Конспект лекций по экологическому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:27, курс лекций

Описание работы

Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, государство всегда стремилось занизить цены на энергоресурсы волевым порядком, несмотря на высокую и растущую их стоимость на мировом рынке. Делалось это для создания видимости экономической конкурентоспособности производимой продукции и дешевизны услуг, оказываемых населению. А на практике получалось, что экономические просчеты, связанные с низкой производительностью труда и неэффективностью управления, во многом оплачивались перерасходом энергоресурсов, ложась дополнительным бременем па топливно-энергетический комплекс народного хозяйства в целом.

Во-вторых, государство   всегда   устанавливало   приоритет плана  над экономическими возможностями  и эффективностью.

Когда не хватало денег на строительство  запланированных объектов, а не хватало  их практически всегда, то шли по линии урезания сметных затрат, в первую очередь на экологические и энергосберегающие мероприятия. По этой причине сплошь и рядом не осуществлялась установка систем, предназначенных для улавливания загрязнений, использования уходящего тепла, регулирования энергопотребления и т.д.

Немаловажное значение в деле неэффективного использования энергоресурсов принадлежало и человеческому фактору. Основную негативную роль, думается, здесь сыграли отчужденность людей от исполняемого ими дела; отсутствие или мизерность экономического стимулирования труда вообще и вознаграждений за принятие и реализацию более экономичных решений.

Согласно статистическим данным потребление  энергии в Республике Беларусь за первый период девяностых годов уменьшилось  в 1,37, а душевое — в 1,53 раза. Столь резкое его снижение не было результатом успехов энергосбережении. Скорее оно стало следствием кризисного состояния экономики республики и было связано с сокращением производства, снижением ввода жилья и с другими негативными явлениями.

 

31. Сущность и задачи  мониторинга состояния окружающей  среды (ОС). Мониторинг ОС-постоян. компл. наблюдение за её состоянием, а также оценка и прогноз сост. ОС и её загрязнения. В систему мониторинга входит наблюд. за след. прир. средами: -воздушная среда; -поверхностные воды; -водные экосистемы; -геологическая среда; -наземные экосистемы.

   Выделяют след. этапы провед.мониторинга:1.выделение(определение)  объекта мониторинга; 2.обсслед. выдел.  объекта наблюд.;3. сост-ние информ. модели для объекта набл.;4.оценка сост. объекта набл. и идентификация его информ. модели;5.прогноз измен. сост. объекта набл.;6.предост. инфо. в удобной для пользователя форме и доведение его до потребителя.

   По содержанию разл-т  след. виды мониторинга: биосферный-ведётся слежение за общемир. процессами и явлениями в биосфере земли; медицинский-слежение и контроль за пок-ми кач-ва ОС собл. кот. обеспеч-т условия благопр. для жизни и безоп-ти здоровья; импактный- а) в чрезвычайных ситуациях, т.е. при угрозе аварий и катастроф, стих. бедствий и т.д. б) локальный-набл. вед-ся за возд-ем на ОС отдельно взятых пром. объектов и предприятий загрязнителей; биологический-слеж. вед-ся за биол. видами-биоиндикаторами; базовый-вед-ся набл. за атмосф. азоном и сейсмическим режимом на тер-рии страны; экологическкий-система длит. набл. в простр-ве и во времени за ОС при кот. обесп-ся пост. оценка экол. условий среды обитания чел. и др. биол. объектов, а также оценка состояния функционир. ценности экосистем.

   Главная цель экол. мониторинга: обеспечение своеврем. и достов. инфо. системы упр. эколог. безопасностью. Осн. задачи эколог. мониторинга:1.набл. за источником и фак-ми антропоген. воздуха и ОС; 2.оценка фактического состояния ОС; 3.прогноз изменения кач-ва ОС.

   По степени охвата тер-рии разл-т след. уровни эколог. мон-га: локальный; региональный; национальный; глобальный.

 

32. Организация системы  наблюдения за состоянием окружающей  среды (ОС). Основывается на базе служб: 1.)гидрометерологическая: -мониторинг атмосф. воздуха организ-н на стационарных постах в 16 городах республики, кроме того пров-ся эпизодические наблюд. ещё в 16 городах респ.; -за сост. поверхн. вод ведётся набл. в 93 пунктах на 146 створах(точки отбора проб). Регулярн. набл. охвачено 53 реки,10 озёр. 5 водохранилищ; -мониторинг земель пров-ся на 100 пунктах, располож. равномерно на тер-рии Беларуси; -мониторинг радиоационого набл. осущ-ся путём ежедн. измер. на 54 станциях доз гамма-излучения.

2.)санитарноэпидемиологическая: - на 152 стац. пунктах выполн-ся отбор и анализ проб воздуха и кач-ва питьевой воды.

 

33. Основы экологического нормирования

 Экологическое нормирование – процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окр. среду в соответствии с требованиями законодательства.

 Сис-ма  экологического нормирования  подразделяется на 3 части:

1) технологическая – способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия человека на окр. среду.

2) научно-техническая – способность технич. ср-в контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям, требует постоянного совершенствования.

3) медицинская – определенные нормативы кач-ва окр. среды, которые определяют пороговый уровень угрозы здоровью и компонентам биосферы, своеврем. устанавливаются и корректируются ( ПДК, ПДВ, санитарно-защитные зоны)

  Нормативы предельно допустимых  воздействий (ПДВ) пересматриваются  и корректируются каждые 3-5 лет. 

 

34. Государственная  экологическая экспертиза (ГЭЭ)

ГЭЭ – сис-ма мероприятий, связанных  с определением экологич. обоснованности концепций  и схем размещения производственных сил, наличаемой  хоз-ной или иной деятельности, правильности и достоверности выполнения оценки воздействия этой деят-сти на окруж. среду,природные ресурсы и здоровье населения.

Цель ГЭЭ: определить уровень экологич. опасности, кот. может возникнуть в  процессе хоз-ной деят-сти в настоящем  и будущем.

ГЭЭ проводится на основании принципов :

- законности,

-научной обоснованности,

-комплексности,

-гласности.

 Проводят органы Министерства природных ресурсов и охраны окруж. среды республиканского местного уровня.

 Срок проведения : в течении  2х мес., в исключ. случаях  до 3х мес.

 Реализация проектов, подлежащих  ГЭЭ без ее положительного  заключения – ЗАПРЕЩАЕТСЯ и  не подлежит финансир-ю.

  ГЭЭ подлежат:

  1. предплановая, предпроектная и  проектная документация по хоз-ной и иной деят-сти, которая может отрицательно воздействовать на окр. среду.
  2. проекты планов,  программы, схемы развития и размещения производ-х сил и отраслей народного хоз-ва.
  3. дейсьвующие предприятия и иные объекты,
  4. эколог. сост-е отдельных регионов.

 Общественная экологич. экспертиза (ОЭЭ) осущ-ся независимыми группами  специалистов по инициативе общественных  организаций, местных исполнит. комитетов  и граждан, за счет собственных средств или на общественных началах ОЭЭ проводится независимо от ГЭЭ. Заключение ОЭЭ носит рекомендательный хар-р.

 Экологич. контроль представляет собой сис-му мер по контролю и надзору за сост-ем окр. среды.

   Экологич. контроль делится  на :

  1. гос. контроль : призван обеспечить соблюдение норм и стандартов, а также следить за рац. использ-ем природных ресурсов, его функции возложены на местные советы, исполнит. органы, органы гос. управ-я по природным ресурсами охране окр. среды.
  2. Ведомственный контроль : осущ-ся республ. органами гос. управления в целях обеспечения подведомственными предприятиями мероприятий по охране окр. среды .
  3. производственный  контроль : проводит экологич. служба предприятий, организаций и др. хоз-х объектов
  4. общественный контроль : могут осуществлять общественные организации и трудов. коллективы.

 

35.Экологич.адит,учет  и анализ в природопользовании. 

Экологич.аудит-систематизированная, преиодическая, подкрепленная документами  объективная оценка экологичности  пр-ва и оборудования.

Объекты экологич. аудита:

1.имущество, т.е. земельные участки,  природные объекты, здания, сооружения, машины и оборудование и т.д.

2.текущие операции предприятия-производств.,коммерческие  и прочие операции.

3.система управления предприятием  в чрезвычайных ситуациях.

4.программа охраны окр.среды.

Для учета количеств., качеств. и  иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и  режима использования ведутся ведутся  гос. кадастры прир.ресурсов.

