Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа
Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.
Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………
В США органом страхования вкладов является государственная Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), работающая под контролем Конгресса и федерального правительства при значительной степени самоуправления. ФКСД управляется советом директоров, как минимум один из членов которого назначается Президентом США. Сами банки, подконтрольные Корпорации, непосредственного участия в ее управлении не принимают. Система страхования депозитов в США является старейшей и наиболее авторитетной в современном мире. Она функционирует с 1934 года, имеет развитую нормативную базу, богатый опыт решения конкретных проблемных ситуаций. С ее введением потери вкладчиков от банкротств банков уменьшились в сотни раз. Например, за период с 1934 по 1982 год ФКСД осуществила операции по защите вкладчиков сотен банков, в результате чего были обеспечены интересы свыше 6 миллионов вкладчиков (без потерь решилась судьба 98,9 процента всей суммы вкладов). Именно поэтому американский опыт наиболее часто учитывается при создании национальных систем страхования вкладов в других государствах. В настоящее время накопленный страховой фонд Федеральной корпорации страхования депозитов составляет около 44 миллиардов долларов США. На первоначальном этапе работы ФКСД, в 1934 году, лимит страхования составлял 2,5 тысячи долларов, в 1960 году – 10 тысяч, с 1980 года страхуется депозит физического и юридического лица в одном кредитном учреждении в сумме до 100 тысяч долларов. Сегодня в США обсуждается возможность нового повышения предельных компенсаций до 130 или даже 200 тысяч долларов США. Недостатком американской системы считается ее дороговизна, что компенсируется высокой надежностью и эффективностью. [12, 20]
В ФКСД страхуются все банковские вклады – физических и юридических лиц, государственных и частных организаций. Такой порядок распространяется и на национальные банки (работающие на основе генеральной лицензии по всей стране, для которой обязательно членство в Федеральной резервной системе), и на банки штатов (работающие по лицензиям, выданным властями штатов, и являющиеся добровольными членами ФРС). Первоначальный капитал ФКСД был сформирован из средств Казначейства и 12 федеральных резервных банков. В экстренных случаях ФКСД имеет возможность получить кредит у Казначейства США на сумму не более 3 млрд. USD.
Банк, застраховавший в ФКСД свои депозиты, может в любое время разорвать с ней отношения. ФКСД, в свою очередь, может исключить из системы защиты вкладов банки, замеченные в совершении незаконных или чрезмерно рискованных операций. Однако независимо от мотивов, повлекших за собой лишение банка страховой защиты со стороны ФКСД, еще в течение двух лет с момента расторжения договора по этим вкладам обеспечивается страховое возмещение. В это время банк обязуется вносить ежегодные платежи по действующей ставке, рассчитанной на неизменную сумму вкладов.
Кроме непосредственной
защиты банковских вкладов,
Несмотря на осторожное отношение американцев к вопросам государственного участия в экономике, по форме собственности система страхования депозитов в США является государственной и по форме организации – централизованной. В системе участвуют практически все американские банки.
Аналогичным образом в настоящее время организованы системы страхования депозитов в государствах ЕС, Канаде, Японии, Индии, России и других странах.
Определенный интерес представляют системы гарантирования вкладов в государствах бывшего СССР, например странах Балтии. Анализ систем гарантирования вкладов в некоторых странах СНГ проведен в данной работе ниже в отдельной главе.
В Литве
с июля 2002 года вступил в действие
закон «О страховании
Уставный капитал Фонда был сформирован за счет взноса правительства и составлял порядка 9 млн. USD. В настоящее время финансирование деятельности Фонда осуществляется за счет вступительных и календарных взносов участников. Размер календарных взносов составляет 0,45 % от привлеченных средств в год для банков и 0,2 % для кредитных союзов. Взносы уплачиваются ежемесячно исходя из среднедневных остатков на соответствующих счетах. Совет директоров Фонда имеет право уменьшить размер уплачиваемых участниками календарных взносов, если размер Фонда превысит 3 % от общей суммы подлежащих гарантированию депозитов. Фонд имеет право инвестировать свои средства в ценные бумаги правительств и центральных банков стран, реестр которых определяется его Советом. На практике денежные ресурсы Фонда инвестируются только в ценные бумаги правительства Литовской Республики.
Участие
банков и кредитных союзов
в системе является
Система
гарантирования вкладов в
Деятельностью Фонда
гарантирования депозитов
Финансовые ресурсы
Фонда формируются за счет
первоначально перечисленных
Фонд обязан хранить
свои средства на счете в
Банке Латвии. Инвестирование средств
Фонда осуществляется в
Участие банков и
кредитных союзов в Фонде
Эстонский фонд гарантирования депозитов был создан в соответствии с законом от 23 мая 1998 года. Гарантии Фонда распространяются на депозиты юридических и физических лиц. В июле 2002 года вступил в силу новый закон, распространивший гарантии Фонда на инвестиции и вложения в пенсионные фонды. Фонд управляет тремя субфондами: гарантирования депозитов, защиты инвесторов и защиты пенсионных вложений.
В функции Фонда
входит аккумулирование
Участие банков в
Фонде является обязательным. Прием
банков в число участников
осуществляется автоматически –
Финансовые ресурсы Фонда формируются за счет вступительных и календарных взносов участников Фонда, штрафов за задержку уплаты взносов участниками, а также доходов от инвестирования средств фонда. Инвестированием средств Фонда занимается сам Фонд или управляющий активами по установленным законом направлениям.
Разнообразие систем гарантирования вкладов (депозитов), существующих в настоящее время, можно свести к трем основным моделям.
Первая – система
так называемых «неявно
В отличие
от этой модели система, действ
Согласно Директиве
Европейского союза ни одна
кредитная организация,
Схема по защите вкладов должна предусматривать, что денежные средства, внесенные во вклады, должны быть гарантированы в сумме 20 000 евро в совокупности в отношении каждого вкладчика. Государства, члены ЕЭС, могут предусмотреть, что определенные категории вкладчиков будут исключены из сферы действия схем по защите вкладов либо им будет гарантирован существенно более низкий уровень защиты. К числу таких вкладчиков Директива относит финансовые организации, страховые компании, пенсионные фонды, правительство, центральные управленческие органы, муниципальные органы, коллективные инвестиционные фонды. Действие схем не распространяется на вклады, внесенные в кредитную организацию ее директорами, менеджерами, лицами, доля участия которых в уставном капитале составляет не менее 5 %, аудиторами кредитной организации, а также близкими родственниками вышеперечисленных лиц. Действие схем не распространяется в отношении долговых ценных бумаг, эмитированных кредитной организацией, а также в отношении депозитов, внесенных в валюте, отличной от евро.
Уровень гарантирования вкладов в государствах, членах ЕЭС, не может быть ниже 90 % от совокупной величины депозитов каждого вкладчика, пока общая сумма компенсации не превысит 20 000 евро. Совокупная величина депозитов в отношении отдельного вкладчика охватывает все денежные суммы, размещенные в данной кредитной организации, независимо от числа вкладов и места, где такие вклады внесены, но обязательно на территории Европейского союза.
Гарантийные фонды
должны выплатить денежную
Принятая в ЕЭС директива, а также соответствующие рекомендации МВФ способствовали сближению мировых систем гарантирования вкладов и формированию единой модели по примеру США. Суть самой распространенной в настоящее время схемы гарантирования вкладов такова. В стране создается гарантийный фонд, управляемый государством. Участие в нем банков является обязательным. Фонд или корпорация (в различных государствах они имеют разные наименования) финансируется за счет регулярных взносов банков, которые, как правило, корректируются с учетом рисков, присущих деятельности того или иного кредитного учреждения. При нехватке средств фонда для выплаты компенсаций государство посредством бюджетных займов оказывает ему финансовую поддержку. Функции таких фондов в различных государствах могут отличаться. Если в одних странах задача фонда заключается исключительно в выплате возмещения вкладчикам, то другие осуществляют весь комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности банка: принимает на себя функции временного управляющего, оказывают банку поддержку и т. д. Иногда фонды наделяются функциями в отношении участвующих в них банков.
Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов