Основы управленческой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:09, лекция

Описание работы

курс лекций по основам управленческой деятельности с контрольными вопрсами

Файлы: 1 файл

Оновы управленческой деятельности с контрольными вопрсами.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

Простые технологии управления позволяют получить в процессе работы один, заранее определенный результат, гибкие технологии — один из ряда заранее определенных возможных результатов.

Управление системой позволяет решить конкретную проблему, т. е. устранить критическое рассогласование между желаемым и действительным состоянием системы. Ход устранения проблем, возникающих при достижении целей системы, является основным критерием эффективности управления.

 

 

 

14 

15

 

Диагностика проблемы предполагает поиск  ответов на вопросы: что происходит в системе? каковы причины происходящего?


Все проблемы, возникающие  в социальных системах и требующие принятия решений от органов управления, подразделяются на три класса:

• хорошо   структурированные   и   выраженные   количест 
венно;

• неструктурированные, выраженные качественно;

• слабо структурированные, не имеющие четких алгорит 
мических решений.

Для решения хорошо структурированных  задач применяются строгие математические методы, для неструктурированных — эвристические методы. Для решения слабоструктурированных проблем применяются специальные методы системного анализа, которые представляют собой комбинацию строгих математических правил и интуитивно-эвристического подхода.

Одним из научных методов, применяемых для поиска оптимального решения проблемы, является исследование операций.

При исследовании операций выделяют следующие этапы:

  • формулирование проблемы;
  • построение   математической   модели  исследуемой  системы;
  • нахождение решения с помощью модели;
  • проверка модели и решения, полученного с его помощью;
  • организация управления в соответствии с полученным решением;
  • осуществление решения.

При решении сложных  проблем для обеспечения необходимой интеграции работ в процессе исследования операций обычно создаются творческие коллективы специалистов разного профиля.

При реализации технологий управления необходимо различать проблемы настоящие и мнимые. Для настоящих проблем характерны следующие признаки:

  • настоящая проблема — это объективно существующая категория;
  • настоящие проблемы самопроизвольно не исчезают;
  • при несвоевременном выявлении и разрешении проблем они углубляются и усложняются;
  • проблемы требуют решения на уровне, соответствующем их сложности;
  • если проблемы не решаются на должном уровне, то они могут быть решены стихийно и некачественно на нижестоящих уровнях;
 

• по ходу и глубине развития проблемы можно судить о 
целях, которые не декларируются, но реально находятся 
на входе системы.

Совокупность методологических средств и практических приемов, используемых для подготовки и обоснования решений сложных проблем, представляет собой системный анализ.

В отличие от системного подхода, системный анализ имеет  прикладное направление, так как  является методом решения конкретных проблем. Этапы и содержание проведения системного анализа следующие:

  • анализ конкретной системы и ее компонентов;
  • выявление и анализ имеющихся проблемных ситуаций;
  • разработка модели оптимизации системы, синтез оптимизированной системы;

— анализ результатов работы оптимизированной системы.

Цель системного анализа заключается в обеспечении поддержки принятия решений руководителем (лицом, принимающим ответственные решения) путем систематического изучения основных целей, сравнения затрат, эффективности и уровня рисков, связанных с каждой из альтернатив достижения целей, а также путем поиска и формулировки дополнительных альтернатив.

В полном объеме системный  анализ осуществляется по шести направлениям:

  • компонентный анализ — выясняется природа, качественный и количественный состав элементов (компонентов), образующих систему;
  • структурный анализ — выясняется структура системы со стороны связей и отношений;
  • функциональный анализ — устанавливаются функции элементов (компонентов) системы, их взаимодействие, соответствие главной целевой функции системы;
  • информационно-коммуникативный анализ — оценивается организация информационных потоков, выявляются возможные информационные шумы;
  • генетический (исторический) анализ — устанавливается последовательность главных событий, выявляются наиболее существенные этапы развития;
  • интегративный анализ — устанавливаются и оцениваются условия сохранения целостности системы, возможности прогрессивного развития.

Особое место в системном  анализе занимает метод моделирования.

Модель понимается как образ (представление) исследуемого реального объекта, который сохраняет главные черты и свойства объекта, а моделирование — как процесс создания и представления реальной системы в виде некой абстрактной формализованной системы.

 

 

 

16 

 

 

17

 


2*



В зависимости от характера  применения моделей их разделяют на три большие группы: описательные, нормативные и динамические.

Описательные (дескриптивные) модели служат для изучения и наблюдения за реальными процессами для целей их прогнозирования. Они не предполагают вмешательства в изучаемые процессы или системы. Такие модели используют для изучения тенденций.

Нормативные (оптимизационные) модели используют для практических задач совершенствования управления системами, для выбора оптимальных вариантов решений. На основании нормативных моделей формируется нормативно-справочный фонд системы, позволяющий в дальнейшем эффективно разрабатывать различные модели оптимизации. В системе клинического управления роль нормативных моделей выполняют стандарты (стандарт лекарственной помощи, стандарт медицинской технологии и т. д.).

Динамические (имитационные) модели применяются для моделирования  сложных систем, состоящих из множества  подсистем, которые могут иметь  противоречивые цели и отличаются неопределенностью. Реализация моделей имитации деятельности изучаемых систем и проверки различных вариантов развития событий и решений осуществляется с помощью средств вычислительной техники. В системе клинического управления имитационные модели строятся для определения затрат при различных объемах медицинской помощи в процессе формирования оптимальных и рациональных стандартных нормативов и объемов помощи.