  Кадастр прир.ресурсов-систематизированный свод количеств.,качеств.,организационных и территориально адресных показателей о естественно-физических, хоз.,экономических характеристиках и правовом статусе прир.ресурса.Составление кадастров осущ-ся на основе сл. принципов:

1.принцип платности: он означает  использование прир.ресурсов в процессе пр-ва исключительно за плату.

2.принцип научной обоснованности: предполагает разумное сочетание  экологич. и экономич.интересов общ-ва, обеспечивающих реальные гарантии  прав человека на здоровую  и комфортную для жизни окр.среду.

3.принцип комплексности: предусматривает  многоцелевую направленность в  использовании прир.ресурсов, развитии  малоотходных и безотходных производств,  глубокую переработку сырья.

Формирование общегос. сис-мы наблюдения и контроля за качеством прир.среды тесно связано с экономико-статистич. учетом и анализом природопользования.Система показателей статистич. отчетности включает сл. разделы:

1.охрана и рац.использование  водных ресурсов.

2.загрязнение, охрана и состояние  атмосферного воздуха

3.состояние  и охрана земельных ресурсов.

4.охрана и рац.использование  лесных ресурсов.

5.наличие и состояние заповедных  территорий.

6.радиоактивное загрязнение территории

7.затраты на природоохранные  мероприятия

 

 

36 Экономический ущерб, причиняемый народному хозяйству

  Загрязнение окр. среды в  рез-те антропогенной деят-ти  наносит 3 вида ущерба:

- экологический(наносится урон сост-ю эколог-х систем)

- экономический(выраженные в денежной форме  дополн-е издержки, в следствии повышенного загрязнения окр. среды в рез-те антропогенной деят-ти)

Загрязнение окр. среды приводит к  возникновению 2 видов затрат:

  • на предупреждение воздействия загрязненной среды на хоз. объекты(строительство очистных сооружений, улавливающих сооружений)
  • затраты, вызываемые прямым воздействиям загрязненной среды на объекты, т. е. прямой экон-й ущерб – коррозия металлов, разрушение почв

- социальный(наносится ущерб здоровью людей)

Выделяют след. объекты, по кот.можно  получить количественные оценки экон-го ущерба:

1)экон-й ущерб  здравоохранению

  а)доп-е затраты на оплату биллютеней

  б) доп-е затраты на мед.  услуги

  в) доп-е затраты, связанные  с потерей продукции в рез-те  заболеваемости

2)экон-й ущерб ЖКХ:

 а)доп-е затраты на содержание

  б) доп-е затраты населения  на потребление бытовых услуг  и товаров длит-го пользования

  в) доп-е затраты на содержание  коммун-го хоз-ва

3) экон-й ущерб  сельскому и лесному хоз-ву 

  а)потери растениеводческой  продукции, вызванные загрязнением  окр среды

  б) потери продукции животноводства

  в) доп-е затраты лесного хоз-ва

4) экон-й ущерб  промыш-ти и транспорту

  а)доп-е потери на ремонт  и восстановление осн-х фондов

  б) потери сырья и топлива

  в) потери, связанные с текучестью  кадров

37. Социальный и  совокупный экон-е ущербы

Соц-й ущерб – ущерб, наносимый  здоровью людей загрязненным воздухом, экологически неблагоприятными продуктами питания, плохой водой, шумами, вибрацией и т д.

Делится на:

  • восполнимые потери, кот могут быть измерены в стоимостных показателях, т е можно определить прямые расходы в здравоохранении и соц-м обеспечении
  • невосполнимые потери, кот нельзя оценить стоимостными показателями – это снижение продолжит-ти жизни, творческой активности

Совокупный экон-й ущерб отражает потери экономики и общества при  отсутсвии природоохранных мероприятий. Он включает экон-й ущерб. т е недополучение пром-й продукции, снижение урожайности с/х культур и соц-й ущерб, кот включает рост заболеваемости, инвалидности

Показатели совок-го экон-го ущерба выполняют след функции:

1)учетная(служит измерению отриц-го влияния последствий хоз деят-ти)

2)стратегическая (служит для выбора стратегии в области охраны окр среды, обоснования экон-й политики)

3)ограничительная(способствует ограничению размещения новых объектов экологически неблагоприятных регионов, а также запрету деят-ти “грязных произв-в”)

4)инвестиционная (необходима для уточнения размеров и структуры природоохранных инвестиций)

5)стимулирующая (служит базой для определения штрафных санкций, а также платежей за загрязнение окр среды)

Информация о работе Конспект лекций по экологическому праву