Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа
Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.
Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………
Подтверждением
способствования системы
Доля депозитов в тенге в сумме депозитов физических лиц банков участников составила 37,6 % (на 1 января 2003 года – 26,2 %), депозитов в иностранной валюте – 62,4 % (73,8 %). Депозиты в тенге выросли за год почти в 2 раза, депозиты в иностранной валюте в 1,1 раза. Важной задачей системы гарантирования является создание и поддержание адекватного размера резервов Фонда для обеспечения своевременного выполнения им обязательств по возмещению вкладов населения. По состоянию на 1 января 2004 года размер активов Фонда составил более 6 миллиардов тенге. Резерв Фонда возмещения по вкладам увеличился за год в 2,1 раза и составил на 1 января 2004 года 5 101 млн. тенге, что составляет 3,6 % от совокупной суммы возмещения, подлежащей выплате Фондом, или 2,0 % от суммы гарантируемых депозитов. ( Статистика [14]).
В целях
хеджирования инвестиционных
Однако, необходимо отметить, что фонд имеет достаточно ограниченные полномочия. Его функции сводятся к сбору взносов с банков-участников и выплате возмещения вкладчикам. Он не имеет права устанавливать каких-либо обязательных к применению банками норм и правил, получать от них какую-либо информацию об их деятельности.
Механизм
выплат возмещения по
Оценивая опыт функционирования системы гарантирования возврата вкладов в Казахстане, следует отметить, что существующая система практически полностью зависит от Национального банка Казахстана, что влечет ограниченность по ее функциям и используемому инструментарию, а также неизбежно порождает конфликт интересов и наделение Фонда несвойственными ему функциями в ущерб повышению эффективности функционирования самого Фонда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система государственного
гарантирования вкладов
В связи с этим очень важным является скорейшее принятие в Республике Беларусь закона о гарантировании вкладов физических лиц. Необходимость введения системы гарантирования в Республике Беларусь вызвана недостатками действующей в настоящее время системы. При этом проект закона «О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» несовершенен. Основное направление его совершенствования заключается в использовании мирового опыта, который должен способствовать применению на практике надежных, используемых во многих странах мира принципов деятельности систем гарантирования вкладов.
Причем такая система гарантирования вкладов (депозитов) в нашем государстве должна строиться на основе научно обоснованной и практически проверенной теоретической платформы с учетом национального и международного опыта, особенностей и специфики нашего государства. Наше государство идет по пути формирования системы положительно выраженных гарантий.
Анализ
различных систем
Основные принципы построения системы гарантирования вкладов, применимые для Республики Беларусь:
1. Такая система должна создаваться под патронажем государства. Согласно белорусскому законопроекту Резервная корпорация создается Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь и является государственным учреждением. Согласно рекомендациям специалистов Всемирного банка «все системы страхования мира отделяют ответственность бюджета перед вкладчиками, так как это несет в себе потенциальную опасность». Однако статус госучреждения предполагает, что государство должно нести субсидиарную ответственность по возврату вкладов, но при этом банки теряют право собственности на свои отчисления в фонд гарантирования. По мнению автора работы, такая ответственность со стороны государства, учитывая национальные особенности нашего государства, будет способствовать повышению доверия вкладчиков к банкам банковской системы Республики Беларусь со всеми вытекающими последствиями и одновременно будет способствовать повышению ответственности государства за надлежащее регулирование и надзор банковской деятельности со стороны органов государственной власти и управления, в том числе Национального банка, как регулятора такой деятельности. При этом такая ответственность должна опираться на бюджет или реальные активы государства. Независимо от того будет или нет государство принимать на себя субсидиарную (совместную) ответственность по обязательствам Резервной корпорации по возмещению банковских вкладов, на первоначальном этапе государству необходимо принять участие в формировании минимального фонда Резервной корпорации не менее 5% объема вкладов граждан, подлежащих гарантированию. Можно также пойти по пути увеличения размера отчислений, что приведет к росту расходов, которые банки постараются переложить на вкладчиков. Кроме того, предлагаемый механизм гарантирования должен учитывать наличие фонда обязательных резервов и Гарантийного фонда.