1.3.   Истоки науки об управлении

Наука, описывающая условия, средства, способы и технологии, с помощью которых управление системами может осуществляться наиболее целесообразно (оптимально), называется кибернетикой.

Термин "кибернетика" у древних греков обозначал "кормчий". У Платона кибернетика — это искусство управления кораблем. Французский физик Ампер в начале XIX в. предполагал использовать этот термин для обозначения науки, которая должна исследовать способы управления государством.

Официальной датой рождения кибернетики как науки в ее современном понимании стала  середина XX в., а точнее — 1948 г., когда появилась книга Н. Винера "Кибернетика или, Управление и связь в животном и машине".

В современной литературе можно встретить различные определения понятия кибернетики:

18 

 

  • кибернетика — это наука об общих закономерностях процессов управления и строения систем;
  • кибернетика — наука об управлении сложными динамическими системами;
  • кибернетика — наука об общих законах преобразования информации в сложных системах управления и др.

Разнообразие системных  объектов определяет разнообразие видов  управления. Кибернетика на абстрактном уровне рассматривает общие закономерности, общие принципы управления, относящиеся ко всем его разновидностям.

За сравнительно короткий срок кибернетика прошла в своем развитии несколько этапов. В настоящее время она разветвляется на ряд прикладных наук. Развитие кибернетики тесно связано с процессами математизации и компьютеризации науки, с широким использованием новых информационных технологий и интеллектуальных систем.

Кибернетикой установлено, что во всех системах процессы управления реализуются по единой схеме, предусматривающей сбор, обработку и передачу информации.

Созданию любой системы  предшествуют следующие этапы:

а) определение цели;

б) изучение способов достижения цели (маркетинг);

в) обеспечение процесса достижения цели (менеджмент). 
Одним из главных условий создания системы управления

является ориентация системы на достижение цели.

Целью системы  управления называют идеальное состояние объекта в будущем. Цель определяет то, ради чего создают систему. Роль системы управления заключается в прокладывании пути от текущего состояния объекта или системы к цели, а также в достижении тех конкретных результатов, которые предполагается получить после реализации поставленной цели в определенных условиях и фиксированном периоде времени.

К цели системы предъявляются  определенные требования:

  1. четкость и однозначность формулировки;
  2. измеряемость;
  3. конкретность сроков исполнения;
  4. наличие механизмов вознаграждения исполнителей;
  5. совместимость целей организаторов и исполнителей;
  6. цель должна иметь формализованные критерии;
  7. цель должна быть доступна для коррекции при изменении условий или состояния объекта, системы управления.

В управлении цели рассматриваются  как конкретные конечные состояния или желаемый результат. При этом цель всегда лежит вне системы и определяет ее роль, эффективность, затраты и риски.

Процесс формулировки целей  является сложным и носит

19

 

эвристический характер.  Управленческие цели дифференцируются:


  • по  содержанию  —   экономические,   организационные, научные, технические, социальные, политические;
  • по структуре — административные, кадровые, производственные, финансовые, инновационные, маркетинговые;
  • по среде — внутренние, внешние;
  • по приоритетности — особо приоритетные, приоритетные, прочие;
  • по периоду становления — стратегические, тактические, оперативные и т. д.

Цель системы управления должна быть обязательно формализована. Формализация цели заключается в формировании четких критериев оценки эффективности системы.

Критерий отражает степень достижения объектом поставленной перед ним цели и включает в себя в качестве компонентов параметры эффективности.

Параметром  эффективности называют наиболее важные параметры системы, которые позволяют оценить качество решения проблемы и достижение поставленных перед системой целей.

Система управления не будет  эффективной, если были допущены ошибки при постановке цели, при формулировке критериев достижения цели, если были неправильно определены способы и инструменты достижения цели, если были допущены ошибки планирования, организации, контроля, а также ошибки выбора мотиваций.

Принятие решений — это объективно неизбежная и широко распространенная в повседневной жизни процедура. Именно в принятии и реализации решений управление проявляется как деятельность.

Решение — сложный социально-психологический акт (процесс) выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов действия.

По степени творческого  содержания различают решения:

  • рутинные (все процедуры строго предписаны);
  • селективные (присутствуют в определенных границах инициатива и свобода действий);
  • адаптационные (поиск нового решения известной проблемы);
  • инновационные (поиск способов вскрывать новые и непредсказуемые проблемы, решение которых требует нового уровня мышления).

Принятие решений предполагает предварительный сбор, анализ и оценку информации.

Основные функции управленческих решений:

• направляющая — определение цели и задач развития 
объекта управления;

20 

 

  • обеспечивающая — определение путей и способов использования имеющихся возможностей и ресурсов развития системы;
  • организационная — распределение ресурсов, проведение структурных изменений;
  • стимулирующая — определение характера и меры поощрения исполнителей.

Управленческое решение  любого уровня должно:

  • иметь ясную цель;
  • быть обоснованным (иметь расчетную основу, объясняющую выбор данного варианта);
  • быть адресным (кто? где? когда?);
  • быть непротиворечивым (согласованным с внешними и внутренними обстоятельствами);
  • быть правомочным (опираться на правовые и нормативные документы);
  • быть эффективным (в отношении ожидаемого итога);

Информация о работе Основы управленческой деятельностью