Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа

Описание работы

Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.

Содержание работы

Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

    В США органом страхования вкладов является государственная Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), работающая под контролем Конгресса и федерального правительства при значительной степени самоуправления. ФКСД управляется советом директоров, как минимум один из членов которого назначается Президентом США. Сами банки, подконтрольные Корпорации, непосредственного участия в ее управлении не принимают.    Система страхования депозитов в США является старейшей и наиболее авторитетной в современном мире. Она функционирует с 1934 года, имеет развитую нормативную базу, богатый опыт решения конкретных проблемных ситуаций. С ее введением потери вкладчиков от банкротств банков уменьшились в сотни раз. Например, за период с 1934 по 1982 год ФКСД осуществила операции по защите вкладчиков сотен банков, в результате чего были обеспечены интересы свыше 6 миллионов вкладчиков (без потерь решилась судьба 98,9 процента всей суммы вкладов). Именно поэтому американский опыт наиболее часто учитывается при создании национальных систем страхования вкладов в других государствах. В настоящее время накопленный страховой фонд Федеральной корпорации страхования депозитов составляет около 44 миллиардов долларов США. На первоначальном этапе работы ФКСД, в 1934 году, лимит страхования составлял 2,5 тысячи долларов, в 1960 году – 10 тысяч, с 1980 года страхуется депозит физического и юридического лица в одном кредитном учреждении в сумме до 100 тысяч долларов. Сегодня в США обсуждается возможность нового повышения предельных компенсаций до 130 или даже 200 тысяч долларов США. Недостатком американской системы считается ее дороговизна, что компенсируется высокой надежностью и эффективностью. [12, 20]

     В ФКСД  страхуются все банковские вклады – физических и юридических лиц, государственных и частных организаций. Такой порядок распространяется и на национальные банки (работающие на основе генеральной лицензии по всей стране, для которой обязательно членство в Федеральной резервной системе), и  на банки штатов (работающие по лицензиям, выданным властями штатов, и являющиеся добровольными членами ФРС). Первоначальный капитал ФКСД был сформирован из средств Казначейства и 12 федеральных резервных банков. В экстренных случаях ФКСД имеет возможность получить кредит у Казначейства США на сумму не более 3 млрд. USD.

     Банк, застраховавший в ФКСД свои депозиты, может в любое время разорвать с ней отношения. ФКСД, в свою очередь, может исключить из системы защиты вкладов банки, замеченные в совершении незаконных или чрезмерно рискованных операций. Однако независимо от мотивов, повлекших за собой лишение банка страховой защиты со стороны ФКСД, еще в течение двух лет с момента расторжения договора по этим вкладам обеспечивается страховое возмещение. В это время банк обязуется вносить ежегодные платежи по действующей ставке, рассчитанной на неизменную сумму вкладов.

     Кроме непосредственной  защиты банковских вкладов, ФКСД  предоставлено право за счет  своих средств приобретать долю  в капитале банков (либо весь капитал на срок до пяти лет), предоставлять ему ссуды, а также назначать временное руководство банка или переводить дебиторскую и кредиторскую задолженности разорившегося банка в другой банк, застрахованный в ФКСД.   

     Несмотря на осторожное отношение американцев к вопросам государственного участия в экономике, по форме собственности система страхования депозитов в США является государственной и по форме организации – централизованной. В системе участвуют практически все  американские банки.

     Аналогичным образом в настоящее время организованы системы страхования депозитов в государствах ЕС, Канаде, Японии, Индии, России и  других странах.

          Определенный интерес представляют системы гарантирования вкладов в государствах бывшего СССР, например странах Балтии. Анализ систем гарантирования вкладов в некоторых странах СНГ  проведен в данной работе ниже в отдельной главе.

     В Литве  с июля 2002 года вступил в действие  закон «О страховании депозитов  и обязательств перед инвесторами», в соответствии с которым создан и действует Фонд страхования депозитов и обязательств перед инвесторами. Фонд является государственным учреждением, учрежденным правительством Литовской Республики. Его функции сводятся к аккумулированию взносов участников, осуществлению выплаты возмещения владельцам депозитов, надзору за соблюдением участниками процедур, предписанных законом, а также оценке рисков фонда. Фонд имеет право получать от участников необходимую ему информацию и оценивать ее достоверность.

     Уставный  капитал Фонда был сформирован  за счет взноса правительства  и составлял порядка 9 млн. USD. В настоящее время финансирование деятельности Фонда осуществляется за счет вступительных и календарных взносов участников. Размер календарных взносов составляет 0,45 % от привлеченных средств в год для банков и 0,2 % для кредитных союзов. Взносы уплачиваются ежемесячно исходя из среднедневных остатков на соответствующих счетах. Совет директоров Фонда имеет право уменьшить размер уплачиваемых участниками календарных взносов, если размер Фонда превысит 3 % от общей суммы подлежащих гарантированию депозитов. Фонд имеет право инвестировать свои средства в ценные бумаги правительств и центральных банков стран, реестр которых определяется его Советом. На практике денежные ресурсы Фонда инвестируются только в ценные бумаги правительства Литовской Республики.