2. Обязательность участия в ней кредитных организаций, привлекающих вклады физических лиц. Участие в системе гарантирования вкладов банков, имеющих лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц согласно белорусскому законопроекту будет обязательным. Национальный банк одновременно с выдачей банку лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц направляет письменное уведомление в Резервную корпорацию о выдаче банку такой лицензии с указанием наименования банка, его места нахождения (юридического адреса), даты государственной регистрации, номера общей лицензии на осуществление банковских операций и номера лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. Резервная корпорация в течение трех дней со дня получения уведомления Национального банка включает банк в реестр банков, принятых на учет в Резервную корпорацию и выдает ему свидетельство о принятии банка на учет. Национальный банк в месячный срок со дня вступления в юридическую силу вышеуказанного проекта закона представляет Резервной корпорации перечень банков, имеющих лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, для принятия их на учет в Резервной корпорации. Аналогичный порядок участия в системах гарантирования вкладов предусмотрен в Российской Федерации, Республике Казахстан и других государствах. Введение требования обязательного членства в системе гарантирования всех банков, имеющих лицензию Национального банка Республики Беларусь на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, поможет защитить в первую очередь мелких и средних вкладчиков. Добровольный выход, либо принудительное исключение банка из системы гарантирования вкладов, повлечет за собой автоматический отзыв Национальным банком у данного банка лицензии на прием во вклады средств физических лиц и как результат досрочную выплату вкладов либо перевод вкладов по желанию вкладчика в любой другой банк. Добровольная система гарантирования не может быть реализована, так как устойчивые банки, в том числе и АСБ «Беларусбанк», в котором аккумулирована основная часть вкладов физических лиц, не захотят оплачивать риски ненадежных банков.
3. Допуск на рынок частных вкладов только тех банков, которые имеют устойчивое финансовое положение. В первую очередь ответственность за результаты деятельности коммерческого банка, включая выполнение обязательств перед вкладчиками, возлагается непосредственно на банк. Государство, в лице органов государственной власти управления, в том числе и Национальный банк, как регулятор деятельности всей банковской системы, осуществляет регулирующие функции, в частности, создавая основу и для взаимоотношений между вкладчиками и банком.
4. Накопительный характер формирования системы гарантирования вкладов, их создание за счет первоначального взноса государства и постоянных взносов банков, привлекающих вклады. Важной задачей системы гарантирования вкладов является создание и поддержание адекватного размера резервов фонда Резервной корпорации по возмещению банковских вкладов для обеспечения своевременного и полного выполнения им обязательств по возмещению вкладов физических лиц в соответствии с действующим законодательством.
5. Распределение рисков неисполнения банками своих обязательств между системой гарантирования вкладов и вкладчиками в зависимости от величины вклада, ограничение страхования вкладов по сумме. Частичная гарантия вкладов побуждает вкладчиков более осознанно подходить к выбору банка. Излишне щедрые гарантии способны вызвать недоверие к самой системе гарантирования вкладов, а также подорвать ее финансовую стабильность.
6. Обеспечение максимальной сохранности средств системы гарантирования вкладов за счет размещения резерва только в надежные и ликвидные инструменты. В целях хеджирования инвестиционных рисков активы фонда системы гарантирования вкладов должны быть размещены только в надежные и ликвидные активы, например в государственные ценные бумаги своего государства, как в Республике Казахстан.
7. Компетенция органа управления фондом гарантирования вкладов должна включать возможность разрешать негативные ситуации с проблемными банками не только путем выплаты вкладчикам установленных сумм, но и другими предусмотренными законодательством способами, например, путем реорганизации и т. д.
8. Прозрачность и открытость деятельности системы гарантирования для общества. Развитие системы возмещения вкладов в Республике Беларусь должно основываться на использовании опыта лучшей международной практики, в том числе по вопросам прозрачности и открытости деятельности системы гарантирования для общества. Необходимо систематически информировать население Республики Беларусь о порядке участия и взаимодействии банков с Резервной корпорацией по возмещению банковских вкладов. Повышение осведомленности населения нашего государства, приобретение знаний в сфере финансов, формирование нового стиля жизни неразрывно связанного с финансовой системой государства, возможно только при совместных усилиях банковской системы и в целом государства. В целях разъяснения целей и задач Резервной корпорации по возмещению банковских вкладов необходимо вести широкомасштабную просветительную работу с населением, регулярно публикуя в республиканских СМИ материалы по данному вопросу.
Учет указанных основных принципов при построении системы гарантирования вкладов в Республике Беларусь с положительно выраженными гарантиями позволит гарантировать вкладчикам возмещение по вкладам при наступлении гарантийного случая. В конечном итоге позволит развивать доверие к банкам Республики Беларусь со стороны отечественных и иностранных инвесторов, вкладчиков, населения республики, что в свою очередь позволит идти по пути к цели развития банковского сектора, увеличения ресурсной базы банков и снижения системных рисков. Закон о возмещении банковских вкладов физических лиц на государственном уровне должен быть принят в ближайшее время. Это в интересах, прежде всего самого государства, всей белорусской экономики, Закон повысит доверие к банковской системе нашего государства и, в целом, поможет ввести в оборот деньги, находящиеся сейчас на руках у вкладчиков, а значит, обеспечит дополнительными инвестициями нашу промышленность и другие отрасли экономики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов