Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа
Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.
Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………
По данным зарубежных СМИ полное возмещение суммы вкладов применяется в шести странах, среди которых Турция, Мексика, Эквадор. Система гарантирования, предусматривающая частичное возмещение средств вкладчиков, действует в 62 странах, в том числе — странах—членах Евросоюза, США и Канаде.
Таким образом,
сегодня система
Глава 2. БЕЛОРУССКИЙ ЗАКОНОПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГАРАНТИРОВАНИЯ БАНКОВСКИЙ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С СИСТЕМАМИ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
2.1. Правовые основы функционирования системы гарантирования банковских вкладов (депозитов) физических лиц.
Система государственного гарантирования вкладов является одним из наиболее эффективных способов защиты сбережений населения в случаях банкротства банков. В настоящее время подобные системы в различных вариациях созданы и успешно функционируют в большинстве стран мира. Помимо своей основной задачи – минимизации потерь банковских вкладов – они способствуют и решению ряда других задач, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. Наличие системы гарантирования стимулирует население к размещению сбережений в банках, поскольку позволяет убедить граждан в защищенности их вкладов. Сопутствующим фактором при этом является решение проблемы формирования ресурсной базы банков. Рост вкладов в банках, особенно долгосрочных, способствует стабилизации денежного обращения в стране, поскольку уменьшает налично-денежный оборот, снижает нагрузку на валютный рынок. Все эти проблемы актуальны и для Республики Беларусь, в которой такие внутренние инвестиции как сбережения граждан, мобилизуемые через финансовые учреждения, имеют особое значение. В последние два года в нашем государстве наблюдается устойчивая тенденция роста (вкладов) депозитов физических лиц в банках. По данным Управления информации Национального банка Республики Беларусь за 2002 год темпы роста составили по вкладам в национальной валюте 206 %, в иностранной валюте – 126 %; за 2003 год – соответственно 75,6 % и 38, 9 %; на январь 2004 года сумма вкладов физических лиц в банках в белорусских рулях составляла почти 1,2 трлн. руб., в иностранной валюте – 542,3 млн. USD. Тем не менее, по различным оценкам до сих пор на руках у населения остается 3-4 млрд. USD. [10, 14]
В настоящее время в Республике Беларусь в развитие правовых основ возмещения банковских вкладов физических лиц Правительством совместно с Национальным банком разработан проект Закона Республики Беларусь «О возмещении вкладов физических лиц».
Между тем
нельзя говорить о том, что
система гарантирования в
Отсутствие
отлаженного механизма
Другой
проблемой, обусловленной
Вторую группу составляют банки, в которых государство в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 20. 04.1998 г. № 4 гарантирует в полном объеме вклады в иностранной валюте. Это Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Приорбанк, Белинвестбанк. Эти банки в отличие от банков первой группы перечисляют взносы в размере 0,1 % от объема привлеченных средств физических лиц в Гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, созданный при Национальном банке.
К третьей
группе относятся все
Главная
проблема в случае
Все эти
проблемы объясняют разработку
и внесение в Палату
Согласно проекту Закона «О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» возмещение вкладов предполагается осуществлять специально созданным юридическим лицом – Резервной корпорацией по возмещению банковских вкладов посредством аккумулирования взносов банков и других средств и выплаты физическим лицам денежного возмещения по вкладам и процентам в тех случаях, когда банк самостоятельно не в состоянии исполнить свои обязательства перед гражданами. Резервная корпорация будет создаваться Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь и являться государственным учреждением.
Объектами
возмещения банковских вкладов
(депозитов) физических лиц в
соответствии с проектом
- банковский
вклад (депозит) до
- срочный банковский вклад (депозит);
- условный банковский вклад (депозит).
Основанием
возникновения обязательства
В Республике Беларусь участие в системе гарантирования будет обязательным. Добровольная система гарантирования не может быть реализована, так как устойчивые банки не захотят оплачивать риски ненадежных банков, в том числе и АСБ «Беларусбанк», в котором аккумулирована основная часть вкладов физических лиц. Участниками системы гарантирования вкладов будут являться банки, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Беларусь и имеющие лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, выданную Национальным банком Республики Беларусь.
Весьма противоречивым
является вопрос об участии
в системе гарантирования
2.2. Финансовые основы функционирования системы гарантирования банковских вкладов (депозитов) физических лиц.
Согласно
проекту Закона Республики
Максимальная сумма возмещения вкладчикам банков по некоторым государствам в тыс. евро приведены в таблице 1.
Таблица 1. [20,9]
Страна |
Сумма |
Италия |
103,291 |
США |
80 |
Франция |
60,979 |
Дания |
40,255 |
Великобритания |
28,355 |
Швеция |
28 |
Финляндия |
25,288 |
Португалия |
25 |
Австрия |
20 |
Бельгия |
20 |
Германия |
20 |
Греция |
20 |
Ирландия |
20 |
Испания |
20 |
Казахстан |
3,2 |
Россия |
2,8 |
Украина |
0,3 |
В зарубежных странах системы гарантирования вкладов могут строиться на основе как регулярных взносов банков, так и компенсации ими расходов гарантийных органов при наступлении страхового случая. В последнем случае накопительный фонд не поддерживается постоянно, взносы устанавливаются и уплачиваются банками после того, как определятся суммы компенсации, подлежащие уплате вкладчикам. Данный вариант встречается сейчас относительно редко, особенно в Европе, где Директивой ЕЭС 1994 года странам – участницам Европейского Союза было предписано создать механизм гарантийных выплат на основе обязательных регулярных взносов банков. Такая система избрана и в Беларуси.
Согласно проекту Закона Республики Беларусь «О возмещении банковских вкладов физических лиц» обязательными взносами банков являются вступительный взнос и календарные взносы. Вступительный взнос составит 0,5 процента от собственных средств (капитала) банка по состоянию на последнюю дату месяца, предшествующего месяцу выдачи банку лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. Календарный взнос уплачивается банками ежеквартально и составит 0,3 процента от суммы банковских вкладов (депозитов) физических лиц, привлеченных банком по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом. Приостановление Национальным банков действия лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц не освобождает банк от уплаты календарных взносов.
Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов