Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 10:06, контрольная работа
Эпоха натиска на природу закончилась или, во всяком случае, кончается. Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать Землю от собственного усердия не по разуму. Сменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная среда жизни.
Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Формирование и развитие экологического законодательства России……5-9
2. Понятие источников экологического права, их классификация………….9-12
3. Конституционные основы экологического права…………………………12-19
4. Уровни правотворчества: федеральный, субъектов федерации, муниципальный………………………………………………………………..20-23
5. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02, как комплексный источник экологического права. Общая характеристика, основные положения………………………………………………………………………23-26
Заключение……………………………………………………………………..27
Задача 1………………………………………………………………………….27-28
Список использованных источников………………………………………….
С учётом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Так в ведении Российской Федерации находятся:
- регулирование и
защита прав человека и
- федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере) (п. «д»);
- установление основ
федеральной политики и
- ядерная энергетика,
расщепляющие материалы (п. «и»
- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования (п. «м»);
- определение статуса
и защиты государственной
- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система; геодезия и картография (п. «р»), а также в соответствии со статьёй 74 Конституции РФ – регулирование ограничения перемещения товаров и услуг, если это необходимо для защиты жизни и здоровья людей, охраны природы.
Очевидно, что к
развитию и осуществлению
Обоснованно то, что
защита экологических прав
- вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водами и другими природными ресурсами (п. «В»);
- разграничение государственной
собственности (применительно
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (п. «д»);
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. «з»);
- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»);
- защита исконной
среды обитания и
Помимо предметов
совместного ведения субъекты
Российской Федерации в
Таким образом в
Конституции РФ определены
- о разграничении
предметов ведения и
- о разграничении предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краёв, областей городов Москвы и Санкт – Петербурга Российской Федерации;
- о разграничении
предметов ведения и
Конституция РФ
устанавливает приоритет
4. Уровни правотворчества: федеральный, субъектов федерации, муниципальный
Вопрос об объектах права собст
рассматривать в двух аспектах:
- какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством
являются объектами права собственности и
- какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Согласно части 2 статьи 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступить в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.
В природоресурсном
законодательстве право
Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов – экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.
В тоже
время в научной правовой
Действительно, общественные отношения по поводу атмосферного воздуха возникают между людьми. Но чтобы стать объектом права собственности, объект должен быть индивидуализирован, выделен. Индивидуализированным может быть лишь воздушное пространство, а не воздух.
Р.Х. Габитов предлагает признать объектом правовой охраны атмосферу, а не атмосферный воздух, и распространить на неё отношения исключительной государственной собственности. Однако объектом природы является не атмосфера, а атмосферный воздух.² Человек заинтересован в охране именно атмосферного воздуха, которым дышит. Конструкция, предлагаемая Р.Х.Габитовым неубедительна.
____________________
¹ Раянов Ф.М. Правовая конструкция охраны природных объектов в СССР // Выполнение правовых требований охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Уфа, 1984. С. 20-23.
² Габитов Р.Х. К вопросу о понятии правовой охраны атмосферы // Проблемы совершенствования законодательства и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в свете новых конституций. Уфа, 1980. С. 80-87;
Интересно, что Конституция Украины отнесла атмосферный воздух к
объектам права собственности украинского народа. Думается, что правильнее
было говорить о суверенитете над воздушным пространством над территорией государства, как закреплено, к примеру, Воздушным кодексом РФ.
Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:
а) значительно расширен перечень субъектов за счёт введения
многообразия форм собственности – частной, государственной, муниципальной и иной;
б) предусмотрено структурирование государственной собственности по
уровням – федеральная и субъектов РФ.
Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов – исчерпывающий.
Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет полномочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со статьёй 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. С учётом того, что собственник обладает триадой полномочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержание понятия управления? Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное и др.) часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (в части управления использованием и охраной земель, вод, недр и т.д.). Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.
Помимо
государства, появилось три
5. Закон РФ «Об охране
окружающей среды» от 10.01.02, как
комплексный источник
Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Данный Закон содержит
понятия, являющиеся основными
понятиями экологического
Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие
в области охраны и