Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:27, курс лекций
Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом.
Кроме того, государство всегда стремилось занизить цены на энергоресурсы волевым порядком, несмотря на высокую и растущую их стоимость на мировом рынке. Делалось это для создания видимости экономической конкурентоспособности производимой продукции и дешевизны услуг, оказываемых населению. А на практике получалось, что экономические просчеты, связанные с низкой производительностью труда и неэффективностью управления, во многом оплачивались перерасходом энергоресурсов, ложась дополнительным бременем па топливно-энергетический комплекс народного хозяйства в целом.
Во-вторых, государство всегда устанавливало приоритет плана над экономическими возможностями и эффективностью.
Когда не хватало денег на строительство запланированных объектов, а не хватало их практически всегда, то шли по линии урезания сметных затрат, в первую очередь на экологические и энергосберегающие мероприятия. По этой причине сплошь и рядом не осуществлялась установка систем, предназначенных для улавливания загрязнений, использования уходящего тепла, регулирования энергопотребления и т.д.
Немаловажное значение в деле неэффективного использования энергоресурсов принадлежало и человеческому фактору. Основную негативную роль, думается, здесь сыграли отчужденность людей от исполняемого ими дела; отсутствие или мизерность экономического стимулирования труда вообще и вознаграждений за принятие и реализацию более экономичных решений.
Согласно статистическим данным потребление энергии в Республике Беларусь за первый период девяностых годов уменьшилось в 1,37, а душевое — в 1,53 раза. Столь резкое его снижение не было результатом успехов энергосбережении. Скорее оно стало следствием кризисного состояния экономики республики и было связано с сокращением производства, снижением ввода жилья и с другими негативными явлениями.
31. Сущность и задачи
мониторинга состояния
Выделяют след. этапы провед.мониторинга:1.
По содержанию разл-т
след. виды мониторинга: биосферный-
Главная цель экол. мониторинга: обеспечение своеврем. и достов. инфо. системы упр. эколог. безопасностью. Осн. задачи эколог. мониторинга:1.набл. за источником и фак-ми антропоген. воздуха и ОС; 2.оценка фактического состояния ОС; 3.прогноз изменения кач-ва ОС.
По степени охвата тер-рии разл-т след. уровни эколог. мон-га: локальный; региональный; национальный; глобальный.
32. Организация системы
наблюдения за состоянием
2.)
33. Основы экологического нормирования
Экологическое нормирование – процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окр. среду в соответствии с требованиями законодательства.
Сис-ма экологического нормирования подразделяется на 3 части:
1) технологическая – способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия человека на окр. среду.
2) научно-техническая – способность технич. ср-в контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям, требует постоянного совершенствования.
3) медицинская – определенные нормативы кач-ва окр. среды, которые определяют пороговый уровень угрозы здоровью и компонентам биосферы, своеврем. устанавливаются и корректируются ( ПДК, ПДВ, санитарно-защитные зоны)
Нормативы предельно
34. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
ГЭЭ – сис-ма мероприятий, связанных с определением экологич. обоснованности концепций и схем размещения производственных сил, наличаемой хоз-ной или иной деятельности, правильности и достоверности выполнения оценки воздействия этой деят-сти на окруж. среду,природные ресурсы и здоровье населения.
Цель ГЭЭ: определить уровень экологич. опасности, кот. может возникнуть в процессе хоз-ной деят-сти в настоящем и будущем.
ГЭЭ проводится на основании принципов :
- законности,
-научной обоснованности,
-комплексности,
-гласности.
Проводят органы Министерства природных ресурсов и охраны окруж. среды республиканского местного уровня.
Срок проведения : в течении 2х мес., в исключ. случаях до 3х мес.
Реализация проектов, подлежащих ГЭЭ без ее положительного заключения – ЗАПРЕЩАЕТСЯ и не подлежит финансир-ю.
ГЭЭ подлежат:
Общественная экологич. экспертиза
(ОЭЭ) осущ-ся независимыми
Экологич. контроль представляет собой сис-му мер по контролю и надзору за сост-ем окр. среды.
Экологич. контроль делится на :
35.Экологич.адит,учет
и анализ в природопользовании.
Экологич.аудит-
Объекты экологич. аудита:
1.имущество, т.е. земельные
2.текущие операции
3.система управления
4.программа охраны окр.среды.
Для учета количеств., качеств. и
иных характеристик природных
Кадастр прир.ресурсов-
1.принцип платности: он
2.принцип научной
3.принцип комплексности:
Формирование общегос. сис-мы наблюдения и контроля за качеством прир.среды тесно связано с экономико-статистич. учетом и анализом природопользования.Система показателей статистич. отчетности включает сл. разделы:
1.охрана и рац.использование водных ресурсов.
2.загрязнение, охрана и
3.состояние и охрана земельных ресурсов.
4.охрана и рац.использование лесных ресурсов.
5.наличие и состояние
6.радиоактивное загрязнение
7.затраты на природоохранные мероприятия
36 Экономический ущерб, причиняемый народному хозяйству
Загрязнение окр. среды в рез-те антропогенной деят-ти наносит 3 вида ущерба:
- экологический(наносится урон сост-ю эколог-х систем)
- экономический(выраженные в денежной форме дополн-е издержки, в следствии повышенного загрязнения окр. среды в рез-те антропогенной деят-ти)
Загрязнение окр. среды приводит к возникновению 2 видов затрат:
- социальный(наносится ущерб здоровью людей)
Выделяют след. объекты, по кот.можно получить количественные оценки экон-го ущерба:
1)экон-й ущерб здравоохранению
а)доп-е затраты на оплату биллютеней
б) доп-е затраты на мед. услуги
в) доп-е затраты, связанные с потерей продукции в рез-те заболеваемости
2)экон-й ущерб ЖКХ:
а)доп-е затраты на содержание
б) доп-е затраты населения на потребление бытовых услуг и товаров длит-го пользования
в) доп-е затраты на
3) экон-й ущерб сельскому и лесному хоз-ву
а)потери растениеводческой
продукции, вызванные
б) потери продукции
в) доп-е затраты лесного хоз-ва
4) экон-й ущерб промыш-ти и транспорту
а)доп-е потери на ремонт и восстановление осн-х фондов
б) потери сырья и топлива
в) потери, связанные с текучестью кадров
Соц-й ущерб – ущерб, наносимый здоровью людей загрязненным воздухом, экологически неблагоприятными продуктами питания, плохой водой, шумами, вибрацией и т д.
Делится на:
Совокупный экон-й ущерб
Показатели совок-го экон-го ущерба выполняют след функции:
1)учетная(служит измерению отриц-го влияния последствий хоз деят-ти)
2)стратегическая (служит для выбора стратегии в области охраны окр среды, обоснования экон-й политики)
3)ограничительная(способствует ограничению размещения новых объектов экологически неблагоприятных регионов, а также запрету деят-ти “грязных произв-в”)
4)инвестиционная (необходима для уточнения размеров и структуры природоохранных инвестиций)
5)стимулирующая (служит базой для определения штрафных санкций, а также платежей за загрязнение окр среды)