     Участие  банков  и кредитных союзов  в системе является обязательным. Прием банков в число участников  системы осуществляется автоматически  – при получении ими лицензии на привлечение депозитов. Исключение из числа участников системы осуществляется по решению Совета Фонда при отмене надзорным органом права института привлекать депозиты, если институтом в течение 12 месяцев не устранены нарушения процедур страхования депозитов, установленные законом, или имеются причины, позволяющие говорить о возникновении угрозы для ликвидности Фонда.

     Система  гарантирования вкладов в Латвийской  Республике начала функционировать  с 1998 года с принятием закона  «О гарантировании депозитов физических лиц». В октябре 2001 года в закон были внесены существенные изменения, направленные на приведение его в соответствии с нормами Европейского союза. В частности, в число гарантируемых были включены депозиты юридических лиц, система распространена не только на банки, но и на кредитные союзы, уточнен перечень депозитов, не подлежащих возмещению.

     Деятельностью Фонда  гарантирования депозитов управляет  Консультативный Совет Комиссии  по финансовым рынкам и ранкам  капиталов – независимый орган финансового надзора. Он же контролирует предоставление участниками ежеквартальной отчетности о привлеченных депозитах. Функции Фонда включают аккумулирование взносов участников и осуществление выплаты возмещения по гарантируемым депозитам.

     Финансовые ресурсы  Фонда формируются за счет  первоначально перечисленных средств из государственного бюджета и Банком Латвии в равных долях, а также вступительных и календарных взносов участников. Размер календарных платежей составляет 0,05 % от суммы привлеченных депозитов.

     Фонд обязан хранить  свои средства на счете в  Банке Латвии. Инвестирование средств  Фонда осуществляется в порядке,  установленном Консультативным   комитетом.

     Участие банков и  кредитных союзов в Фонде является  обязательным. Включение в число участников осуществляется Комиссией автоматически при выдаче им лицензии на совершение банковских операций. Исключение из числа участников Фонда законодательством не предусмотрено.

     Эстонский фонд гарантирования  депозитов был создан в соответствии с законом от 23 мая 1998 года. Гарантии Фонда распространяются на депозиты юридических и физических лиц. В июле 2002 года вступил в силу новый закон, распространивший гарантии Фонда на инвестиции и вложения в пенсионные фонды. Фонд управляет тремя субфондами: гарантирования депозитов, защиты инвесторов и защиты пенсионных вложений.

     В функции Фонда  входит аккумулирование взносов  участников и осуществление выплаты  возмещения по гарантированным  депозитам. Фонд имеет право  получать необходимую ему информацию от надзорного органа, а также от банковских институтов – своих участников.

     Участие банков в  Фонде является обязательным. Прием  банков в число участников  осуществляется автоматически –  при выдаче им лицензии на  осуществление банковских операций. Датой наступления страхового случая считается объявление Банком Эстонии моратория на деятельность банка, отзыв у банка лицензии, а также начало процедуры банкротства в отношении банка.

     Финансовые ресурсы  Фонда формируются за счет вступительных и календарных взносов участников Фонда, штрафов за задержку уплаты взносов участниками, а также доходов от инвестирования средств фонда. Инвестированием средств Фонда занимается сам Фонд или управляющий активами по установленным законом направлениям.

     Разнообразие систем гарантирования вкладов (депозитов), существующих в настоящее время, можно свести к трем основным моделям.

     Первая – система  так называемых «неявно выраженных  гарантий» - распространена в  основном в развивающихся странах, где сильна зависимость банков от государства. Суть ее заключается в том, что гарантии не имеют четкой законодательной основы, а вытекают из практики прошлых лет, когда государство выступало гарантом вкладов в банках. Характерными чертами такой системы являются отсутствие как специального закона в виде юридического обязательства по сохранности банковских вкладов, так и полноценных гарантийных фондов. Существуют лишь абстрактные обязательства государства или иных органов по сохранности вложенных в банки средств. При этом в каждом конкретном случае порядок компенсации потерь определяется по усмотрению государства. Недостатки подобной системы очевидны. Отсутствие правил, регламентирующих лимиты возмещения и правила компенсации, дают возможность государству в случае банкротства банка действовать по собственному усмотрению. Более того, государство зачастую вовсе не допускает банкротства банков, поскольку возмещение выплачивается за счет государственных резервов.

