Экологическое право в США, Японии, Канаде, Австралии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать особенности правового регулирования экологических отношений в развитых капиталистических странах.
Для достижения указанной цели в работе последовательно ставились и решались следующие основные задачи:
– охарактеризовать система экологического законодательства и управления в США;
– проанализировать правовую охрану окружающей среды в Японии;

Содержание работы

Введе-ние……………………………………………………………………….3
1. Система экологического законодательства и управления в США….….5
2. Правовая охрана окружающей среды в Япо-нии………………...……..15
3. Правовое регулирование экологических отношений в Канаде
и Авст-ралии………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………….……24

Файлы: 1 файл

Экологическое право в США, Японии, Канаде, Австралии.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Система экологического законодательства и управления в США….….5
  2. Правовая охрана окружающей среды в Японии………………...……..15
  3. Правовое регулирование экологических отношений в Канаде

     и Австралии………………………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………….……24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В мире насчитывается  около 200 государств, из которых 185 являются членами Организации Объединенных Наций. Их принято группировать по географическому положению, по уровню и характеру социально-экономического развития: западные и восточные (евроазиатские), северные (развитые) и южные (развивающиеся) страны. Разумеется, такая классификация довольно приблизительна, но она используется в политической жизни, в определении общих интересов и приоритетов групп стран, а также в организации международного сотрудничества.

В каждом государстве  сформировалась своя правовая система в ходе исторического процесса в соответствии с потребностями регулирования общественных отношений, в том числе и регламентирующая отношения в сфере экологии. В некоторых странах экологическое право достигло высокого уровня своего развития и уже признается частью национальной правовой системы — новой отраслью наряду с традиционными отраслями права.

Необходимость активизации  усилий по охране окружающей среды, вхождение  нашей страны в европейский, общечеловеческий дом предполагают: учет, анализ и использование узловых правовых достижений, наработанных мировой цивилизацией; непредвзятое сопоставление их с оправдавшими себя в нашей стране традиционными формами природопользования; поиск и разработку путей преодоления трудностей, связанных с психологическим, политическим, экономическим, культурным состоянием и уровнем населения, с отсутствием готового аппарата и механизма исполнения. Давний вопрос приоритетности приобретает новое звучание в современных условиях обострения экологической ситуации, имеющего общемировое значение и грозящего глобальным экологическим кризисом.

Особый интерес проявляется к изучению права окружающей среды в экономически развитых государствах. К числу развитых капиталистических стран принято относить некоторые государства Западной Европы, США, Канаду, Японию, Австралию. Хотя по уровню развития экономики и социальной сферы эти страны не одинаковы, они считаются наиболее прогрессирующими в историческом процессе с точки зрения развития человеческой цивилизации вообще. США и Япония имеют лучшие показатели развития, а среди западноевропейских государств более высокой степенью экономического развития отличаются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия и Скандинавские страны.

Что касается проблем  экологии и организации их решения во внутригосударственном масштабе развитые страны также заметно различаются. Это связано с их географическим положением, размерами территории, традициями национальной культуры.

Цель данной работы: проанализировать особенности правового регулирования экологических отношений в развитых капиталистических странах.

Для достижения указанной  цели в работе последовательно ставились  и решались следующие основные задачи:

– охарактеризовать система экологического законодательства и управления в США;

– проанализировать правовую охрану окружающей среды в Японии;

– рассмотреть правовое регулирование экологических отношений в Канаде и Австралии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ  В США

 

Соединенные Штаты Америки — одна из наиболее экономически развитых стран мира. По территории — 9,4 млн. кв. км — стоит на четвертом месте в мире после России, Канады и Китая, а по населению — примерно 250 млн. жителей — на третьем после Китая и Индии. Высоко развиты все современные отрасли промышленности, энергетика, транспорт, сельское хозяйство. К 1980 г. США производили в год столько же промышленной и сельскохозяйственной продукции, сколько все капиталистические страны Европы и Япония, вместе взятые.

Интенсивное экономическое развитие повысило уровень жизни населения и вместе с тем многократно увеличило разрушающую антропогенную нагрузку на природную среду, породив опасность экологической катастрофы.

Попытки решения проблемы охраны окружающей среды и обеспечения  рационального использования природных ресурсов вызвали существенные изменения в государственно-правовой надстройке. Связывая решение этих проблем с задачей установления определенного порядка функционирования общества, при котором возможно долгосрочное поддерживание баланса во взаимодействии человека и природы, американское государство исходит из особой роли права, которое должно действовать в этом направлении взаимосвязано с экономическими, научно-техническими и культурными мероприятиями государственного и общественного характера. С учетом этого обстоятельства американское право постепенно реформируется и идет по пути образования комплексной отрасли, направленной, главным образом, на реализацию модели экологически безопасного экономического развития1.

Особенность американской правовой системы в области экологии заключается в том, что она основывается на сочетании нескольких категорий источников права, главное место среди которых занимают нормы общего права. Они сочетаются с законами, именуемыми в американской правовой терминологии статутами, и подзаконными нормативными актами.

Общее или прецедентное право, создаваемое судами, включает юридически значимые принципы, доктрины и теории. Несмотря на зачастую древнее происхождение, нормы общего права продолжают использоваться и поныне, помогая на основе традиционных и вечных истин решать проблемы современной жизни США.

В числе доктрин общего права, наиболее применяемых на практике, следует указать прежде всего право устранения помех, то есть право граждан в судебном порядке требовать устранения неудобств и препятствий, создаваемых конкретными источниками (лицами, предприятиями, организациями), в целях защиты своего неотъемлемого права на поддержание благосостояния.

Другая доктрина общего права —  приоритет публичных общественных интересов перед частными. Его основу составляет утверждение о том, что право граждан на доступ к важнейшим природным ресурсам является настолько фундаментальным, что природопользование частных лиц в нарушение общественных интересов населения подлежит пресечению в судебном порядке.

Еще одна доктрина связана с недопущением пресечения границ собственности (на недвижимость) без согласия владельца. Она также успешно используется для разрешения экологических споров, когда дело касается трансграничного переноса загрязнений.

Экологическое законодательство США  состоит из законов — статутов, принимаемых конгрессом США и  законодательными собраниями штатов, а также из дополняющих-детализирующих их подзаконных нормативных актов  министерств и ведомств и органов местных властей2.

Историческое развитие данного  законодательства продолжается более столетия. Однако рывок в формировании отрасли произошел в шестидесятые — семидесятые годы текущего столетия, когда в мире появились обоснованные тревожные сигналы деградации природной среды под влиянием человеческого развития. Внимание сконцентрировалось на борьбе с загрязнениями окружающей среды.

Вначале были приняты Закон об охране федеральных вод от загрязнения  от 30 июня 1948 г. и Закон о чистом воздухе от 14 июля 1955 г. (в СССР аналогичные законодательные акты приняты несколько ранее, соответственно 31 мая 1947 г. и 29 мая 1949г.).

Центральное место в системе  современного экологического законодательства США занимает Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, принятый конгрессом в 1969 г. и вступивший в силу с 1 января 1970 г. Он преследует две основные цели: возложить на все федеральные ведомства обязанность по охране окружающей среды, выполнение которой должно сочетаться с их основными полномочиями, и предусмотреть механизм реализации этой обязанности — экологические стандарты, лицензирование, предварительную оценку воздействия на окружающую среду, долгосрочное программирование природоохранной деятельности. Закон регламентирует создание Совета по качеству окружающей среды в рамках исполнительного аппарата Президента на правах вспомогательного и совещательного органа. Совет занимает центральное место в разработке экологической политики и контроле за ее реализацией.

Закон о национальной политике в  области охраны окружающей среды открыл так называемую декаду охраны окружающей среды в США, в течение которой были приняты десятки новых законов экологической ориентации, а в последующую декаду законодательство в этой области было существенно обновлено, в большей степени внутренне согласовано и усовершенствовано.

В настоящее время количество законов  федерального и штатного уровней  и соответствующих подзаконных  нормативных актов исчисляется тысячами. Многие законы были пересмотрены неоднократно.

Например, многочисленные поправки к  Закону об охране федеральных вод  от загрязнения изменили его первоначальный облик до неузнаваемости. В современном  виде в редакции 4 февраля 1987 г. он охватывает практически все вопросы предотвращения и устранения загрязнения вод во всех его видах. Аналогичным образом Закон о чистом воздухе в редакции 15 ноября 1990 г. превратился в подробный кодекс об охране атмосферного воздуха от загрязнения.

В связи с этим в  кругах американских специалистов все чаще звучит мнение о том, что экологическое законодательство стало громоздким, его трудно изучать практическим работникам экономических структур и государственного аппарата, трудно выполнять и контролировать выполнение. Высказываются мысли о необходимости его упорядочения, достижения большей степени унификации и согласования на федеральном и штатном уровнях.

Существует критика и с другой стороны: в американском обществе распространяется мнение, что сложившаяся система правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования слишком строга, что экологические требования законодательства и деятельность органов, отвечающих за их реализацию, чрезмерно ограничивают развитие экономики и поэтому должны быть ослаблены. Вокруг этого мнения ведется борьба. И так называемая концепция устойчивого развития является, по-видимому, одним из проявлений этой борьбы.

В 1966 г. конгресс США принял закон о сохранении исчезающих видов млекопитающих и птиц, который преследует цель не только защитить живую природу, но и обозначить рамки проблемы исчезновения ненарушенной природы. Законом было предусмотрено составление списков исчезающих видов с указанием численности оставшихся особей, а также областей их распространения. В 1973 г. этот закон был значительно усилен в результате принятия серии поправок к нему. В законе отмечалось, что его действие ограничивается только пределами территории США, поэтому он не в силах защитить виды, обитающие в других частях земного шара. Была также выделена еще одна категория видов: виды-кандидаты на регистрацию в «Красной книге». Эти виды пока еще не исчезают, но тенденция к их исчезновению уже наметилась. И чем раньше будет замечена эта тенденция, тем больше шансов их спасти. Другая важная поправка к закону состояла в том, что к списку исчезающих видов животных был добавлен список исчезающих видов растений. Кроме того, согласно принятым поправкам, федеральным органам запрещалось воплощать в жизнь какие-либо проекты, создающие угрозу для существования того или иного вида и его местообитания. Несмотря на то что этот пункт поправки к закону не вызвал особых замечаний, при ее рассмотрении в конгрессе именно он стал основой конфликта, возникшего при строительстве плотины на р. Теллико. В том виде, в каком он записан, закон не позволял сопоставлять выгоды от осуществления проектов с возможными последствиями исчезновения видов.

В стремнинах реки Литл-Теннесси обитает  маленькая неприметная рыбка-улитковый дартер Обнаруженный впервые в 1973 г., этот представитель семейства окуневых встречается только здесь.

В тот же год, когда был обнаружен  улитковый дартер, конгресс США принял закон о сохранении исчезающих видов. Численность исчезающих видов столь мала, что в ближайшем будущем они могут быть окончательно стерты с лица земли. В законе, в частности, говорится о том, что действия органов федерального правительства не должны угрожать существованию видов, занесенных в «Красную книгу», и видов, которые вот-вот туда попадут; эти правительственные органы не должны также допускать разрушения или изменения местообитаний видов, численность которых достигла критического уровня.

В 1966 г., за семь лет до того, как люди впервые узнали о существовании улиткового дартера, конгресс США санкционировал строительство плотины на р. Теллико, которое должню было вестись под руководством Управления по делам бассейна р. Теннесси, а также водохранилища на реке Литл-Теннесси. До момента обнаружения дартера строительство плотины было завершено наполовину. К 1975 г., когда дартер был зарегистрирован как исчезающий вид и внесен в «Красную книгу», строительство плотины было завершено уже на три четверти.

Но дартеры не размножаются в  стоячей воде водохранилищ, для размножения им нужна проточная вода. Таким образом, завершение строительства плотины, стоимость которой оценивалась в 116 млн. долларов, грозило разрушить места нерестилищ открытого нового вида, что сразу же привело бы к гибели всей популяции дартеров и нарушению закона о сохранении исчезающих видов. Ряд природоохранных групп возбудил дело о прекращении строительства, которое в итоге попало в Верховный суд. В 1978 г., когда плотина была завершена уже на 90%, Верховный суд постановил, что проект строительства действительно нарушает принятый природоохранный закон и поэтому должен быть либо отменен, либо изменен. Но действительно ли спасение малочисленной популяции небольших рыбок (длина этих дартеров составляет 7,5 см) заботила членов конгресса, когда они принимали этот закон? Как отметил Холден (Holden, 1977), «Нет сомнения в том, что многие члены конгресса проголосовали за принятие этого закона, движимые искренней заботой о милых существах с темными глазами или парящих высоко в небе крылатых созданиях, но в итоге они оказались перед ящиком Пандоры, в котором скрывается бесчисленное множество ползающей твари, о чьем существовании они никогда даже не подозревали».

Развернувшиеся вокруг маленькой  рыбки дискуссии заставили Управление по делам бассейна реки Теннесси пересмотреть планы строительства плотины на р. Литл-Теннесси, которая является одной из немногих сохранившихся в регионе рек с чистой холодной водой, изобилующих рыбами. Эти дискуссии также побудили Конгресс США внести изменения в закон о сохранении исчезающих видов, под сенью которого даже крохотная рыбка чувствовала бы себя защищенной от угрозы со стороны проекта грандиозного сооружения3.

Информация о работе Экологическое право в США, Японии, Канаде, Австралии