах, так и на счетах 3124 «Счета физических лиц по доверительному управлению имуществом» и 1105 «Капитал физических лиц в управлении».
Таким образом, действующее законодательство в Республике Беларусь различает три группы банков, к которым предъявляются различные требования. Первая группа включает два крупнейших уполномоченных банка – Беларусбанк и Белагропромбанк, которые не платят страховые взносы в Гарантийный фонд. При этом государство гарантирует полную сохранность и возврат вкладов в полном объеме и процентов по ним как в национальной, так и в иностранной валюте. Вторая группа состоит из четырех уполномоченных банков (Белпромстройбанк, Белинвестбанк, Приорбанк и Белвнешэкономбанк), которые ежемесячно платят в Гарантийный фонд страховой взнос в размере 0,1 % вкладов населения, размещенных в этих банках. Государство гарантирует полный возврат вкладов в иностранной валюте. Третья группа включает все остальные банки, имеющие лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. Размеры ежемесячных взносов в Гарантийный фонд для данных банков следующие:
Отношение вкладов физических лиц Размер ежемесячных взносов в
к собственному капиталу банка, R Гарантийный фонд, % от вкладов
R ≤ 1
1 <
R ≤ 2
2 <
R ≤ R
Предельный
размер средств физического
В банках первой группы находятся около 60 % активов и 70 % вкладов физических лиц в банковскую систему Республики Беларусь. В банках второй группы сосредоточено около 30 % активов и 25 % вкладов физических лиц. Третья группа (примерно 18 банков) аккумулирует около 10 % активов и 5 % вкладов. [21, 5]
Вместе с тем свои средства в банке хранят не только физические, но и юридические лица, индивидуальные предприниматели. В других государствах используются различные источники внутренних инвестиций, в том числе и рынок ценных бумаг. В нашем государстве, в силу их малоразвитости, особое значение приобретают именно сбережения физических лиц, мобилизуемые через финансовые учреждения. Поскольку физические лица представляют собой наименее социально защищенную и в то же время многочисленную часть кредиторов банка, усилия государства сконцентрированы на гарантиях по вкладам физических лиц.
Правовые
аспекты обеспечения
Кроме того,
банк обязан соблюдать
Таким образом, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, гарантии возврата их депозитов и предусмотренных законом или договором процентов по ним предоставляются именно самим банком, а также государством путем надлежащего регулирования и надзора за деятельностью банков со стороны органов государственной власти и управления, в том числе Национального банка, как регулятора деятельности банковской системы.
В целях улучшения регулирования взаимоотношений между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и физическими и юридическими лицами, облегчения ориентирования юридических и физических лиц при выборе обслуживающего банка, снижения риска существенно расширены возможности клиентов и вкладчиков банков по получению информации о деятельности банков. Согласно статьи 22 Банковского кодекса Республики Беларусь при осуществлении банковских операций банк обязан по требованию клиента предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о финансовом положении и результатах работы. Кроме того, Национальным банком утверждены Правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации от 28 июня 2001 года № 176. Данные Правила должны быть размещены в помещении банка, где осуществляется прием посетителей, в форме, удобной для ознакомления.
В помещениях
по банковскому обслуживанию
физических лиц также должна
размещаться Памятка вкладчика
(письмо Национального банка
Десять основных критериев, которые необходимо учитывать при выборе банка для открытия вклада *
1. Высокий размер
капитала, активов, привлеченных
средств населения
2. Прибыльная деятельность
3. Длительный срок работы на рынке
4. Соблюдение нормативных требований
Национального банка
5. Участник Фонда гарантирования вкладов
физических лиц
6. Имидж, отсутствие конфликтов с властями
и конкурентами
7. Открытость — свободный доступ к информации
о финансовых показателях и структуре
акционерного капитала, регулярные публикации
о деятельности
8. Отсутствие противоречий между акционерами
9. Среднерыночные ставки по вкладам
10. Наличие рейтингов
международных рейтинговых
* Критерии являются необходимыми, но не достаточными .
1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования вкладов в некоторых зарубежных государствах.
В настоящее время в мире не существует единой универсальной схемы страхования вкладов (депозитов), поскольку различны банковские системы разных стран. Основные различия в системах гарантирования вкладов (депозитов) касаются, во-первых, организационной структуры гарантийных фондов (кому принадлежат и кем управляются данные фонды) и, во-вторых, их функций (осуществляют ли гарантийные фонды только возмещение вкладов или выполняют и иные функции, в первую очередь – надзорного характера). Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает системы гарантирования возврата банками средств как физических, так и юридических лиц.
Банкротство
банков и возникающие в связи
с этим потери вкладчиков
Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов