Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа
Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.
Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………
Перечень
функций Корпорации довольно
ограничен, однако думается, что
на сегодняшний день
Также в
силу ограниченности задач
Законопроект
не предполагает также и
В такой
ситуации надзорные полномочия
Корпорации просто не нужны.
В перспективе же функции
Высшим органом управления Резервной корпорацией будет являться Наблюдательный совет. Наблюдательный совет создается в целях контроля за деятельностью Резервной корпорации и выработки рекомендаций по возмещению банковских вкладов (депозитов). В наблюдательный совет войдут представитель от Совета Министров Республики Беларусь, два представителя от Национального банка и два представителя от банков, имеющих лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц. Председатель Наблюдательного совета избирается открытым голосованием из членов Наблюдательного совета.
Исполнительным органом Резервной корпорации согласно законопроекту будет являться Председатель Резервной корпорации. Председатель Резервной корпорации будет назначаться на должность решением Совета Министров и Национального банка по согласованию с Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет. Он будет осуществлять общее руководство деятельностью резервной корпорации и подотчетен Наблюдательному совету.
Глава 3. АНАЛИЗ СИСТЕМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ СНГ.
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов Российской Федерации.
Из зарубежных примеров стран СНГ организации системы гарантирования вкладов для Республики Беларусь наибольший интерес представляет система гарантирования вкладов Российской Федерации.
Банковское законодательство любого государства должно создавать условия для конкуренции и защиты интересов собственников, вложивших свои деньги в банк, доверивших их ему; в особенности это касается банковских клиентов и мелких вкладчиков. В России эта обязанность прямо не сформулирована в законодательстве. В части 3 ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указывается только на то, что главной целью банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Принимая
вклады от физических и
В целях
обеспечения финансовой
Кредитные организации России, как и в Республике Беларусь, обязаны осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.
Кредитные
организации России должны
Кроме того, кредитные организации России обязаны организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций. Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банки обязаны иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов. Порядок открытия такого счета и осуществления операций по нему устанавливается Банком России (ст. 25 вышеуказанного Закона).
Аналоги
вышеуказанных институтов
Роль банковского
законодательства в защите
Очевидно, что такие гарантии могут быть реальными только при условии стабильной, устойчивой и прозрачной деятельности самих банков, а также надлежащего регулирования и надзора государства за деятельностью кредитных учреждений, в том числе в лице Банка России, как регулятора такой деятельности. Единственным финансовым источником возможной компенсации потерь вкладчиков и кредиторов в случае наступления негативных последствий в работе кредитного учреждения может быть фонд обязательного резервирования, который возвращается кредитной организации из Банка России после того, как у нее отзывается лицензия и создается ликвидационная комиссия. Однако это не может заменить систему гарантирования вкладов, которая должна иметь для этого реальные финансовые возможности. В Российской Федерации термин «гарантирование» заменен термином «страхование», что позволяет банкам выступать в качестве страхователей и относить уплачиваемые ими взносы на себестоимость услуг в соответствии с действующим законодательством, а в Республике Беларусь планируется заменить термином – «возмещение». Однако это не меняет сути проекта закона по данному поводу в Республике Беларусь и закона в Российской Федерации.
Закон определяет порядок страхования вкладов и основания возникновения обязательств по выплатам, а также регламентирует права и обязанности вкладчиков, порядок и суммы выплат им системой страхования. Закрепленная законом система страхования построена на принципах разделения ответственности за возврат вкладов между банками и специализированной некоммерческой организацией.
В соответствии со статьей 14 закона ответственным за возврат банковских вкладов является специальное Агентство по страхованию вкладов граждан в банках. Данная организация является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. В случае если его средств окажется недостаточно, с вкладчиками будет расплачивается государство.
Целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Его функции в соответствии со статьей 15 закона следующие:
2) осуществляет
сбор страховых взносов и
3) осуществляет
мероприятия по учету
4) имеет
право обращаться в Банк
5) размещает
и (или) инвестирует временно
свободные денежные средства
фонда обязательного
6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещения банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
7) определяет
порядок расчета страховых
8) осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством задач в соответствии с федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
При создании Агентство наделяется имуществом, которое формируется за счет первоначального имущественного взноса государства, страховых взносов банков, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения и инвестирования временно свободных денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг, средств федерального бюджета, в случаях предусмотренных Законом, и других законных поступлений.
Финансовой
основой системы страхования
вкладов станет фонд
- регулярные взносы банков;
- пени за несвоевременную или неполную уплату регулярных взносов;
- средства, получаемые от удовлетворения требований, приобретенных в результате выплаты возмещения по вкладам;
- средства
федерального бюджета (в
- доходы от размещения и инвестирования временно свободных средств;
- первоначальный взнос Российской Федерации;
- другие
доходы, не запрещенные
Статьей 33 закона установлено, что на средства, находящиеся в фонде страхования, не может быть обращено взыскание по обязательствам банков, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иных третьих лиц, а также Агентства. Исключением являются случаи, когда Агентство не исполнило свои обязанности по выплате возмещения по вкладам. При этом взыскание возможно только на основании судебного акта.
Законом
определены положения о
Законом закреплен принцип обязательности участия банков в системе страхования. При этом определены критерии допуска банка в эту систему. Так, для участия банка в системе страхования вкладов он должен иметь лицензию Банка России. Одновременно банк должен отвечать критериям, определяющим его финансовую устойчивость, иметь прозрачную структуру собственности, удовлетворительное качество текущего и стратегического планирования, а также бизнес-планирования.
Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов