Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа

Описание работы

Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.

Содержание работы

Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

     Перечень  функций Корпорации довольно  ограничен, однако думается, что  на сегодняшний день достаточно  обосновано. Наделение Резервной корпорации надзорными полномочиями привело бы к необходимости содержать большой и соответственно подготовленный аппарат, а, следовательно, и необходимости дополнительного финансирования, что в стране, где насчитывается тридцать один действующий банк, и всего восемнадцать из них имеют право привлекать средства физических лиц [23, 1-3], а банковские банкротства довольно редки бессмысленно.

     Также в  силу ограниченности задач Корпорации  наделение ее надзорными полномочиями  лишено практического смысла. Надзорные полномочия были бы необходимы Корпорации лишь в том случае, если бы она обладала рядом функций, не предоставленных ей проектом, в частности, возможность исключения банков из членов Корпорации либо возможность определять для банков условия допуска в Корпорацию, либо установления для каждого банка персонального размера календарных взносов. Однако, законопроект предусматривает обязательность вступления в Корпорацию всех банков при условии наличия лицензии Национального банка на привлечение во вклады средств физических лиц, а так называемым страховым случаем для осуществления выплат Корпорацией является отзыв Национальным банком у банка указанной лицензии. Таким образом, от Корпорации не зависит решение вопроса ни о допуске банка к работе с вкладчиками, ни о начале выплат гарантируемых сумм.

     Законопроект  не предполагает также и возможности  Корпорации осуществлять санацию  кризисных банков, что практикуется  в ряде стран (органам гарантирования  предоставлена возможность приобретения  активов банков-членов, их кредитования, а также осуществления ряда других мероприятий для снижения риска банкротства банка либо уменьшения затрат самих органов гарантирования).

     В такой  ситуации надзорные полномочия  Корпорации просто не нужны.  В перспективе же функции санации  и конкурсного управления в  процедуре банкротства должна  стать прерогативой  именно Резервной корпорации. По мере возложения на Резервную корпорацию дополнительных функций, создания соответствующей законодательной основы Корпорации необходимо будет получать и дополнительные полномочия.

         Высшим органом управления Резервной корпорацией будет являться Наблюдательный  совет. Наблюдательный совет создается в целях контроля за деятельностью Резервной корпорации и выработки рекомендаций по возмещению банковских вкладов (депозитов). В наблюдательный совет войдут представитель от Совета Министров Республики Беларусь, два представителя от Национального банка и два представителя от банков, имеющих лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц. Председатель Наблюдательного совета избирается открытым голосованием из членов Наблюдательного совета.

     Исполнительным  органом Резервной корпорации  согласно законопроекту будет являться Председатель Резервной корпорации. Председатель Резервной корпорации будет назначаться на должность решением Совета Министров и Национального банка по согласованию с Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет. Он будет осуществлять общее руководство деятельностью резервной корпорации и подотчетен Наблюдательному совету.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. АНАЛИЗ СИСТЕМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ В  НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ СНГ.

 

3.1. Анализ системы гарантирования вкладов Российской Федерации.

 

 

     Из зарубежных примеров стран СНГ организации системы гарантирования вкладов для Республики Беларусь наибольший интерес представляет система гарантирования вкладов Российской Федерации.

     Банковское законодательство любого государства должно создавать условия для конкуренции и защиты интересов собственников, вложивших свои деньги в банк, доверивших их ему; в особенности это касается банковских клиентов и мелких вкладчиков. В России  эта обязанность прямо не сформулирована в законодательстве. В части 3 ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указывается только на то, что главной целью банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

     Принимая  вклады от физических и юридических  лиц, проводя расчеты, кредитные  организации обязаны обезопасить  своих вкладчиков и клиентов  от возможных убытков. В главе III «Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций» Закона России «О банках и банковской деятельности» предусматривается ряд норм, направленных на обеспечение финансовой надежности кредитной организации. Здесь многое зависит от соблюдения в банковской деятельности принципов гражданского общества. Однако призывов о защите интересов вкладчиков и кредиторов недостаточно, в функции Банка России входит пруденциальное регулирование и надзор за банковской деятельность, в том числе и в целях обеспечения интересов вкладчиков и клиентов кредитных организаций.

     В целях  обеспечения финансовой надежности  кредитная организация обязана  создавать резервы (фонды), в том  числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными налогами о налогах.

     Кредитные  организации России, как и в  Республике Беларусь, обязаны осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.

     Кредитные  организации России должны соблюдать  обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Численные значения обязательных нормативов устанавливаются Банком России в соответствии с указанным Федеральным законом.

      Кроме того, кредитные организации России обязаны организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций. Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банки обязаны иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов. Порядок открытия такого счета и осуществления операций по нему устанавливается Банком России (ст. 25 вышеуказанного Закона).

     Аналоги  вышеуказанных институтов регулирования  банковской деятельности присутствуют и в законодательстве Республики Беларусь.

     Роль банковского  законодательства в защите интересов  и прав имеет  вполне конкретное  осуществление во всех регулятивных  и охранительных функциях. Банк  России обязан следить за тем, чтобы были созданы гарантии возврата вкладов физических и юридических лиц.

     Очевидно, что такие гарантии могут быть реальными только при условии стабильной, устойчивой и прозрачной деятельности самих банков, а также надлежащего регулирования и надзора государства за деятельностью кредитных учреждений, в том числе в лице Банка России, как регулятора такой деятельности. Единственным финансовым источником возможной компенсации потерь вкладчиков и кредиторов в случае наступления негативных последствий в работе кредитного учреждения может быть фонд обязательного резервирования, который возвращается кредитной организации из  Банка России после того, как у нее отзывается лицензия и создается ликвидационная комиссия. Однако это не может заменить систему гарантирования вкладов, которая должна иметь для этого реальные финансовые возможности. В Российской Федерации термин  «гарантирование» заменен термином «страхование», что позволяет банкам выступать в качестве страхователей и относить уплачиваемые ими взносы на себестоимость услуг в соответствии с действующим законодательством, а в Республике Беларусь планируется заменить термином – «возмещение». Однако это не меняет сути проекта закона по данному поводу в Республике Беларусь и закона в Российской Федерации.

     Закон определяет порядок страхования вкладов и основания возникновения обязательств по выплатам, а также регламентирует права и обязанности вкладчиков, порядок и суммы выплат им системой страхования. Закрепленная законом система страхования построена на принципах разделения ответственности за возврат вкладов между банками и специализированной некоммерческой организацией.

     В соответствии  со статьей 14  закона ответственным за возврат банковских вкладов является специальное Агентство по страхованию вкладов граждан в банках. Данная организация является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. В случае если его средств окажется недостаточно, с вкладчиками будет расплачивается государство.

     Целью деятельности  Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Его функции в соответствии со статьей 15 закона следующие:

  1. организует учет банков (ведет реестр банков);

     2) осуществляет  сбор страховых взносов и контроль  за их поступлением в фонд  обязательного страхования вкладов;

     3) осуществляет  мероприятия по учету требований  вкладчиков к банку и выплате  им возмещения по вкладам;

     4) имеет  право обращаться в Банк России  с предложением о применении  к банкам за нарушение требований  закона мер ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

    5) размещает  и (или) инвестирует временно  свободные денежные средства  фонда обязательного страхования  вкладов в порядке, определенном  законом;

     6) имеет  право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещения банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

     7) определяет  порядок расчета страховых взносов  в соответствии с законом;

     8) осуществляет  иные полномочия, направленные на  достижение поставленных перед Агентством задач в соответствии с федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

   При создании Агентство наделяется имуществом, которое формируется за счет первоначального имущественного взноса государства, страховых взносов банков, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения и инвестирования временно свободных денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг, средств федерального бюджета, в случаях предусмотренных Законом, и других законных поступлений.

 

 

     Финансовой  основой системы страхования  вкладов станет фонд страхования  вкладов, который принадлежит  Агентству на праве собственности  и предназначен исключительно для финансирования выплат возмещения по вкладам. К источникам формирования данного фонда относятся:

    - регулярные  взносы банков;

    - пени за  несвоевременную или неполную  уплату регулярных взносов;

     - средства, получаемые от удовлетворения требований, приобретенных в результате выплаты возмещения по вкладам;

     - средства  федерального бюджета (в случаях,  предусмотренных законом);

    - доходы от  размещения и инвестирования  временно свободных средств; 

     - первоначальный взнос Российской Федерации;

     - другие  доходы, не запрещенные законодательством  Российской Федерации. 

     Статьей  33 закона установлено, что на средства, находящиеся в фонде страхования, не может быть обращено взыскание по обязательствам банков, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иных третьих лиц, а также Агентства. Исключением являются случаи, когда Агентство не исполнило свои обязанности по выплате возмещения по вкладам. При этом взыскание возможно только на основании судебного акта.

     Законом  определены положения о финансовой  устойчивости системы страхования  вкладов в целом. Финансовая  устойчивость обеспечивается имуществом  Агентства и средствами федерального  бюджета в порядке и на условиях, установленных законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также бюджетным законодательством Российской Федерации. Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливаются право Российской Федерации выдавать беспроцентные бюджетные ссуды и осуществлять заимствования, предельный размер указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета.

     Законом  закреплен принцип обязательности участия банков в системе страхования. При этом определены критерии допуска банка в эту систему. Так, для участия банка в системе страхования вкладов он должен иметь лицензию Банка России. Одновременно банк должен отвечать критериям, определяющим его финансовую устойчивость, иметь прозрачную структуру собственности, удовлетворительное качество текущего и стратегического планирования, а также бизнес-планирования.

Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов