Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:41, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать особенности правового регулирования экологических отношений в развитых капиталистических странах.
Для достижения указанной цели в работе последовательно ставились и решались следующие основные задачи:
– охарактеризовать система экологического законодательства и управления в США;
– проанализировать правовую охрану окружающей среды в Японии;
Введе-ние……………………………………………………………………….3
1. Система экологического законодательства и управления в США….….5
2. Правовая охрана окружающей среды в Япо-нии………………...……..15
3. Правовое регулирование экологических отношений в Канаде
и Авст-ралии………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………….……24
Система государственного экологического управления в США также является довольно сложной. На федеральном уровне в структуре органов исполнительной власти существует Агентство по охране окружающей среды, отвечающее главным образом за предотвращение и устранение загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха и земной поверхности. Оно состоит из центрального аппарата и 10 региональных отделов (в городах Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Атланта, Чикаго, Даллас, Канзас-Сити, Денвер, Сан-Франциско и Сиэтл), действующих независимо от штатных властей и местных органов. В каждом из пятидесяти штатов действуют свои агентства по охране окружающей среды или эквивалентные им органы, подчиняющиеся только губернатору штата.
Помимо этих органов существуют Бюро управления земель, Службы национальных парков, Служба охраны рыб и диких животных, Геологическое наблюдение, Бюро рекламации (водохозяйственной мелиорации) — в структуре Министерства внутренних дел; Служба охраны почв, Служба леса — в структуре Министерства сельского хозяйства; Национальная океаническая и атмосферная администрация (НОАА) в Министерстве торговли, включающая Службу морских рыбных ресурсов и Отдел управления береговой зоной; Береговая охрана Министерства транспорта; Атомная регулирующая комиссия, Управление земель и природных ресурсов в системе Министерства юстиции США. Все эти органы действуют помимо Совета по качеству окружающей среды Администрации Президента США и Агентства по охране окружающей среды.
Таким образом, в Соединенных
Штатах Америки пока что не существует
консолидированной системы
2. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЯПОНИИ
Правовая охрана окружающей среды в Японии в сравнении с США представляет собой другой тип организации.
Расположенный вдоль восточного побережья Азиатского континента Японский архипелаг представляет собой дугу, протянувшуюся на 3800 км с северо-востока на юго-запад. По размерам территории Япония в 25 раз меньше США, хотя население страны достигло почти 125 млн. чел. Значительная часть суши Японии покрыта горами, лишь 32% земельной площади приходится на равнины. 60% населения сконцентрировано в областях, составляющих всего 2,8% площади страны. При этом Япония не имеет богатых запасов полезных ископаемых и 80% ее энергетических потребностей зависят от поставок по импорту.
После Второй мировой войны в Японии была принята схема развития экономики « любой ценой », что привело к разнообразным вредным экологическим последствиям. В условиях топографической стесненности, которая заставила располагать предприятия рядом с плотно населенными районами, большие группы населения неизбежно оказывались подверженными воздействию загрязнений окружающей среды6.
С введением в действие в мае 1947 г. новой Конституции Японии ответственность за принятие мер по защите окружающей среды была возложена на местные органы управления. В начале 50-х годов правительство приняло ряд законов для осуществления планов всестороннего развития страны и уже в этих законах предусмотрело, что задачи национального развития и охраны окружающей среды должны решаться взаимосвязано и гармонично. Этот принцип нашел отражение в первом Законе об охране окружающей среды 1967 г., в котором вопросам борьбы с загрязнениями уделялось большое внимание. Но это не спасло от ряда серьезных конфликтов.
В конце 60-х и начале 70-х годов суды Японии удовлетворили несколько исков граждан о возмещении им вреда, причиненного в результате повреждения здоровья вследствие загрязнения окружающей среды. Это были дела о «болезни Минамита», вызванной отравлением людей метилом и ртутью, об «астме Еккаити», возникшей в результате загрязнения воздуха выбросами нефтехимического комплекса в городе Еккаити, и о болезни «итай-итай» – отравление кадмием жителей префектуры Тояма в дельте реки Дзиндзу, который с оросительной водой, взятой из реки, попадал на поля и затем в сельскохозяйственную продукцию7.
Эти события подтолкнули развитие экологического законодательства. В декабре 1970 г. на одной из сессий парламента были приняты сразу 14 законов экологического характера, некоторые из которых были новыми, например, Закон обагрохи-микатах, а другие вносили изменения в ранее принятые законы. В 1971 г. образовано Управление по охране окружающей среды с обширными административными полномочиями, включающими применение административных санкций. В 1972 г, вступил в действие пересмотренный общий Закон об охране окружающей среды, содержание которого наряду с вопросами борьбы с загрязнением касалось уже всех иных форм охраны природной среды, включая особо охраняемые природные территории. Позднее принимались и другие необходимые правовые акты. В конечном счете сложилась система законодательства и управления, которая и по настоящее время позволяет аффективно решать задачи охраны окружающей среды в условиях интенсивного развития экономики унитарного государства.
Таким образом, в Японии экологическое право занимает важное место среди других отраслей права. Причин для этого много: большая плотность населения на сравнительно небольшой территории, развитость экономики, научно-технический прогресс, ограниченность земельных ресурсов, С 1968 г. был принят ряд законов, содержащих принципы и механизмы охраны окружающей среды: «О размещений предприятий», «Об экологической экспертизе» (1981 г.), «О мерах охраны окружающей среды при проведении общественных работ» (1972 г.), «О портах и гаванях», «О повышении качества водоемов» и др.
Особая роль в Японии отводится соблюдению экологических нормативов при строительстве крупных предприятий или других объектов. Главным звеном является взаимодействие между местными органами власти, лицами, ответственными за проект, и соответствующими министерствами.
Существуют также Агентство по окружающей среде и одноименное управление, осуществляющие сбор информации о содержании проектов, видах природоохранных сооружений, физико-географических особенностях территорий, природоохранных технологий, моделях прогнозирования. Помимо этого в Японии существуют правительственные учреждения, ответственные за международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В КАНАДЕ И АВСТРАЛИИ
В Канаде признана необходимость
включения природоохранных
Особенностью экологического права Канады является то, что охрана окружающей среды находится, главным образом, в юрисдикции провинций. В каждой провинции действуют законы или правительственные директивы по проведению мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в области охраны природы.
Обязательное предоставление информации, диалог с общественностью, публикация результатов ревизий — вот те требования, которые, по мнению канадских юристов, должны повысить ответственность чиновников за принимаемые ими решения. Именно этот принцип является одним из основных в современном экологическом законодательстве Канады.
Кроме того, надо отметить, что Канада включена в систему государств, имеющих образцово-показательные леса. В 1992 г. программа создания такой системы по инициативе канадцев была утверждена на Конференции ООН. В конце 80-х гг. XX в. в Канаде был принят так называемый «зеленый план»: ее власти выделяют из бюджета значительные средства на организацию образцовых лесов. Уже существует 10 таких хозяйств8.
Итак, субъектами международного экологического права являются международные организации, государства, как правительственные, так и неправительственные организации, а также юридические и физические лица, действующие в международной сфере.
В Австралии реализуется концепция «экологически устойчивого развития».
Основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворить свои собственные потребности. Устойчивое развитие включает два ключевых понятия: понятие потребностей (в частности, необходимых для существования беднейших слоев населения), которые должны быть предметом первостепенного приоритета; понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности9.
Без преувеличения можно сказать, что Австралия строит свою экономику на безукоризненной экологии. В этой стране наименьшее количество экологических катастроф, отравленных рек и загрязненностей больших городов. Подтверждением этому служит то, что США, да и другие страны, покупают мясо и молоко только в Австралии.
В большинстве учреждений Австралии курить можно только в установленных местах. В штате Южная Австралия (столица Аделаида) введен запрет на курение в столовых и ресторанах (в других штатах для курильщиков выделяют часть ресторанных помещений). За нарушение - штраф в одну тысячу австралийских долларов с владельца ресторана. В столице Австралии Канберре вообще запретили курение в общественных местах.
Многие австралийцы
сознательно относятся к пробле
Австралийские грунты в целом очень бедны. Следует отметить, что, в отличие от России, под плодородными землями в Австралии понимают достаточно посредственные грунты, где хоть что-то растет. И к тому же за двести лет европейской колонизации Австралии их качество значительно ухудшилось. Во многих частях Зеленого континента наблюдается водная эрозия грунтов, вследствие интенсивного полива полей возрастает их соленость. Под «давлением» высокоинтенсивного животноводства ухудшается качество австралийских пастбищ. Например, в штате Квинсленд состояние только 42% территории пастбищ признано удовлетворительным.
Австралийское правительство, конечно, обеспокоено состоянием грунтов и старается противодействовать их разрушению и загрезнению. Здесь, так же как в бывшем Советском Союзе, любят принимать «программы» (вспомним брежневскую Программу мира или горбачевскую Продовольственную программу). Австралийская программа называется так: Национальная программа ухода за грунтами (National Landcare Program), или сокращенно: Landcare. Здесь даже выпустили специальную однодолларовую монету с эмблемой Landcare, чтобы увековечить это событие!
Падает плодородие почв, и, чтобы бороться с этим, австралийские фермеры используют все больше химикатов. Химикаты, используемые в сельском хозяйстве, тоже приводят к загрязнению почв, например, пестициды для борьбы с вредителями кустов хлопка, который приносит хорошие доходы австралийским земледельцам (полтора миллиарда австралийских долларов ежегодно). Несмотря на уверения химических компаний, некоторые ученые обеспокоены возможным мутагенным действием пестицида эндосульфана (endosulfan). Примеси этого химиката находят в мясе животных. Из-за этого уже дважды заграничные покупатели возвращали австралийскую говядину. По этой причине свыше полутора тысяч животноводов Австралии судятся с химическими компаниями. Есть надежда, что интересы животноводства, приносящего Австралии прибыль более чем в 3,5 млрд. австралийских долларов, одержат победу над интересами хлопкоробов, которые зарабатывают «всего» полтора миллиарда долларов ежегодно. А пока тысячи пустых бочек из-под эндосульфана валяются на мусорных свалках Австралии10.
Контроль за применением химикатов в животноводстве и растениеводстве Австралии осуществляет соответствующее учреждение (National Registration Authority for Agricultural and Veterinary Chemicals). Если говорить о мировом масштабе, то свыше 40% сельскохозяйственных земель в мире уже деградировало вследствие эрозий, истощения грунтов и неправильной ирригации.
В каждом штате и территории Австралии существуют так называемые национальные парки (national parks), общая площадь которых составляет свыше 50 млн. гектаров. Большие участки прибрежных частей океанов (общей площадью около 40 млн. гектаров) Австралии также считаются заповедными морскими зонами (marine protected areas). Сельскохозяйственная активность и охота или рыболовство в национальных парках запрещены, даже въезд в эти зоны может быть ограниченным (особенно во время пожароопасного периода).
В 2000 году в Австралии был принят новый закон об охране окружающей среды и биологического разнообразия (Environment Protection and Biodiversity Conservation Act), который дает право федеральному министру экологии Австралии накладывать вето на любые планы хозяйственной деятельности, если они представляют потенциальную опасность для сохранности австралийской природы. Этот закон был принят после продолжительной борьбы в Парламенте и с более чем 400 поправками!
Заботятся в Австралии и о домашних животных. В стране существует соответствующий уголовный закон, который охраняет животных от «человеческого» издевательства. Здесь, например, нельзя зарезать курицу или утку, живущих в вашем дворе. Это разрешают делать только на официально зарегистрированных фермах. Вообще, даже куры-несушки здесь имеют свои права! В результате переговоров между Обществом по защите животных и животноводами Австралии размер клеток, в которых «живут и работают» куры, должен быть увеличен с 420 до 550 квадратных сантиметров.
Информация о работе Экологическое право в США, Японии, Канаде, Австралии