     В отличие  от этой модели система, действовавшая повсеместно в европейских государствах до 1994 года (Германия, Австралия, Франция, Италия, Швейцария) и функционирующая и сегодня в некоторых странах (например, в Швейцарии), предполагает наличие специального гарантийного фонда, формируемого за счет добровольного финансового участия банков. Такая модель системы солидарной ответственности возникает, как правило, на базе профессиональных банковских союзов и может существовать в двух вариациях: либо компенсация вкладов осуществляется за счет взносов участников, уплачиваемых только после факта банкротства банка, либо взносы банков уплачиваются заранее. Государство в такой системе гарантирования вкладов практически не участвует, фонды управляются самими банками. Проблемой подобного механизма является то, что он действенен лишь до тех пор, пока компенсируются вклады небольших банков. Поэтому в мае 1994 года в Европейском союзе была принята директива, вменяющая в обязанность государствам, членам ЕЭС, создать национальные системы гарантирования вкладов под управлением государства и обеспечить обязательное участие в них всех банков. При этом основными принципами здесь является наличие законодательно установленной процедуры гарантирования возврата банковских вкладов, а также специально созданного в этих целях фонда. Такая система получила название «положительно выраженных гарантий». Подобные же рекомендации были высказаны Международным валютным фондом и всем остальным государствам. Международным валютным фондом принята аналогичная методология подразделения существующих способов страхования (гарантирования) вкладов (депозитов) на две системы: систему не выраженных прямо гарантий и систему положительно выраженных гарантий.

     Согласно Директиве  Европейского союза ни одна  кредитная организация, лицензированная  на территории государства, члена ЕЭС, не вправе осуществлять прием вкладов до тех пор, пока она не станет участником схемы по защите вкладов. Если кредитная организация, будучи участником такой схемы, не выполняет принятые на себя обязательства, то органы банковского надзора, выдавшие лицензию, должны применить по отношению к такой организации соответствующие санкции вплоть до отзыва лицензии.  

     Схема по защите вкладов должна предусматривать, что денежные средства, внесенные во вклады, должны быть гарантированы в сумме 20 000 евро в совокупности в отношении каждого вкладчика. Государства, члены ЕЭС, могут предусмотреть, что определенные категории вкладчиков будут исключены из сферы действия схем по защите вкладов либо им будет гарантирован существенно более низкий уровень защиты. К числу таких вкладчиков Директива относит финансовые организации, страховые компании, пенсионные фонды, правительство, центральные управленческие органы, муниципальные органы, коллективные инвестиционные фонды. Действие схем не распространяется на вклады, внесенные в кредитную организацию ее директорами, менеджерами, лицами, доля участия которых в уставном капитале составляет не менее 5 %, аудиторами кредитной организации, а также близкими родственниками вышеперечисленных лиц. Действие схем не распространяется в отношении долговых ценных бумаг, эмитированных кредитной организацией, а также в отношении депозитов, внесенных в валюте, отличной от евро.

     Уровень гарантирования  вкладов в государствах, членах ЕЭС, не может быть ниже 90 % от совокупной величины депозитов каждого вкладчика, пока общая сумма компенсации не превысит 20 000 евро. Совокупная величина депозитов в отношении отдельного вкладчика охватывает все денежные суммы, размещенные в данной кредитной организации, независимо от числа вкладов и места, где такие вклады внесены, но обязательно на территории Европейского союза.

     Гарантийные фонды  должны выплатить денежную компенсацию  вкладчикам в течение трех  месяцев от даты, в которую  компетентные или судебные органы  признают официально отказ кредитной организации выплатить денежные вклады по вкладам. Факт отказа кредитной организации от выплат по своим договорным обязательствам должен быть установлен органами банковского надзора либо судебными органами. В исключительных случаях трехмесячный срок для выплаты компенсации вкладчикам может быть продлен дважды, но не более чем на три месяца каждый раз.

     Принятая в ЕЭС директива, а также соответствующие рекомендации МВФ способствовали сближению мировых систем гарантирования вкладов и формированию единой модели по примеру США. Суть самой распространенной в настоящее время схемы гарантирования вкладов такова. В стране создается гарантийный фонд, управляемый государством. Участие в нем банков является обязательным. Фонд или корпорация (в различных государствах они имеют разные наименования) финансируется за счет регулярных взносов банков, которые, как правило, корректируются с учетом рисков, присущих деятельности того или иного кредитного учреждения. При нехватке средств фонда для выплаты компенсаций государство посредством бюджетных займов оказывает ему финансовую поддержку. Функции таких фондов в различных государствах могут отличаться. Если в одних странах задача фонда заключается исключительно в выплате возмещения вкладчикам, то другие осуществляют весь комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности банка: принимает на себя функции временного управляющего, оказывают банку поддержку и т. д. Иногда фонды наделяются функциями в отношении участвующих в них банков.                

Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов