Основы управленческой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:09, лекция

Описание работы

курс лекций по основам управленческой деятельности с контрольными вопрсами

Файлы: 1 файл

Оновы управленческой деятельности с контрольными вопрсами.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

 

  • быть своевременным;
  • быть четким и ясно изложенным (для лучшего понимания исполнителями);
  • учитывать возможные последствия и риски;
  • предусматривать ответственность исполнителей за нарушение сроков реализации;
  • предусматривать формы контроля.

Процесс принятия управленческих решений — деятельность, осуществляемая по определенной технологии. Само управленческое решение представляет собой преобразованную информацию, которая передается по каналам прямой связи.

По признаку глобальности сферы принимаемых управленческих решений выделяют централизованные и распределенные технологии и системы управления.

В централизованной системе  управления решения принимаются одним лицом (в одном центре) и охватывают объект управления в целом.

Распределенная технология (или система управления) характеризуется наличием ряда функционально и структурно связанных центров.

Таким образом, обязательным условием эффективного управления является формализация информации о процессах, происходящих в системе, так как каждая из функций управления осуществляется только на основе информации.1.4.   Роль информации в управлении

Информация может рассматриваться  как уменьшение неопределенности в отношении ожидаемых событий, как некий ресурс в процессе управления системой.

21

 

С точки зрения здравого смысла и  потребностей управления, под информацией понимают то полезное содержание, которое можно извлечь из различных данных для последующего применения в управлении.


Рискоемкость функционирования сложной системы обратно пропорциональна количеству полезной информации, накопленной в системе.

С точки зрения теории управления, информация (управленческая информация) — это новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию.

К информации предъявляются  определенные требования, в том числе специфические, в зависимости от области применения.

Основные требования к управленческой информации:

  • своевременность;
  • оперативность;
  • надежность (достоверность, объективность, полнота);
  • оптимальность (характеристика меры соотношения необходимой и достаточной информации);
  • доступность и легкость восприятия;
  • логичность;

• соответствие компетенции субъекта управления. 
Необходимым  элементом  квалификации  управленческого

персонала является информационная культура, которая оценивается качеством тезауруса (свода гуманитарных, управленческих и специальных, знаний, которые "хранятся" в личной памяти индивида). Богатый тезаурус личности является обязательным условием адекватного восприятия информации.

При бедном тезаурусе  сотрудников, особенно тех, которые находятся в узловых точках информационно-коммуникативных сетей, действительно нужная и объективно полезная информация просто не будет востребована, информационный поток натолкнется в такой ситуации на барьер непонимания, неосведомленности (возникнет "семантический шум"). Существуют и другие виды информационных шумов. Так, "прагматический шум" связан с субъективной оценкой данных и отбором только тех данных, которые устраивают получателя информации, а "физический шум" обусловлен недостаточной пропускной способностью физических каналов связи, возникновением помех и сбоев.

Важным элементом управленческого  цикла является информационный поиск. Алгоритм информационного поиска включает в себя следующие этапы:

  • определение информационных потребностей органа управления в соответствии с поставленными целями и постановка задач информационного поиска;
  • накопление данных, необходимых для получения информации;

22 

 

  • оптимальная организация структуры хранения  информации;
  • анализ данных и их преобразование в соответствии с потребностями задач управления;
  • оперативный доступ к информации;
  • восприятие информации и реакция на информацию лица, принимающего решения.

Эффективность управления во многом зависит от информационного обеспечения, под которым понимается:

  • деятельность информационно-аналитической службы;
  • совокупность технических средств, обеспечивающих информационное обслуживание.

Системно-информационные принципы деятельности подразумевают неразрывную связь управления и информации. Эффективно можно управлять лишь там, где имеется достаточная информация. По мере возрастания информации возможности управления увеличиваются.

Процесс создания оптимальных  условий для удовлетворения информационных потребностей управления предполагает, прежде всего, информатизацию управленческой деятельности. В связи с этим важным условием эффективной реализации программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению является информатизация управления клинической практикой.

1.5.   Принципы управления

Принципы управления — это основные правила, которые должны   соблюдаться   при   принятии   решений   в   процессе

управления.

Слово "принцип" происходит от латинского principium, что означает "начало", "основа". В отличие от законов принципы по своей природе субъективны. Принципы исторически складываются в процессе практики управления.

Одним из основополагающих общих принципов управления является принцип научной обоснованности (объективности). Его основное содержание заключается в требовании, чтобы все управленческие действия опирались на научные методы и

подходы.

Применительно к управлению клинической практикой этот принцип  предполагает обращение к медицине, основанной на доказательствах. Например, когда принимаются решения о включении лекарственных средств в списки для финансирования из государственных источников, о внедрении стандартов клинической практики в программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению, то основой для принятия таких решений должны

23

 

Обратная связь


ПРОЦЕССЫ

Вход (цели, потреб- Выход (реализация целей,

ности, ресурсы) удовлетворение потребностей)

Рис. 1. Модель системного управления.

служить результаты мета-анализа  и высокий уровень достоверности доказательств эффективности и безопасности рассматриваемых препаратов или медицинских технологий. В условиях жестко ограниченного финансирования клинической практики обязательным компонентом в процессе принятия решений является методологически корректно подготовленная расчетная основа, объясняющая выбор той или иной альтернативы.

Следует подчеркнуть  особую значимость принципа обратной связи, в соответствии с которым информация (сигнал) о работе управляемой системы передается субъекту управления, который имеет возможность корректировать ход управленческого процесса. При отсутствии обратной связи заметно снижается эффективность управления вплоть до полной потери управляемости.

Как уже было отмечено ранее, на каждом этапе процесса обмена информацией могут возникать  определенные шумы. Обратная связь  помогает преодолению этих проблем.

Механизм обратной связи  является фундаментальным принципом, лежащим в основе управления не только машинных систем, но и в живой природе и в обществе (рис. 1).

В системе клинического управления обратная связь обеспечивается путем анализа информации о событиях клинической практики. При этом сбор и обработка информации осуществляются с использованием компьютерных технологий и программных средств.

Обратная связь по своему характеру может быть отрицательной (нейтрализующей) и положительной (усиливающей интенсивность процесса).

Принцип иерархии в управлении — это принцип организации сложных многоуровневых систем. Необходимость иерархических структур в сложных системах обусловлена тем, что управление в них связано с получением, обработкой и использованием больших массивов информации, выполнением множества функций, решением сложных задач. На низших уровнях решаются конкретные (оперативные) задачи. На более высокие уровни поступает сжатая, обобщенная информа-

24 

ция, необходимая для принятия решений, относящихся к системе в целом (тактического, стратегического характера).

Одним из критериев системности  является плотность связей между элементами системы. По этому параметру иерархические системы уступают системам с гетерархической организацией. Последние более динамичны. В таких системах иерархия является только функциональной, обусловленной информационными свойствами выраженностью информационных процессов, отражающих структурно-функциональную сложность системы. Система клинического управления по принципу своей организации стоит ближе к гетерархическим системам.

Принцип "черного  ящика". "Черный ящик" содержит некую недоступную на данный момент информацию об объекте управления в сложной системе. В этом случае возможность управления поведением системы реализуется на основе изучения входов и выходов этого "ящика", изучения связи между внешним воздействием на систему и реакцией системы на это воздействие.

Принцип необходимого разнообразия заключается в том, что система управления должна соответствовать уровню сложности объекта управления. Если этот принцип не соблюден, то такая система неэффективна, так как она не в состоянии учесть многообразие состояний объекта, взаимодействий его с окружающей средой, всех возникающих проблем и обеспечить требуемое качество управления.

Из этого принципа следует важный вывод о том, что  далеко не всякое упрощение управленческих структур является благом. Попытки проектирования простой системы для управления сложным объектом заведомо обречены на неудачу. Этот вывод особенно актуален при создании такой сложной системы, как система клинического управления.

Нильсом Бором был  сформулирован принцип дополнительности, в соответствии с которым существует неустранимая множественность точек зрения на одну и ту же реальность и невозможность существования единственно всеобъемлющей точки зрения, которая отражала бы одновременно всю реальность. Этот принцип заключается в констатации богатства и разнообразия реальности.

Исходно существует множественность  представления систем. Любая сложная система имеет много компонентов, которые могут быть описаны разными языками и измерены разными способами. Содержание системы не исчерпывается каким-либо одним теоретическим языком. Различные языки и точки зрения на систему дополняют друг друга. Все они связаны с одной реальностью, но не сводятся к одному-единст-венному описанию.

В представленной авторами модели управления клиниче-

25

 

екая практика рассмотрена в  рамках программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению. Данная модель не исчерпывает всего разнообразия подходов к управлению (управление процессами, управление по результатам и др.), а предполагает управление содержанием клинической практики. Модель построена на основе анализа реальной практики управления качеством и структурой лекарственной помощи, предоставляемой населению по бесплатным и льготным рецептам в соответствии с постановлением Правительства РФ №890, функционирующей на территории Свердловской области (директор программы "Доступные лекарства" — В. Г. Михайлов).


1.6.  Особенности управления в динамических системах

Целью создания системы  клинического управления в рамках программ государственных гарантий является необходимость адаптации клинической практики к изменяющимся условиям внешней среды (условиям финансирования клинической практики, критериям эффективности и качества стандартов клинической практики и т. д.). Для более глубокого понимания сущности проблем клинического управления в условиях ограниченного финансирования особого внимания заслуживают динамические, изменяющиеся системы.

Иерархия в таких  динамических системах является функциональной, обусловленной выраженностью информационных процессов, где на каждом уровне существуют присущие ему возможности самоорганизации. Как было отмечено выше, по принципам организации система клинического управления может быть отнесена к разряду гетерархических систем, которые характеризуются высокой плотностью функциональных связей внутри системы, определяющих в ней порядок.

Понятия "организации" и "самоорганизации" являются ключевыми при исследовании проблем порядка и упорядоченности. В числе фундаментальных выводов, полученных на межпредметном уровне, — утверждение об универсальности феномена самоупорядочения — саморазупорядочения.

Обоснование этого вывода связано с научным трудом А. А. Богданова "Тектология: Всеобщая организационная наука", опубликованном в 1912 г. Тектология исследует всеобщность устройства, что выражается в определенном порядке отношений различных объектов, объединенных в целое для достижения устойчивости. Автор использовал феномен всеобщности явления самоорганизации в обосновании научного подхода к адаптивному управлению.

Информация о работе Основы управленческой деятельностью